протокол МО начальные классы 2022-2023
материал
Подведение итога МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_mo_nachalnyh_klassov_no4_2022-2023_uchebnyy_god.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ № 4
заседания учителей МО начальных классов 28 марта 2023 года
Присутствуют: Алфёрова Людмила Владимировна, Бибикова Нелли Васильевна, Гузяева Екатерина Сергеевна, Дакаева Анастасия Руслановна, Егорова Екатерина Юрьевна, Иващенкова Любовь Олеговна, Катасонова Юлия Сергеевна, Лебедева Лариса Евгеньевна, Мартыненкова Лариса Викторовна, Марченкова Ольга Павловна.
Отсутствуют: Николаева Елена Викторовна.
Тема: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий».
1. Условия, способствующие успешной адаптации и социализации младших школьников с ОВЗ в обществе. (Мартыненкова Л.В.)
2. Использование игровых технологий в начальной школе по ФГОС. (Бибикова Н.В.)
3. Использование технологии уровневой дифференциации обучения в начальных классах. (Егорова Е.Ю.)
4. Проведение интегрированных уроков в начальных классах. ( Гузяева Е.С.)
5. Выступления по темам самообразования. (Алфёрова Л.В., Катасонова Ю.С., Дакаева А.Р.)
6. Отчёт о проведении методической недели начальных классов. (Мартыненкова Л.В.)
Вопрос №1. «Условия, способствующие успешной адаптации и социализации младших школьников с ОВЗ в обществе».
Выступила: Мартыненкова Л.В.
В процессе формирования социальной адаптации школьников с ОВЗ (умственной отсталостью) должны решаться следующие задачи:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть уделено умственному развитию.
2. Воспитание умственно отсталых школьников, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог работы всех специалистов.
Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении определённых условий:
- более раннее начало коррекционной работы;
- благоприятная семейная обстановка и тесная связь школы и семьи;
- благоприятная обстановка в классе, в группе продлённого дня;
-применение адаптированной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям данных учащихся и целям их воспитания.
Выделяются такие критерии формирования социальной адаптации, как общение со сверстниками и с взрослыми, формирование навыков самообслуживания, игровой деятельности.
1. Формирование сотрудничества ребенка с взрослыми и формирование способов усвоения социокультурного опыта.
В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у нетипичного ученика мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Следует отметить, что для умственно отсталого ребёнка характерно отсутствие способности к совместной деятельности. В дальнейшем происходит формирование действий по указательному жесту и параллельное развитие функций внимания. Данный этап подготавливает к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.
Таким образом, условия формирования сотрудничества с взрослым и сверстниками следующие:
-эмоциональный, визуальный и тактильный контакт;
-постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме;
-подбор способов передачи социокультурного опыта, соответствующих уровню актуального развития.
Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:
-совместные действия взрослого и ребенка;
-подражание показанным действиям;
-действия по образцу и речевой инструкции;
-поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).
2. Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей.
Работа направлена на развитие интереса к игрушкам, предметно - игровым действиям.
Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные и другие игры.
Наиболее важны ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.
В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития и коррекции. Воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.
3. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей.
Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания относятся:
- занятия ручным трудом;
- воспитание навыков самообслуживания;
- воспитание уважения к труду взрослых.
Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей.
Основная задача — сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.
В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью ориентированы на формирование умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре.
Воспитание навыков самообслуживания.
Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся социально значимыми. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.
В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду: Наведению порядка на рабочем месте, в своём портфеле; уборке игрового места, класса; дежурству по столовой и в уголке с растениями и т. д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции.
Воспитание уважения к труду взрослых.
Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных совместных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде учителя, воспитателя, повара, дворника, водителя, врача, то есть людей, которые окружают их и труд которых доступен пониманию. Основная задача педагога — показать определенный вид труда, его результаты, их значимость, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется.
Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой под руководством педагогов обыгрываются полученные во время наблюдений впечатления. (См. приложение.)
Вопрос №2. «Использование игровых технологий в начальной школе по ФГОС».
Выступила: Бибикова Н.В.
Цель игровой технологии: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности обучающихся и уровня их развития.
Задачи игровой технологии: достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении умений за счёт собственной активности ребёнка; подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Функции игры: развлекательная, коммуникативная, самореализации, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная, функция социализации.
Характеристика педагогической игры: чётко поставленная цель обучения, управление ходом игры, учебно-познавательная направленность, подведение итогов и оценивание, соответствующий цели педагогический результат.
Виды педагогических игр по целевым ориентирам.
Дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности; применение ЗУН в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие ВПФ, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ: соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития; учет структуры дефекта; подбор игрового материала с постепенным усложнением; связь содержания игры с системой знаний ребенка; соответствие коррекционной цели занятия; учет принципа смены видов деятельности; использование ярких, озвученных игрушек и пособий; соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность. (См. приложение.)
Вопрос №3. «Использование технологии уровневой дифференциации обучения в начальных классах».
Выступила: Егорова Е.Ю.
Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией.
Дифференциация обучения – это
- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
- часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе 8 вида лежат разные возможности школьников к овладению программным материалом. Условно можно выделить 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения затрудняются. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приёмов обучения. Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Вопрос №4. «Проведение интегрированных уроков в начальных классах». Выступила: Гузяева Е.С.
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе.
В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности.
В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. (См. приложение.)
Вопрос №5. Выступления по темам самообразования. (Алфёрова Л.В., Катасонова Ю.С., Дакаева А.Р.)
– Алфёрова Л.В. «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ». (см. приложение)
– Дакаева А.Р. «Развитие коммуникативной активности у детей с умственной отсталостью». (см. приложение)
– Катасонова Ю.С. «Развитие самостоятельности как условие для самореализации обучающихся с ОВЗ». (см. приложение)
Вопрос №6. Отчёт о проведении методической недели начальных классов. Выступила: Мартыненкова Л.В.
Тема «Марафон знаний (0 – 4 классы)».
Цели предметной недели:
- Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционального насыщения образовательного процесса.
- Создание условий для раскрытия способностей учащихся.
- Развитие умения работать индивидуально и коллективно.
- Развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей.
Задачи предметной недели:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
- Провести в каждом классе открытые уроки или мероприятия, содействующие развитию познавательной активности учащихся, расширению знаний по предметам, формированию творческих способностей.
- Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.
- Содействовать воспитанию коллективизма и товарищества, культуры общения.
Принцип проведения предметной недели:
- Каждый ребенок является активным участником всех событий недели.
(См. приложение.)
Решение:
1. При решении задач обучения и воспитания учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) особое внимание уделять дифференцированному подходу.
2. На уроках и во внеурочной деятельности, особенно во втором варианте, опираться на использование разнообразных игр.
3. Обратить внимание на внедрение в практику начальной школы интегрированных занятий.
Председатель МО: Мартыненкова Л.В.
Секретарь МО: Алфёрова Л.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3 для 1 класса по программе "Школа России" 2022-2023...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3...
Рабочая программа педагога-психолога начального образования (начальных классов) 2022-2023 г.
Рабочая программа разработана для начального образования 1-4 классы. Методическая тема :Одаренные дети"....
протокол проведения олимпиад по предметам 3 класс 2022-2023 уч.год
В данном протоколе прописаны участники и их статус результатьв участия в школьной предметной олимпиаде...
План работы декады начальных классов, 2022-2023 учебный год.
Вплане декады представлены виды мероприятий, проводимые на «Декаде начальных классов».«Декада начальных классов» предназначена для обучающихся 1-4 –х классов....
План работы ШМО учителей начальных классов (2022-2023 уч.г.)
Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, учителей начальных классов в школе, является методическое объединение. Школьное методическое объединение – эт...
Анализ работы МО учителей начальных классов 2022-2023
Анализ работы МО учителей начальных классов 2022-2023...