ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учебно-методическое пособие
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogodin._psihologicheskie_pokazateli_uchebnoy_motivatsii_u_vypusknikov_nachalnoy_shkoly.docx | 63.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется структура учебной мотивации выпускников начальной школы. Осуществлен поиск закономерностей влияния уровня учебной мотивации на доминирующий мотив.
Ключевые слова: выпускники начальной школы, академическая мотивация, уровень мотивации, доминирующий мотив.
Современная школа - это образовательное пространство, обладающее новейшими техническими ресурсами и методиками преподавания, в рамках которого учащиеся имеют уникальную возможность получить знания, раскрыть и совершенствовать свои задатки и способности, освоить социальные навыки. Однако полноценное и эффективное использование ресурсов образовательного пространства возможно только при наличии высокого уровня учебной мотивации [2, с. 82].
Проблема учебной мотивации особенно остро встает у выпускников начальной школы, так как на этот период приходиться начало кризиса подросткового возраста, который выражается в утрате авторитета взрослых, в стремлении к самостоятельности и общению со сверстниками, формируется новый уровень самосознания и самооценки, интересы становятся более широкими и разнообразными [1, с. 119]. Появление новых потребностей порождает устойчивое доминирование мотива, направленного на их удовлетворения (доминирующим мотивом учебной деятельности становится социальный мотив, так как он способен удовлетворить потребность школьника в общении и развитии социальных навыков) и оказывает влияние на качество учебного процесса. Стремление к независимости, самоутверждению, желание занять достойное место в классе становится доминирующей потребностью для школьника и может спровоцировать в ситуации фрустрации снижение успешности учебного процесса [3, с. 430].
В педагогической психологии учебная мотивация является одной из наиболее исследованных проблем, однако поиск закономерностей соотношения ведущего мотива и уровня учебной мотивации выпускников начальной школы изучен недостаточно глубоко.
Цель нашего исследования состоит в изучении уровня учебной мотивации и поиске закономерности соотношения доминирующего мотива у выпускников начальной школы. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР М.В. Афанасьева» г. Брянска. В исследовании приняло участие 115 учеников 4-х классов.
В качестве инструментария было выделено две методики: опросник «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и анкета «Мотивы учебной деятельности».
Анализ результатов, полученных с помощью личностного опросника «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, позволил нам выявить уровни учебной мотивации выпускников начальной школы (рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты изучения уровней учебной мотивации у учеников 4-х классов
Как следует из данных, представленных на рисунке 1, у учеников 4-х классов преобладает низкий уровень мотивации (68%), что свидетельствует о мотивационном выгорании школьников, очень высокий и высокий уровень присущ (3% и 1%) ученикам соответственно, что характеризует их, как активно стремящихся к получению знаний, средний уровень выявлен у (16%) школьников. Это говорит о том, что эти дети в большей степени заинтересованы внеучебными школьными мероприятиями, а познавательный компонент учебного процесса у этих учеников недостаточно сформирован. (12%) школьников имеют очень низкий уровень мотивации, что является критерием дезадаптации, это указывает на то, что у учеников отсутствует стремление участвовать в учебном процессе, а нахождение в школе сопровождается психоэмоциональным дискомфортом.
Далее рассмотрим результаты, полученные с помощью анкеты «Мотивы учебной деятельности», направленной на выявления преобладающего мотива в учебной деятельности (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты изучения преобладающих мотивов у учеников 4-х классов
Проанализировав результаты, представленные на рисунке 2, полученные в выборке испытуемых 4-х классов, можно отметить следующее. В целом по выборке ведущим мотивом является социальный (62%), мотив благополучия преобладает у (20%) учащихся, престижность и мотивация «прессом» присущи (6% и 3%) учеников, а содержательно-познавательный мотив является ведущим у (9%) школьников. Это говорит, о том, что у выпускники начальной школы отдают предпочтение социальным мотивам, что может быть обусловлено расширением интересов, стремлением к самостоятельности и высокой потребностью включения в общение со сверстниками.
Затем был проведен корреляционный анализ, выявляющий достоверность связи между доминирующим мотивом и уровнем учебной мотивации выпускников начальной школы (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты корреляционного анализа учебной мотивации и преобладающего мотива
Уровень мотивации Мотив | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
Социальный |
|
| 0,37* | -0,96** | 0,39* |
Благополучия |
| 0,52** |
| -0,99** | 0,58** |
Престижности | -0,35* |
| -0,41* | 0,91** |
|
Пресса |
| -0,81** | 0,34* | 0,86** | -0,90** |
Содержания | 0,97** | 0,33* | -0,32* |
|
|
*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).
В ходе корреляционного исследования наличия связи между уровнем учебной мотивации и доминирующим мотивом с помощью коэффициента линейной корреляции К. Пирсона была установлена весьма высокая корреляционная связь между очень высоким уровнем мотивации и мотивом «содержания» (r = 0,97, р0,01) и умеренная связь с отрицательным знаком с мотивом «престижность»(r = -0,35, р0,05). Следовательно, ученики с очень высоким уровнем мотивации имеют сильную потребность в присвоении знаний и все их устремления направлены только на успешность обучения, занять лидирующее положение в классе они не стремятся.
Заметная корреляция была установлена между высоким уровнем мотивации и мотивом «благополучия» (r = 0,52, р0,05) и умеренная с мотивом «содержание» (r = 0,33, р0,05), а также высокая отрицательная связь между высоким уровнем мотивации и мотивом «прессом» (r = -0,81, р0,01). Это говорит о том, что ученики с высоким уровнем мотивации любознательны и сообразительны, отдают предпочтение предметам, которые им интересны, а получение низких отметок не является для них стимулом к обучению.
Средний уровень мотивации имеет положительную умеренную связь с мотивом «социальным» (r = 0,37, р <0,05) и «пресса» (r = 0,34, р <0,05), а также отрицательную умеренную связь с мотивом «престижности» (r = -0,41, р0,05) и «содержания» (r = -0,32, р0,05). Для данной группы школьников характерна ориентация на получение высоких отметок и избегание неприятностей, однако у них снижен познавательный интерес и отсутствует стремление к лидерству.
Весьма высокая отрицательная корреляционная связь установлена между низким уровнем мотивации и мотивом «социальным» (r = -0,96, р0,01) и «благополучия»» (r = -0,99, р0,01), а также весьма высокая положительная корреляционная связь с мотивом «престижности» и «пресса» (r = 0,91, р0,01), (r = 0,86, р0,01) соответственно. Следовательно, у учеников слабо сформировано стремление к получению знаний, учебная деятельность не вызывает интереса, однако они стремятся завоевать авторитет и лидерские позиции в классе.
Показатели очень низкого уровня мотивации умеренно коррелируются с мотивом «социальный» (r= 0,39, р0,05), заметно коррелируются с мотивом «благополучия» (r= 0,58, р0,05), и весьма высокая отрицательная связь с мотивом «пресса»(r = -0,9, р0,01). Таких учеников не стимулируют к учебной деятельности, ни плохие отметки, ни родители, только интерес к предмету или к учителю способен вызвать у них желание учиться.
Проведенное эмпирическое исследование позволило получить данные и провести анализ соотношения уровня учебной мотивации и доминирующих мотивов у выпускников начальной школы. Мы можем сделать вывод, что у школьников наблюдается мотивационное выгорание, а также отметить, неоднородность ведущих мотивов у учеников с разными уровнями учебной мотивации, так познавательные интересы присутствуют только у учеников с очень высоким и высоким уровнем мотивации, школьникиу которых уровень мотивации ниже (средний, низкий, очень низкий) ориентируются на социальные ценности. Учебная деятельность для них привлекательна способностью удовлетворения потребности в общении и признании, а также возможностью самоутвердиться и занять лидирующие позиции в классе.
Список используемых источников:
- Бичерова Е.Н., Фещенко Е.М. Особенности учебной мотивации младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам // Российский психологический журнал. - 2016.- Т. 13.- № 4 - С. 117-136.
- Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. - 2018. - Т.1. - № 4 (40) - С. 82-85.
- Минина Н.В. Особенности формирования интереса к учению школьников младшего подросткового возраста // Вестник Омского университета. - 2012. - №2 - С. 430-432.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада для выпускников начальной школы.
Данные задания по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, математике рекомендуется дать учащимся в апреле, чтобы у учителя было время для корректировки учебного процесса и ликвида...
Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе
Коммуникативная готовность как условие адаптации выпускников начальной школы к обучению в основной школе...
Итоговая работа по русскому языку для выпускников начальной школы ( диктант ), 2014-2015 учебный год.
Текст диктанта позволяет проверить степень сформированности орфографических умений у выпускников начальной школы....
Формирование мотивации учебной деятельности у учеников начальной школы с ОНР посредством применения компьютерных технологий
Материал является вступлением к серии занятий по развитию связной речи у младших школьников....
Критерии оценивания демоверсии "Успешность чтения" для выпускников начальной школы, 2015-2016 учебный год.
Данныем критерии дают возможность проверить и оценить качество выполнения выпускниками начальной школы демоверсии " Успешность чтения", 2015-2016 учебный год....
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы
Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценке учебных достижений выпускников начальной школы...
Роль курса «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» в формировании учебной мотивации у учащихся начальной школы
УМК «Английский язык. Авторы: Верещагина И. Н., Притыкина Т. А., издательство Просвещение 2021г.» обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Содержание УМК базируется на ...