Выступление на РМО "Формирование функциональной грамотности" за 2022-2023год
материал
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup.pptx | 1.16 МБ |
plan_zasedaniya_no2_posl.variant.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»
Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация , отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы Примеры заданий 1. уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Математическая разминка. 1. Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник. 2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Задача, воспитывающая гибкость мышления, когда по одному действию требуется восстановить весь дальнейший ход рассуждения Нужно привезти 540 т угля на трех машинах. За сколько дней это можно сделать, если на каждую грузить по 3 т и делать по 5 поездок в день? Дополнительные задания: Эту задачу можно решить разными способами. Закончите решение задачи другими способами: I способ 3·5=15 – тонн перевезет одна машина в день. II способ 3·3=9 – перевезут три машины за одну перевозку. III способ 540:3=180 – тонн нужно перевезти каждой машине.
ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ 1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? 8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас 13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет .
Решение логических задач табличным способом Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад. Из чего состоял завтрак каждого из друзей?
Решение: Так как • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром; • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье; • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов; • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы; • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Второй раз проанализируем условия. • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы и Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
Третий раз проанализируем условия. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье. • Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то и Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов. • Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье • Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром
Модель функционально грамотной личности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так же как маленькой личности приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей. Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблочки – ключевые компетенции Лейка – учитель
« Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Предварительный просмотр:
План
проведения заседания районного методического объединения
учителей начальных классов по теме:
«Развитие функциональной грамотности как способ повышения качества образования в
условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов».
Дата проведения: 28февраля 2023 года
Время проведения: 15.00 часов
Место проведения: в дистанционном режиме
Время | Содержание | Ответственный |
15.00.-15.10 | Открытие заседания районного методического объединения учителей начальных классов Актуальность темы. | Белозерова Алла Владимировна, методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр». Муленкова Ирина Анатольевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов, руководитель районного методического объединения учителей начальных классов |
15.10-15.20 | Формирование естественно-научной грамотности в начальной школе. Из опыта работы. | Усанова Ксения Игоревна учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля», победитель конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют-2022» |
15.20-15.40 | Развитие функциональной грамотности на уроках математики. Из опыта работы. | Колесник Лидия Петровна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов. |
15.40- 15.55. | Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Из опыта работы. | Волк Елена Николаевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2» с углубленным изучением отдельных предметов. |
15.55-16.10 | Дайнеко Ирина Александровна учитель начальных классов муниципального бюджетного уреждения « Новоаганская общеобразовательная средняя школа №1» | |
16.10-16.25 | Формирование функциональной грамотности обучающихся в начальной школе в рамках внеурочной деятельности «Финансовая грамотность. Из опыта работы. | Нураева Дарья Сергеевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов |
16.25-16.40 | Подведение итогов работы. | Белозерова А.В. методист муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Спектр» Муленкова Ирина Анатольевна учитель начальных классов муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1» с углубленным изучением отдельных предметов , руководитель районного методического объединения учителей начальных классов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Пути формирования функциональной грамотности младших школьников"
В статье раскрыты виды функциональной грамотности и пути её формирования у младших школьников....
Выступление "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"
Выступление на семинаре учителей начальных классов...
Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"
Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...
Выступление на школьном методическом объединении по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальных классах»
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка...
Выступление с докладом на МО КРО на тему "Функциональная грамотность и жизненные компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэ...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ» Тема выступления: «Формирование функциональной грамотности на занятиях во внеурочной деятельности»
В статье рассмотрены теоретические подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Автор оценивает их соответствие требованиям времени, обосновывает содержательное наполнение п...