Дидактические игры, как средство развития познавательной активности младших школьников
статья

Повышение активности ребенка в процессе обучения является одной из важнейших задач современного образования. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается очень редко. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александрова Ирина

Дидактические игры  как средство развития  познавательной активности младших школьников.

 

Повышение активности ребенка в процессе обучения является одной из важнейших задач современного образования. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается очень редко. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это вид учебных занятий, организуемый в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения .

В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические и интеллектуальные процессы детей, их эмоционально-волевая сфера. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна и интересна школьнику, а положительные эмоции облегчают процесс познания.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, К.Д. Ушинским и другими авторами. Большое значение придают игре дидакты и психологи.

Так, в справочных изданиях по психологии и педагогике, игра рассматривается в качестве формы деятельности в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта .

Важную роль в познании мира отводил детской игре В.А. Сухомлинский. Его «школа на природе» – практическая реализация значительных познавательных возможностей целесообразно организованных детских игр, максимально способствующих активизации учебно-воспитательного процесса, формирование творческой личности, ее социализации.

Игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Поэтому, игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Главное значение этих игр в следующем:

– значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению;

– каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

– активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

– развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Сущность игры как одного из видов деятельности младшего школьника заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребёнком действительности. Познавательно-игровая деятельность на уроках:

– обеспечивает доступность изучения программного материала;

– активизирует мыслительную деятельность учащихся, внимание детей, творческие силы и познавательную деятельность младшего школьника;

– развивает наблюдательность, смекалку, самостоятельность мышления, образное и логическое мышление, интеллект каждого ребенка;

– помогает серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого ученика.

Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения.

Известный детский психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру и выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. С ролью связаны игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость от того, что он действует так, как требуют правила .

Для игры характерны следующие особенности:

– наличие определенных правил;

– состязательность;

– непредсказуемость очередных ситуаций;

– наличие воображаемой ситуации;

– наличие роли (ролей);

– наличие игровых действий;

– игровое употребление предметов.

При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

М.В. Иванова указывает на то, что игра уже давно используется как средство возбуждения познавательной мотивации. Эмоциональная окрашенность игры, увлекательная ситуация позволяет, по мнению ученого, усвоить значительный объем информации, углубить, в сравнительно небольшое время, систематизировать знания. Однако непременным условием для достижения этих результатов является органическая связь игры с содержанием материала урока.

Управляя процессом игры, педагог одновременно и руководит учебно- познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие познавательной деятельности младшего школьника. По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей:

– умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности;

– обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

– обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

– уметь организовывать начало игры;

– широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации;

– создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

– уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

– уметь обучать игре прямыми способами;

– регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

– предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

– учить детей обсуждать игру и оценить её.

Разнообразие видов дидактических игр на уроках способствует активизации учеников, формирует положительную мотивацию в обучении.

Педагоги рассматривают дидактическую игру в качестве ценного средства формирования мотивационного компонента познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках, подчеркивая то, что игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания и выполнения поставленных задач. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у школьников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, определенный эмоциональный настрой, который активизирует учебный процесс, облегчает процесс усвоения знаний. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования познавательного интереса учеников к уроку, его задачам.

Реализация игровых приемов и ситуаций в аспекте формирования мотивации к познавательной деятельности младших школьников при урочной форме занятий осуществляется по таким направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства;

– в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В результате научного поиска определены виды дидактических игр, которые используются на уроках в начальной школе в качестве средства формирования мотивации к познавательной деятельности младших школьников:

– игры-упражнения;

– игры-путешествия;

– сюжетно-ролевые игры;

– игры-соревнования.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически .

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

Чтобы дидактическая игра являлась средством активизации познавательной активности, при ее использование должны соблюдаться ряд условий, которые позволяют педагогу вызвать у ребенка интерес к знаниям:

– наличие у учащихся некоторого объема знаний;

– наличие у детей навыков учебно-игровой деятельности;

– понимание целей и задач дидактической игры;

– соответствие компонентов и параметров игры возрастным психологическим особенностям учащихся;

– осознание учащимися учебной значимости данной дидактической игры;

– наличие рефлексии;

– ребенок по окончанию игры, должен осознавать новые знания, которые он получил в ходе игры, то есть «что нового узнал?».

Правильно организованные дидактические игры своим разнообразием могут привлечь детей, а также вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря этому, у детей может значительно повыситься познавательный интерес к урокам.

 Таким образом, познавательная активность является социально-зна-чимым качеством личности и формируется в учебной деятельности.  Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если у школьника проявляется познавательная мотивация. Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Дидактическая игра является одним из наиболее эффективных методов повышения познавательной активности. В самой ее сущности заложены механизмы, вызывающие вынужденную активность ребенка – соревновательный момент, занимательная форма, наличие поощрения.

Проанализировав на основе отечественной и зарубежной литературы, теоретические основы формирования мотивации младших школьников к познавательной деятельности на уроках в начальной школе можно сделать вывод о том, что важнейшим компонентом активной деятельности ребенка является мотивация.

Мотивация является сложным многоуровневым регулятором жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Мотивационная система человека имеет сложное строение, а не является простым рядом заданных мотивационных констант. Она включает в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального.

Становление мотивации к деятельности начинается в младшем школьном возрасте, от того, как она будет развита во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Одной из ведущих форм деятельности ребенка является познавательная деятельность, которая стимулирует учебную деятельность на основе учебно-познавательной мотивации.

Важным эмоциональным проявлением познавательной мотивации ребенка являются интересы. Интересы возникают на основе потребностей и формируются в процессе учебной, трудовой, общественной деятельности.

Специфика познавательных мотивов проявляется в понимании младшими школьниками необходимости: познавать новое; проявлять интеллектуальную, эмоциональную, социальную готовность к познавательной деятельности, регулярной умственной работе; принимать ролевую позицию школьника; активно проявлять в учебной деятельности качества личности, определяющие ученика как субъекта познания.

Повышение мотивации к познавательной деятельности ребенка в процессе обучения является одной из важнейших задач современного образования. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, является дидактическая игра.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна и интересна школьнику.

Педагоги рассматривают дидактическую игру в качестве ценного средства формирования мотивационного компонента познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках, подчеркивая то, что игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания и выполнения поставленных задач.

Таким образом, дидактическая игра обладает огромным потенциалом относительно формирования и повышения мотивации младших школьников к познавательной деятельности на уроках в начальной школе, при умелом использовании которой возможно успешное достижение результатов в этой сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся

В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...

Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся

В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...

Дидактическая игра, как средство повышения активности учащихся

В статье разработаны варианты различных дидактических игр, как средства повышения активности учащихся...

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

Игра – как форма оптимизации активности младших школьников

В игровой деятельности многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстояшему учению, развиваются его познавательные способности. Игра способствует развитию физических качеств быст...

Дипломная работа "Информационные технологии как средство познавательной активности младших школьников"

Современный период развития цивилизованного общества называют этапом информатизации. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является информатизация образования. Это перспективное на...