ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учебно-методическое пособие

Погодин Александр Александрович

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется структура учебной мотивации выпускников начальной школы. Осуществлен поиск закономерностей влияния уровня учебной мотивации на доминирующий мотив.

Ключевые слова: выпускники начальной школы, академическая мотивация, уровень мотивации, доминирующий мотив. 

Современная школа - это образовательное пространство, обладающее новейшими техническими ресурсами и методиками преподавания, в рамках которого учащиеся имеют уникальную возможность получить знания, раскрыть и совершенствовать свои задатки и способности, освоить социальные навыки. Однако полноценное и эффективное использование ресурсов образовательного пространства возможно только при наличии высокого уровня учебной мотивации [2, с. 82].

Проблема учебной мотивации особенно остро встает у выпускников начальной школы, так как на этот период приходиться начало кризиса подросткового возраста, который выражается в утрате авторитета взрослых, в стремлении к самостоятельности и общению со сверстниками, формируется новый уровень самосознания и самооценки, интересы становятся более широкими и разнообразными [1, с. 119]. Появление новых потребностей порождает устойчивое доминирование мотива, направленного на их удовлетворения (доминирующим мотивом учебной деятельности становится социальный мотив, так как он способен удовлетворить потребность школьника в общении и развитии социальных навыков) и оказывает влияние на качество учебного процесса. Стремление к независимости, самоутверждению, желание занять достойное место в классе становится доминирующей потребностью для школьника и может спровоцировать в ситуации фрустрации снижение успешности учебного процесса [3, с. 430].

В педагогической психологии учебная мотивация является одной из наиболее исследованных проблем, однако поиск закономерностей соотношения ведущего мотива и уровня учебной мотивации выпускников начальной школы изучен недостаточно глубоко.

Цель нашего исследования состоит в изучении уровня учебной мотивации и поиске закономерности соотношения доминирующего мотива у выпускников начальной школы. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР М.В. Афанасьева» г. Брянска. В исследовании приняло участие 115 учеников 4-х классов.

В качестве инструментария было выделено две методики: опросник «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и анкета «Мотивы учебной деятельности».

Анализ результатов, полученных с помощью личностного опросника «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, позволил нам выявить уровни учебной мотивации выпускников начальной школы (рисунок 1).

 

https://sibac.info/files/2019_05_22_pedagogy/Hait.files/image001.jpg

Рисунок 1. Результаты изучения уровней учебной мотивации у учеников 4-х классов

 

Как следует из данных, представленных на рисунке 1, у учеников 4-х классов преобладает низкий уровень мотивации (68%), что свидетельствует о мотивационном выгорании школьников, очень высокий и высокий уровень присущ (3% и 1%) ученикам соответственно, что характеризует их, как активно стремящихся к получению знаний, средний уровень выявлен у (16%) школьников. Это говорит о том, что эти дети в большей степени заинтересованы внеучебными школьными мероприятиями, а познавательный компонент учебного процесса у этих учеников недостаточно сформирован. (12%) школьников имеют очень низкий уровень мотивации, что является критерием дезадаптации, это указывает на то, что у учеников отсутствует стремление участвовать в учебном процессе, а нахождение в школе сопровождается психоэмоциональным дискомфортом.

Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью анкеты «Мотивы учебной деятельности», направленной на выявления преобладающего мотива в учебной деятельности (рисунок 2).

 

https://sibac.info/files/2019_05_22_pedagogy/Hait.files/image002.jpg

Рисунок 2. Результаты изучения преобладающих мотивов у учеников 4-х классов

 

Проанализировав результаты, представленные на рисунке 2, полученные в выборке испытуемых 4-х классов, можно отметить следующее. В целом по выборке ведущим мотивом является социальный (62%), мотив благополучия преобладает у (20%) учащихся, престижность и мотивация «прессом» присущи (6% и 3%) учеников, а содержательно-познавательный мотив является ведущим у (9%) школьников. Это говорит, о том, что у выпускники начальной школы отдают предпочтение социальным мотивам, что может быть обусловлено расширением интересов, стремлением к самостоятельности и высокой потребностью включения в общение со сверстниками.

Затем был проведен корреляционный анализ, выявляющий достоверность связи между доминирующим мотивом и уровнем учебной мотивации выпускников начальной школы (таблица 1).


Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа учебной мотивации и преобладающего мотива

Уровень

 мотивации

Мотив

Очень

высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Социальный

 

 

0,37*

-0,96**

0,39*

Благополучия

 

0,52**

 

-0,99**

0,58**

Престижности

-0,35*

 

-0,41*

0,91**

 

Пресса

 

-0,81**

0,34*

0,86**

-0,90**

Содержания

0,97**

0,33*

-0,32*

 

 

 

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

В ходе корреляционного исследования наличия связи между уровнем учебной мотивации и доминирующим мотивом с помощью коэффициента линейной корреляции К. Пирсона была установлена весьма высокая корреляционная связь между очень высоким уровнем мотивации и мотивом «содержания» (r = 0,97, р0,01) и умеренная связь с отрицательным знаком с мотивом «престижность»(r = -0,35, р0,05). Следовательно, ученики с очень высоким уровнем мотивации имеют сильную потребность в присвоении знаний и все их устремления направлены только на успешность обучения, занять лидирующее положение в классе они не стремятся.

Заметная корреляция была установлена между высоким уровнем мотивации и мотивом «благополучия» (r = 0,52, р0,05) и умеренная с мотивом «содержание» (r = 0,33, р0,05), а также высокая отрицательная связь между высоким уровнем мотивации и мотивом «прессом» (r = -0,81, р0,01). Это говорит о том, что ученики с высоким уровнем мотивации любознательны и сообразительны, отдают предпочтение предметам, которые им интересны, а получение низких отметок не является для них стимулом к обучению.

Средний уровень мотивации имеет положительную умеренную связь с мотивом «социальным» (r = 0,37, р <0,05) и «пресса» (r = 0,34, р <0,05), а также отрицательную умеренную связь с мотивом «престижности» (r = -0,41, р0,05) и «содержания» (r = -0,32, р0,05). Для данной группы школьников характерна ориентация на получение высоких отметок и избегание неприятностей, однако у них снижен познавательный интерес и отсутствует стремление к лидерству.

Весьма высокая отрицательная корреляционная связь установлена между низким уровнем мотивации и мотивом «социальным» (r = -0,96, р0,01) и «благополучия»» (r = -0,99, р0,01), а также весьма высокая положительная корреляционная связь с мотивом «престижности» и «пресса» (r = 0,91, р0,01), (r = 0,86, р0,01) соответственно. Следовательно, у учеников слабо сформировано стремление к получению знаний, учебная деятельность не вызывает интереса, однако они стремятся завоевать авторитет и лидерские позиции в классе.

Показатели очень низкого уровня мотивации умеренно коррелируются с мотивом «социальный» (r= 0,39, р0,05), заметно коррелируются с мотивом «благополучия» (r= 0,58, р0,05), и весьма высокая отрицательная связь с мотивом «пресса»(r = -0,9, р0,01). Таких учеников не стимулируют к учебной деятельности, ни плохие отметки, ни родители, только интерес к предмету или к учителю способен вызвать у них желание учиться.

Проведенное эмпирическое исследование позволило получить данные и провести анализ соотношения уровня учебной мотивации и доминирующих мотивов у выпускников начальной школы. Мы можем сделать вывод, что у школьников наблюдается мотивационное выгорание, а также отметить, неоднородность ведущих мотивов у учеников с разными уровнями учебной мотивации, так познавательные интересы присутствуют только у учеников с очень высоким и высоким уровнем мотивации, школьникиу которых уровень мотивации ниже (средний, низкий, очень низкий) ориентируются на социальные ценности. Учебная деятельность для них привлекательна способностью удовлетворения потребности в общении и признании, а также возможностью самоутвердиться и занять лидирующие позиции в классе.

 


Список используемых источников:

  1. Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. - 2016.- Т. 13.- № 4 - С. 117-136.
  2. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. - 2018. - Т.1. - № 4 (40) - С. 82-85.
  3. Минина Н.В. Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста // Вестник Омского университета. - 2012. - №2 - С. 430-432.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для выпускников начальной школы.

Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида...

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе

Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...

Итоговая работа по русскому языку для выпускников начальной школы ( диктант ), 2014-2015 учебный год.

Текст диктанта позволяет проверить степень сформированности орфографических умений у выпускников начальной школы....

Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения компьютерных технологий

Материал является вступлением  к серии занятий по развитию связной речи у младших школьников....

Критерии оценивания демоверсии "Успешность чтения" для выпускников начальной школы, 2015-2016 учебный год.

Данныем критерии дают возможность проверить и оценить качество выполнения выпускниками начальной школы демоверсии " Успешность чтения", 2015-2016 учебный год....

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы

Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...

Роль курса «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» в формировании учебной мотивации у учащихся начальной школы

УМК «Английский язык.  Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.»  обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Содержание УМК базируется на ...