Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"
статья по иностранному языку (4 класс)
Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку на уроках и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idrisova_tezisy_k_vystupleniyu.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Идрисова Надежда Егоровна,
учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г.Надым, ЯНАО
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ЧИТАТЕЛЬСКОЙ) ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ
И 3D ПАЗЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Ключевые слова: ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, функциональная грамотность, читательская грамотность, компетентностно-ориентированные задания, 3D пазлы.
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку на уроках и во внеурочной деятельности.
ФГОС начального общего образования обеспечивает единство образовательных требований к результатам освоения программ начального общего образования. Его реализация на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивает системное и гармоничное развитие личности, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на уровне основного общего образования, а также в течение жизни. [4]
Обязательной частью целевого раздела Примерной основной образовательной программы НОО является характеристика планируемых результатов обучения. Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО включают личностные, метапредметные и предметные достижения младшего школьника на конец его обучения в начальной школе. Метапредметные результаты характеризуют уровень становления универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных) как показателей умений обучающегося учиться, общаться с взрослыми и сверстниками, регулировать своё поведение и деятельность. [5]
В обновленных ФГОС акцентируется внимание именно на том, что начальной школе закладывается база и создаются условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности учащихся, включающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию и ориентацию в мире профессий, что придаёт особую ответственность данному этапу общего образования.[5]
Читательская грамотность, при изучении иностранных языков, как и всех остальных предметов, является одним из важных направлений формирования функциональной грамотности, под которой понимается способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества. Работа с текстом может быть связана с каждым видом речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо).
На уроках английского языка мы сталкиваемся с проблемой - у детей отсутствует положительная мотивация к систематическому чтению и слушанию художественной литературы. Учащиеся не могут определить основную тему и главные факты/события, найти в прочитанном тексте и понять запрашиваемую информацию фактического характера, самостоятельно выполнить задание ввиду непонимания смысла заданий и текстовой информации. Это не позволяет отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме и успешно её использовать в личных и общественных целях. Результатом является снижение интереса к изучению языка, к чтению и в целом снижение качества обученности.
Как известно, основной инструмент формирования функциональной грамотности на уроках – это компетентностно-ориентированные задания. На протяжении двух лет педагоги нашей школы работали над созданием Сборников компетентностно-ориентированных заданий, как в рамках Региональной стажировочной площадки «Технологии активного обучения как инструмент формирования функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта», так и в рамках РПМО. Каждое компетентностно-ориентированное задание имеет четко определенную структуру: стимул, задачную формулировку, источники информации, инструмент проверки, бланк для выполнения задания, модель ответа и критерии оценивания.
Учитывая психологические и физические особенности детей младшего школьного возраста, и для того чтобы работа с компетентностно-ориентированными заданиями были более доступными и легкими, мы используем 3D пазлы. Дети собирают 3D пазлы, выполняют предложенные задания, инсценируют ситуации. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в начале школьной работы на эти особенности детского мышления. [3]
Мы разработали систему задания для использования на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе для каждого вида речевой деятельности. Задания направлены на чтение учебных текстов с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации, определение основной темы и главных фактов/событий в прочитанном тексте, нахождение в прочитанном тексте и понимание запрашиваемой информации с опорой на иллюстрации и с использованием языковой догадки.
В качестве примера, предлагаем несколько компетентностно-ориентированных заданий с использованием 3D пазлов в 4 классе по теме «Holidays» (Каникулы). Учащиеся начальной школы собирают пазлы в группах. Сообщают фактическую информацию, называют ключевые слова, относящиеся к теме «Каникулы». Читают текст, подчеркивают неправильные глаголы в тексте, выделяют все слова, связанные с парком аттракционов. Строят своё монологическое высказывание с опорой на 3D пазл. Совместно с учителем определяют возможные критерии оценки речи. Источниками информации являются, текст, лексический словарик по теме и англо-русский словарь. Обязательный компонент структуры критерии оценивания КОЗ – критерии оценивания, который можно обсудить с учащимися.
Работая с инфо текстами, обучающиеся восстанавливают текст, верно расставляя предложения по порядку, соотносят заголовки с письменными текстами, передающими то же содержание. Другой вариант, когда заголовки скрыты, дети должны прочитать и предложить свои варианты. На втором этапе детские заголовки сравнить с предложенными в задании. В конце задания, обращаю внимание обучающихся на 3D пазлы, дети создают вторичные тексты (пересказывают, опираясь на план, клише, опорные слова). Удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал» технологии развития критического мышления (ТРКМ). Педагоги нашей школы работают по ТРКМ, делятся опытом в рамках Региональной стажировочной площадки.
На уроках английского языка обучающиеся приобретают навыки смыслового чтения, учатся понимать широкий контекст и подтекст. Как показывает практика, в задании на определение соответствия (T - True) или противоречия (F - False) данного утверждения содержанию инфотекста, обучающиеся допускают большее количество ошибок. Мы это связываем с низким умением оценивать информацию (откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире) в виду младшего возраста. Чтобы научить детей младшего возраста навыкам работы с таким заданием предлагаю на начальном этапе сопровождение с наглядным материалом. Ребятам предлагается прочитать предложения, посмотреть на рисунок/ 3D пазл и ответить «Правда»/ «Ложь».
Одна из образовательных целей учебного предмета «Иностранный язык (английский)» в начальной школе согласно ПООП НОО - это формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме с учётом возрастных возможностей и потребностей младшего школьника. Очень важно работать над пополнением активного словаря для практического применения. При инсценировании жизненных ситуаций (В парке. В кафе. В магазине.) развивается умение продуктивного характера, которое позволяет обучающимся использовать диалог-образец в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего» собственного лица.
При обучении говорению мы предлагаем следующие приёмы и способы работы - анализ учебных заданий, развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и «переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий, умение работать по шаблону и устной речи. Читая, учащиеся выделяют ключевые слова, рассказывают о себе по шаблону, используя изученную лексику по теме «Entertainment». Важно не ограничивать ребенка, если он хочет выйти за рамки шаблона – установленного количества предложений. В монологическом высказывании, конструируя собственное высказывание, учащиеся опираются на наглядный материал 3D пазлы.
Выделим еще один компонент читательской компетенции: владение приёмами понимания прослушанного предложения/текста (когнитивный аспект). При обучении аудированию дети выполняют задания следующего содержания: слушают аудиозапись, определяют место действия, называют слова, которые помогли определить место, о котором идет речь. На следующем этапе, дети извлекают определенную информацию из прослушанного аудиотекста и заполняют пропуски во время прослушивания, и одновременного чтения.
Большую роль в процессе понимания содержания текста играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной её фиксации, например, заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др. На данном этапе следует читать один и тот же текст несколько раз. Повторное чтение может быть использовано при поиске какой-либо дополнительной, уточняющей информации. Учащиеся заполняют пропущенные слова в инфотексте.
По готовому примеру записки другу «Приглашение в парк», дети читают, выделяют важную информацию (место встречи, время). После чего ребята самостоятельно пишут собственное приглашение другу на ближайшие выходные в городской парк.
За три года практического применения подобранного комплекса компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов у учащихся повысился интерес к урокам и внеурочным занятиям. Дети активно принимают участие в Неделе иностранных языков, театральных постановках, проектной и творческой деятельности. Положительная динамика отмечается в качестве обученности. Увеличилось количество участников, призеров и победителей конкурсов и предметных олимпиад.
Данные методические инструменты можно использовать как на уроках английского языка, так и на других предметах.
Список литературы
- Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приёмы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Под ред. А.С. Сабитова // Молодой ученый. 2016. №10.4. С. 19–21.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003 С. 35.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый: - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
- https://edsoo.ru/Prikaz_Ministerstva_prosvescheniya_Rossijskoj_Federacii_ot_31_05_2021_286_Ob_utverzhdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovat.htm
- https://edsoo.ru/Primernaya_osnovnaya_obrazovatelnaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya.htm
- https://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-65.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету окружающий мир и английский язык ( интегрированный урок) :"Правила написания электронного письма. Письмо Деду Морозу и Санта Клаусу " 4 класс...
Использование здоровьесберегающих технологии как средство повышения мотивации в обучении английскому языку младших школьников.
По результатам недавних педагогических и психологических исследований можно говорить о том, что уже на начальном этапе обучения школьники и их родители сталкиваются с такими проблемами, как ухуд...
Использование компетентностно-ориентированных заданий в начальной школе на уроках литературного чтения
Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей учащегося. Появляется новая цель образовательного п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроке окружающего мира при обобщении раздела «Наша безопасность»
Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания при решении практико-ориентированных, жизненных задач. Форма проведения: работа в группах.Оцениваемые компетенции:...