Протокол методического заседания классных руководителей
методическая разработка по теме

 

Повестка заседания

1.      Анализ воспитательной работы по программе развития образовательного учреждения «Вместе мы – сила» за 2010-2011 уч.г. и корректировка задач воспитательной работы школы на 2011-2012 уч.г.

2.      Презентация и утверждение плана мероприятий по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на 2011-2012 уч.г.

3.      Программа развития классных коллективов как залог успешной воспитательной работы с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_klassnyh_rukovoditeley.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОГУРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Адрес: 636460, Россия, Томская область, Колпашевский район,

с. Тогур, ул. Свердлова 15, тел./факс: +7(38254) 5-47-85

ИНН 7007005924, КПП 700701001, Л/сч. 02 ТОГНШ О74

e-mail: tnos1@yandex.ru

Протокол № 1 заседания методического объединения

 классных руководителей

 от 8 сентября 2011 - 2012 учебного года.

В составе МО: 18 человек

Присутствовали:  18 человек

Повестка заседания

  1. Анализ воспитательной работы по программе развития образовательного учреждения «Вместе мы – сила» за 2010-2011 уч.г. и корректировка задач воспитательной работы школы на 2011-2012 уч.г.
  2. Презентация и утверждение плана мероприятий по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на 2011-2012 уч.г.
  3. Программа развития классных коллективов как залог успешной воспитательной работы с обучающимися.

По первому вопросу слушали руководителя МО Пшеничникову О.А., зам.директора по ВР (отчет «Анализ воспитательной работы за 2011-2012 уч.г. прилагается).

По первому вопросу постановили  определить в качестве основных задач воспитательной работы на 2011 – 2012 учебный год:

  1. В 2010-2011 уч.г. создать необходимую нормативную документацию по организации внеурочной деятельности в школе.
  2. Продолжить работу по сетевому взаимодействию с другими ОУ, учреждениями культуры, УДО, социальными партнерами.
  3. Повышать квалификацию педагогов по внедрению в педагогический процесс инновационных форм и методов.
  4. Расширить программное обеспечение внеурочной деятельности (разработка дополнительных образовательных программ, факультативов).
  5.  Разработать систему мониторинга результатов внеурочной деятельности в школе, в соответствии с требованиями ФГОС.

По второму вопросу слушали Пшеничникову О.А., которая ознакомила присутствующих с мероприятиями по программе «Мы – будущее России» на 2011-2012уч.г. В качестве открытых мероприятий классных руководителей на параллель классов были определены следующие мероприятия: праздник «Хлеб – всему голова», праздник «Русский праздник Масленица», историческая викторина «Колесо истории», викторина «Азбука вежливости», познавательная игра «Рыцарский турнир», брейн-ринг «Знаешь ли ты животных», брейн-ринг «Береги природу – наш дом».

По второму вопросу постановили:

  1. Утвердить план мероприятий по программе духовно-нравственного развития и воспитания «Мы – будущее России» на 2011-2012 уч.г.
  2. Определить ответственных за проведение открытых воспитательных мероприятий в 2011-012 учебном году следующих классных руководителей:

праздник «Хлеб – всему голова» (Морозова С.А., Казанцева О.В.),

праздник «Русский праздник Масленица» (Волкова Р.А., Харлова Г.Н.),

историческая викторина «Колесо истории» (Ануфриева С.А., Прилуцкая Т.А.),

викторина «Азбука вежливости» (Никитина Л.В.),

познавательная игра «Рыцарский турнир» (Токарева О.В.),

брейн-ринг «Знаешь ли ты животных» (Минакова С.В., Улыбина Г.В.),

брейн-ринг «Береги природу – наш дом» (Дынер В.С., Наумыч Т.А.).

По третьему вопросу слушали  Пшеничникову О.А., зам.директора по ВР, которая познакомила присутствующих классных руководителей с методикой создания программы развития классного коллектива (выступление Пшеничниковой О.А. прилагается)

По третьему вопросу постановили:

Разработать программы развития классных коллективов до 20 сентября 2011 года.

 

Рекомендации методического объединения:

1. Определить в качестве основных задач воспитательной работы на 2011 – 2012 учебный год:

  1. В 2010-2011 уч.г. создать необходимую нормативную документацию по организации внеурочной деятельности в школе.
  1. Продолжить работу по сетевому взаимодействию с другими ОУ, учреждениями культуры, УДО, социальными партнерами.
  1. Повышать квалификацию педагогов по внедрению в педагогический процесс инновационных форм и методов.
  1. Расширить программное обеспечение внеурочной деятельности (разработка дополнительных образовательных программ, факультативов).
  1.  Разработать систему мониторинга результатов внеурочной деятельности в школе, в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Утвердить план мероприятий по программе духовно-нравственного развития и воспитания «Мы – будущее России» на 2011-2012 уч.г.

3. Назначить ответственных за проведение открытых воспитательных мероприятий в 2011-012 учебном году следующих классных руководителей: Морозову С.А., Казанцеву О.В., Волкову Р.А., Харлову Г.Н., Ануфриеву С.А., Прилуцкую Т.А., Никитину Л.В., Токареву О.В., Минакову С.В., Улыбину Г.В., Дынер В.С., Наумыч Т.А..

4. Разработать программы развития классных коллективов до 20 сентября 2011 года и презентовать их на следующем методическом объединении классных руководителей.

Проголосовали «за» - 18 человек          

                    «против» - 0

                    «воздержались» - 0

Председатель МО классных руководителей Пшеничникова О.А.__________

Сектретарь МО классных руководителей Прилуцкая Т.А. _______________

                                                                     8 сентября 2011 года.    

       

Приложение №1

к протоколу МО классных руководителей от 08.09.2011г.

Воспитательная система и программа развития классного коллектива.

Выступающий: Пшеничникова О.А., зам.директора по ВР

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова Н.Е. Щурковой.

 "Работа по программе - это профессиональная работа. Работа без программы - это развлечение и отвлечение детей"     Н.Е. Щуркова

Для того, чтобы начать работу по данной теме я попрошу ответить Вас на следующие вопросы.

1. Что (кто) такое (такой) классный руководитель?

2. Что значит воспитание?

3. Традиции школы.

4. Воспитательная система школы.

5. Зачем нужен классный коллектив?

Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы"    Фридман

6. Зачем нужна программа?

(варианты ответов классных руководителей)

Программа основана на результатах анализа и собственном представлении о желаемом результате. Это система воспитательной работы, регулярность на каждом этапе становления и коллектива и отдельной личности.

Введение.

Немало можно добиться строгостью, многого - любовью, но больше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И.Гете

В играх детей нередко возникает вопрос: кто самый главный? Как правило, дети заинтересованно и оживленно начинают искать на него ответ и, конечно, вскоре находят. Давайте последуем примеру детей и зададим себе такой вопрос: "А кто самый главный человек в школе?" "Однозначно, директор", - ответило бы большинство из нас. Но все ли так однозначно, если поиском ответа на этот вопрос занят родитель? Ведь из его уст можно услышать и другой ответ: "Для меня самый главный человек в школе - это классный руководитель," - скажет он и обоснует свою точку зрения десятком аргументов. И, слушая, невольно убеждаешься в его правоте, ведь в плоскости отношений "ребенок - школа" или "семья - школа" нет более ' важной персоны, чем классный руководитель.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который при первой и последующих встречах с тобой скажет: " А вы знаете, какие замечательные дети в нашем классе!" "А у этих замечательных детей, вероятно, и замечательные родители," - моментально рождается в родительском сознании продолжение произнесенной учителем фразы.

Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сразу может рассказать практически все об успехах и неудачах твоего ребенка в школьной жизни! Как хочется встретиться с таким классным руководителем, который сможет увидеть, понять и принять особенности твоего ребенка, помочь ему стать самим собой, избежать конфликтов со своим внутренним "я" и с окружающими его людьми!

Классное руководство - профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном коллективе, созданий условий для самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что классному руководителю сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально-экономических преобразований в Российском государстве и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.

Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

В нашем учебном учреждении уже построена и успешно функционирует воспитательная система. Поэтому, построение воспитательной системы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Уже известно, что на определенном этапе становления общешкольной воспитательной системы темп системообразования существенно замедляется, если не уделяется достаточного внимания формированию классных коллективов, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Важным условием дальнейшего развития воспитательной системы нашего учебного заведения является использование системного подхода на уровне структурных подразделений учреждения. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Однако, в теории не существует понятия «воспитательная система класса». Класс принято рассматривать лишь как компонент (элемент) воспитательной системы школы. Большинство исследователей склонны считать, что понятие «воспитательная система» отражает специфический способ организации воспитательного процесса на уровне всего образовательного учреждения и не может характеризоваться процесс воспитания, происходящий на уровне структурного подразделения учебного заведения - в классе, кружке, секции.

Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса должна быть направлена на то, чтобы учащийся в течении многих лет мог развить личностные качества, соответствующие сформированным педагогом, учениками и родителями образу выпускника школы.

1.Понятие и сущность воспитательной системы

Что же такое воспитательная система класса? Из каких элементов и компонентов она состоит?

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. [2]

Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы.( табл.1)

Таблица 1. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса.

Компоненты воспитательной системы

Составные части (элементы компонентов)

I. Индивидно-групповой компонент

1. Классный руководитель.

2. Учащиеся класса.

3. Родители учащихся.

4. Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

II. Ценностно-ориентационный компонент

1. Цели и задачи воспитания.

2. Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.

3. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

III. Функционально-деятельностный компонент

1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.

2. Основные функции воспитательной системы.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

IV. Пространственно-временной компонент

1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.

2. Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.

3. Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

4. Этапы становления и развития воспитательной системы.

V. Диагностико-аналитический компонент

1. Критерии эффективности воспитательной системы.

2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в классном коллективе.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в виде схемы 1.

2.Моделирование воспитательной системы класса и программы развития классного коллектива.

Построение воспитательной системы класса начинается с моделирования. В науке под моделированием принято понимать метод познавательной или практической деятельности, с помощью которого конструируется аналог-заменитель отображаемого либо создаваемого объекта, явления или процесса с целью получения новой информации или преобразования какого-либо фрагмента социальной и природной деятельности. Трудно вообразить построение эффективной воспитательной системы образовательного учреждения или его структурного подразделения без ранее сформированных о ней модельных представлений.

Моделирование воспитательной системы класса - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.

Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.

Моделирование воспитательной системы класса - это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.

Можно определить формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2.Определить уровень сфомированности класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

1.Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.

2.Мастерские общения.

3.Тестирование сформированности коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1.Организационно-деятельностные игры. кл.час « Класс, в котором я хотел бы учится»

2.Конкурс «Устав класса», «Мой класс сегодня и завтра»

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1.Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.

2. «Разговор при свечах», «Волшебный стул», Любые формы коллективной деятельности.

3.Концептуальная модель воспитательной системы класса

Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Сущность воспитания можно обнаружить там, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где педагог руководствуется сознательными намерениями. Действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану (например: план воспитательной работы на учебный год) в соответствии с поставленными задачами.

Этапы развития воспитательной системы и программы.

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе, но и правильно будут определены этапы этого процесса. Для успешного развития воспитательной системы класса можно выделить четыре этапа: первый этап - этап проектирования системы 1 класс; второй этап - этап становления системы 2  класс; третий этап - этап стабильного функционирования системы 3 класс; четвёртый этап - этап обобщения результатов и обновления системы 4 класс.

Главной своей целью в коллективе можно поставить - сплочение коллектива. Дети лучше всего сближаются в неформальной обстановке, и поэтому сразу же проводим классный час «Давайте познакомимся», выходим на природу, и так далее. После таких мероприятий дети общаются совсем по - другому.

Цель воспитательной работы - развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Положительный результат будет тогда, когда процесс обучения и воспитания будет проводиться в системе.

Направление воспитательной работы:

Направления работы класса должны перекликаться с направлениями воспитательной работы школы, программы «Мы – будущее России».

В соответствии в направлениями определяются задачи воспитательной работы. Они должны быть конкретными и измеримыми.

Далее программа наполняется содержанием. Это мероприятия в соответствии с выбранными направлениями.

И обязательным разделом программы является диагностика воспитательного процесса, организованного в рамках программы.

Диагностика классного коллектива.

         Психолого–педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. При систематическом диагностировании классного-коллектива каж дый раз можно увидеть новый уровень развития во взаимоотношениях детей: возрастает степень его сплоченности, организован ности, самостоятельности, расширяется сфера и возможности осуществ ления в нем разнообразной деятельности. 
         Следует отметить, что нельзя изучать личность учащегося в отрыве от изучения классного коллектива. Изучая классный коллектив, мы одно временно в определенной степени изучаем и отдельные личности, входя щие в данное объединение, воспитываем подростков и формируем у них психологические предпосылки к самовоспитанию.

           На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, со ставляется психолого-педагогическая характеристика классного коллек тива, которая должна постоянно дополняться, уточняться и использовать ся в деятельности классного руководителя и воспитателя.

Диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.
  2. Прогнозирующую.
  3. Оценочную.
  4. Развивающую.

Используемые методы диагностики:

- Беседа с учеником.

- Беседа с родителями.

- Беседа с педагогами.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Тестирование.

- Сочинения.

- Социометрия.

- Ранжирование.

- Графический и рисуночный тест.

Детская энергия неиссякаема. Нам, педагогам, надо лишь умело направлять её. Более двадцати лет я работаю учителем начальных классов и являюсь классным руководителем. Каждый раз, когда приходят ко мне новые первоклассники, меня волнует вопрос: как построить свою воспитательную работу, чтобы коллектив был дружным, сплочённым, творческим? Пока малыши не всех знают по имени, они ещё не успели подружиться друг с другом, и общая цель пока ими не осознана. Коллектив рождается в совместной и целенаправленной деятельности. А к этой деятельности мы только приступаем.

Нам часто кажется, что мы знаем достаточно хорошо тех, кого учим, воспитываем. Однако в жизни бывает не так. К сожалению, нередки ситуации, когда мы, взрослые, с горечью осознаём, что недостаточно хорошо понимаем сегодняшних мальчишек и девчонок, их поведение неожиданно для нас, мы не можем объяснить их действия и суждения.

Надо хорошо знать ребёнка, чтобы предъявлять к нему требования, соответствующие его силам и возможностям. Неумение вовремя заметить некоторые особенности в его характере и поведении ведёт к серьёзным упущениям в воспитании. Лишь постоянное внимание к личностным особенностям ребёнка создаёт основу для сознательного управления развитием с учётом возрастных изменений.

Каждому ребёнку присущ свой индивидуальный путь развития. Определить и спрогнозировать его уровни и темп помогает педагогическая диагностика. В свою очередь, информация, полученная о каждом ребёнке в ходе диагностических исследований, позволяет правильно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом.

Всю свою диагностическую работу по формированию коллектива я разделила на три этапа:

  1. I этап – диагностика исследования личности учащихся (1 класс);
  2. II этап – диагностика развития коллектива (2 – 3 классы);
  3. III этап – диагностика сформированности коллектива (4 класс).

Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые ежедневно приходят к нам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, существуют различные диагностические методики. В своей практике я использую методики, разработанные в НИИ и подробно описанные в книге “Воспитательный процесс: изучение эффективности” [под редакцией Е.Н.Степанова], методики, изложенные кандидатом педагогических наук Г.Ф.Гаврилычевой в журналах “Начальная школа”, а также составленные мною в процессе педагогической деятельности. Их целью является выявление уровня воспитанности, взаимных симпатий, творческого развития личности, направленности интересов и т.д.

На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”.

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме:

Ф.И.

Желания

для себя

для близких людей

для других людей

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Диагностическая методика “Космическое путешествие”.

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”.

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне

С друзьями мне

Дома мне

Диагностическая методика “День рождения”.

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так:

Света – книга,

Ира – кукла и т.д.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

Диагностическая методика “Загадай желания”.

Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

- материальные (вещи, игрушки и т.п.);

- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

- познавательные ( научиться чему-то, стать кем-то);

- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

Диагностическая методика “Золотая рыбка”.

Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

Методика незаконченных предложений.

Варианты:

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда … .

Больше всего я огорчаюсь, когда … .

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.

Графический тест “Я – позиция”.

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

Тест “Пьедестал”.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Методика “Цветик-семицветик”

(составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф. И.

 

Желание

для себя

для родных и близких

для класса и школы

для всех людей

1. Корниенко И.

4

1, 3, 5

2, 7

6

Игра “Магазин”

(подготовлена О.В.Соловьёвым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа фиксируются в таблице:

№п/п

Ф.И.

“Приобретённые” Положительные качества

“Проданные” отрицательные качества

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

№п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

1.

 

 

 

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки: 

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
  2. Наш класс дружный.
  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика “Школьная мотивация”

Диагностические исследования детского коллектива позволяет мне составить более полную картину при характеристике уровня сформированности коллектива в конце четвёртого класса. Материал представляю в таблицах, чтобы наиболее ясно была видна динамика сформированности детского коллектива, роли каждого ученика в классном сообществе.

К концу четвёртого класса ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.

Оформление программы.

1. Название.

2. Тема, сроки реализации.

3. Пояснительная записка (актуальность выбранной темы, цели, задачи, анализ и каких результатов хотим добиться)

4. Содержание программы по возрастам.

5. Диагностика (процесс распознавания проблемы и её обозначения) и мониторинг (отслеживание результатов).

Примеры названий программ развития классных коллективов.

1. Познавательная активность.

2. Программа по воспитанию толерантности.

3. Вместе.

4. развитие творческой личности.

5. Путь к успеху.

6. Познай себя.

7. Я в мире ... Мир в моём Я...

8. Я человек, но какой?

9. Семь-я.  

Заключение

Наши дети - это наша старость.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко

Воспитательная концепция класса... Судя по толковому словарю Ожегова - это система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.

Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Именно в наше время - время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Школа с новым положением ребенка нужна сегодня не случайно. Общество круто разворачивается к человеческой личности.

Идея развития личности ребенка - узловой момент новой школы.

Главная цель воспитания - Человек.

Хочешь воспитать ребенка? Как воспитать личность, не воспитывая?

Главное - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Это - значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, а каждую минуту переживать с детьми, и самому с ними учиться.

Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы школьного методического объединения классных руководителей

           Протоколы заседаний МО классных руководителей МБОУ «Излучинская ОНШ»...

Протоколы школьного методического объединения классных руководителей

           Протоколы заседаний МО классных руководителей МБОУ «Излучинская ОНШ»...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Протоколы заседаний методического объединения классных руководителей за 2021/2022 учебный год

Тема: «Повышение уровня профессиональной компетентности классных руководителей в условиях обновления содержания образования»...

План заседаний методического объединения классных руководителей начальных классов на 2022-2023 учебный год

План заседаний методического объединения классных руководителей начальных классов на 2022-2023 учебный год...

Заседание методического объединения классных руководителей

laquo;Организация работы классных руководителей на 2021-2022 учебный год в соответствии с программой воспитания»...