Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи. Игры и упражнения, способствующие формированию темпо – ритмических стороны речи
методическая разработка
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Каждый из нас учится общению в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой ребёнок приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, ребёнок не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преодоление нарушений темпо-ритмической и интонационной стороны речи» Игры и упражнения, способствующие формированию темпо – ритмических стороны речи
Подготовила:
Халтурина А.А.
Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Каждый из нас учится общению в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой ребёнок приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, ребёнок не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".
Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения ритма.
«Озорной дождик».
Цель. Учить детей передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
Материал. Зрительно-наглядные схемы с изображением метрических отношений, полоски разной длины.
Описание. Педагог и дети договариваются: например, длинная полоска будет обозначать сильный хлопок в ладоши с длинными промежутками, а короткая – слабый удар с короткими промежутками. После этого взрослый читает стихотворение.
Топ-топ-топ –
По мостовой,
По зонтам, по крышам
Скачет дождик озорной
То сильней, то тише.
Педагог говорит, что дождик пел разные песенки. Вот одна из них (показывает схему). Дети составляют такую же последовательность у себя на столах, затем воспроизводят её хлопками в ладоши.
Упражнение "Капли".
Цель: Развитие понимания ребенком темпа речи.
Описание: Вначале дети произносят слова в среднем темпе, затем темп речи ускоряется. И скорость ударов ладонями обеих рук по коленям тоже увеличивается.
Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
«Согреемся»
Цель: Учить координировать темп движений и темп речи.
Описание: Дети произносят в медленном темпе слова. Повторить упражнение несколько раз, каждый раз ускоряя темп.
Поиграем мы немножко-
Мы похлопаем в ладоши:
Хлоп-хлоп-хлоп. (в среднем темпе)
Ножки тоже мы погреем –
Мы потопаем скорее: Топ-топ-топ.
Игра «Забияки-петушки»
Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.
Материал. Шапочки петухов – для каждого ребенка.
Описание. Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.
Игра « Бросаем камешки»
Цель. Закреплять навык выделения голосом акцента.
Описание: Дети произносят ряд слогов, делая акцент на одном из них, при этом поднимают руку вверх и как бы бросают камешек вдаль на выделяемый слог.
па-па-па-ПА, да-да-да-ДА, ба-ба-ба-БА…..;
ПА-па-па-па, Да-да-да-да, ТА-та-та-та….;
па-па-ПА-па, да-да-ДА-да, та-та-ТА-та…..
Игры и упражнения на развитие силы голоса
1. «Успокой куклу»
Цель: развитие силы голоса.
Оборудование: куклы по количеству детей.
Описание игры: дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Педагог говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
2. «Вьюга»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».
Описание игры: педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу педагога «Вьюга начинается», тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» - говорят тише; по сигналу «Вьюга закончилась» - замолкают.
Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.
3. Упражнение «Ау!»
Цель. Развитие силы голоса.
Описание. Вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: “Ау! Ау!”. Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче и ещё громче.
Педагог: Дети, дети, вас зову:
Леночка, ты где? Ау!
Лена . Ау!
Педагог: Наша Леночка в лесу,
Где она? Кричим: «Ау!»
Дети . Ау! Ау!
Педагог: Дети, дети, вас зову:
Сашенька, ты где? Ау!
Саша . Ау!
Упражнение «Громко-тихо»
Цель: учить детей владеть своим голосом, менять его силу (понижать и повышать основной тон голоса).
Описание: Произносить вместе с педагогом стихотворные тексты с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.
А сова — все ближе, ближе
(голосом средней силы),
А сова – все ниже, ниже
(голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо):
Поиграй, дружок, со мной! (громко)
(С. Маршак)
Была (голосом средней силы)
тишина, тишина, тишина... (тихо)
Вдруг (громче)
грохотом (еще громче)
грома (громко)
сменилась она
(голосом средней силы).
И вот уже дождик
(голосом средней силы)
тихонько (очень тихо) –
ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
(А. Барто)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо).
Но подул вдруг ветерок –
Закружился наш снежок (громче).
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки (громко)
Была тишина, тишина, тишина. (тихо)
Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче)
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (громко)
Уже барабанит! Уже барабанит! (громко)
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... (тихо).
Жили-были серый еж и его ежиха. (громче).
Серый еж был очень тих и ежиха тоже. (тише).
И ребенок был у них - очень тихий ежик. (тихо).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.
Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (голосом средней силы)
Вдоль глухих осенних троп ходят
тихо: топ-топ-топ. (тихо).
В дом лесной вернутся
еж, ежик и ежиха, (голосом средней силы)
Если сказку ты прочтешь
тихо, тихо, тихо... (тихо).
(С. Маршак)
Игры и упражнения на развитие восприятия тембра голоса
«Кто боится прививки?»
Цель: учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
Оборудование: Картинки – символы-маски, изображающие чувства: грусть, удивление, радость, гнев, страх.
Описание: предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?».
Игры-упражнения на формирование восприятия и воспроизведения темпа.
«Барабанщик»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Оборудование: «барабанчики» – осязательные «коврики» размером 18x25 см, выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Описание: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
Можно усложнить упражнение: дети самостоятельно произносят стихотворение и отстукивают ладонями заданный темп.
«Весёлая посуда».
Цель. Формировать представление о темпе («медленно», «умеренно», «быстро»).
Описание. Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от медленного к быстрому и наоборот), а дети отстукивают ладонями заданный темп.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Слышен звонкий перестук.
Слышен звонкий перезвон,
Динь-динь-дон, динь-динь-дон.
Это в кухне пляшут ложки,
Вилки, чашки, поварёшки.
Тра-та-та, тра-та-та,
Вся посуда в пляс пошла!
Чайник крышкой – тук,тук!
Ложка в чашке – стук, стук!
А кастрюли – бом,бом!
Сковородки – дон, дон!
Вот так пляска – красота!
Тра-та-та, тра-та-та!
Игры-упражнения на развитие темповой организации высказывания:
Большие ноги шли по дороге»
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание: Под слова логопеда:
«Большие ноги шли по дороге…» Дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги и медленно говорят: «ТОП – ТОП».
Под слова:
«Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ – топ – топ – топ».
Методические рекомендации. В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.
Повторять 3 – 4 раза.
«Часы».
Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание: Произнести в разном темпе.
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
Повторять 3 – 4 раза.
«Карусели»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание игры: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова, затем переходят на бег и произносят продолжение в быстром темпе.
«Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели (говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите (темп постепенно замедляется)
Карусель остановите (говорить в медленном темпе)
Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить)
Вот и кончилась игра.
Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.
Дозировка: 2 – 3 раза.
«Дождик»
Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно ускоряя их темп.
Описание игры: Дети медленно идут друг за другом по кругу и медленно произносят слова:
Капля раз, капля два,
Капли падают едва.
Затем темп движения и речи нарастает:
А потом, потом, потом-
Все бегом, бегом, бегом.(дети бегут по кругу).
С окончанием слов дети останавливаются.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны и соединить их полукругом над головой.)
От дождя себя укрыли.
Методические рекомендации. Упражнение можно выполнять под музыку.
Дозировка: 3-4 раза.
Игры и упражнения на развитие выразительной стороны речи
Цель: поочередное выделение интонацией слова в начале, середине и в конце предложения.
Описание: чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы ребенок сохранял четкость, ясность произнесения и сохранял необходимую интонацию.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
От топота копыт
пыль по полю летит.
От топота копыт
пыль по полю летит.
От топота копыт
пыль по полю летит.
От топота копыт
пыль по полю летит.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
мыло Мила уронила.
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
Речевой материал для закрепления вопросительной интонации в стихах
Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи вопросительной и повествовательной интонации.
Описание: проговариваем сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно.
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский)
Куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?
(К. Чуковский)
- Черная курочка, Куда ты пошла?
- На речку.
- Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Как цыплята просят пить?
- Пи, пи, пи... (Потешка)
Козлик на базар ходил,
козлик косу купил.
– На что ему коса?
– Траву косить.
– На что траву косить?
– Доброго коня кормить.
– На что коня кормить?
– Дубовый лес возить.
– На что лес возить?
– Через реку мост мостить
– На что мост мостить?
– В гости к козоньке ходить.
- Где ты была сегодня киска?
- У Королевы Английской.
- Что ты видала во дворце?
- Видала мышку на ковре.
– Что ты хочешь, кошечка?
– Молочка немножечко.
– Что ты грустная?
– Молоко не вкусное.
– Отчего ты черен, кот?
– Лазил ночью в дымоход
– Почему сейчас ты бел?
– Из горшка сметану ел.
– Почему ты серым стал?
– Меня пес в пыли валял.
– Так какого же ты цвета?
– Я и сам не знаю это.
– Курочка-рябушечка, куда идешь?
– На речку.
– Курочка-рябушечка, зачем идешь?
– За водой.
– Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
– Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат – пи-пи-пи.
Упражнение «Вопрос-ответ»
Цель: Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений. Учить различать на слух различные виды мелодики.
Описание: Педагог читает стихотворение. Дети, если слышат вопросительное предложение (где кто-то о чем-то спрашивает), поднимают карточку с вопросительным знаком».
Ёлочка
– Ёлочка, ёлка, колкая иголка. Где ты выросла?
– В лесу.
– Кого ты выдела?
– Лису.
– Что в лесу?
– Морозы, голые березы, волки да медведи – вот и все соседи.
– А у нас под Новый год каждый песенку поёт.
Лягушкины покупки
-Откуда ты идешь, Лягушка – квакушка?
– С базара домой. Дорогая подружка.
– А что ты купила?
– Всего понемножку: Купила ква – пусту. Ква – соль и ква – ртошку.
(В каких словах и как автор передает кваканье лягушки? Попробуйте имитировать голос лягушки)
Белкины карманы
– Белка, где твой склад грибов?
– По карманам у дубов!
– Где домишко твой?
– В сосне.
– А постель?
– Постель на мне.
Маша варежку надела.
Ой! Куда я пальчик дела?
Маша испугалась.
Она сказала: «ОЙ!»
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Яму копал? Копал.
В яму упал? Упал.
В яме сидишь? Сижу.
Лестницу ждешь? Жду.
Яма сыра? Сыра.
Как голова? Цела.
Значит живой? Живой.
Ну, я пошел домой. (О. Григорьев)
Речевой материал для закрепления восклицательной интонации в стихах
Цель. Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.
Описание: читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и звукоподражания, а затем текст целиком.
Но, увидев усача,
Ай!-Ай!-Ай!
Звери дали стрекоча.
Ай!-Ай!-Ай!
По лесам, по полям разбежалися,
...Но однажды поутру
Прискакала кенгуру
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
Разве это великан?
Ха!-Ха!-Ха!
Это просто таракан!
Ха!-Ха!-Ха!
(К. Чуковский)
Гуси начали опять
По-гусиному кричать: ГА-ГА-ГА!
Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!
А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!
Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!
Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!
Птицы зачирикали: ЧИК-ЧИРИК!
Лошади заржали: И-И-И!
Мухи зажужжали: Ж-Ж-Ж!
Мурочку баюкают мою:
Баюшки-баю!
(К. Чуковский)
На улице две курицы
С петухом дерутся.
Две маленькие девочки
Смотрят и смеются:
Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!
Ой! Как жалко петуха!
Бабка охает и стонет:
Ой! Белье мое утонет.
Ой! Попала я в беду.
Ой! Спасите! Пропаду!
(С. Михалков)
«Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой –
В каждом я и ты со мной.
Посмотри-ка, посмотри!» –
Просит маму Галка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули, как жалко.
(Ф. Бобылёв)
Игра «Эхо»
Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.
Описание: Педагог произносит текст, игроки - эхо повторяют звукоподражания за педагогом.
Пастушок проснулся поутру
Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать!
На лугу коровка: «Му-му-му!»
Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»
А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»
А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!»
Быстрые синички: «Цвики-цвик!»
Воробьи запели: «Чик-чирик!»
Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»
А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»
Из леса кукушка - все: «Ку-ку! Ку-ку!»,
Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»
А в саду зеленом детвора
Распевает песни: «Та-ра-ра!».
Игра «Бараны»
Цель: Формирование навыков восприятия и воспроизведения в речи восклицательной интонации.
Описание: Дети строятся в две шеренги напротив друг друга. Одна шеренга говорит слова за баранов. Другая шеренга отвечает за ворота. После каждой строчки делают шаг навстречу друг другу.
Бараны: Та-ра-ра, та-ра-ра, открывайте ворота!
Ворота: Рано, рано, вы, бараны застучали в ворота.
Бараны: Тр-ра-ра, та-ра -ра, пропустите в ворота!
Ворота: Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.
Бараны: На луга, где трава, а на травушке роса!
Ворота: Еще рано вам туда, не откроем ворота.
Бараны: Тара-тара,тара-тара, та-ра-ра, до свиданья ворота!
Мы придем, когда высохнет трава!
Игровое упражнение на развитие мимики.
«Узнай по интонации»
Цель: воспитание выразительности речи и мимики.
Оборудование: карточки с изображением эмоций: грустный, весёлый, сердитый, удивлённый.
Описание: каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова.
(следить только за тем, чтобы дети не понижали голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи).
Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! Ах!ах!ах! Ox! ox! ox!
Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позе говорящего и интонации, кого изображает ведущий и поднять соответствующую карточку.
Была тишина, тишина, тишина. (тихо)
Вдруг грохотом грома сменилась она! (громче)
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? — (тихо)
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше. (громче)
Наверно, сейчас барабанить он станет. (громко)
Уже барабанит! Уже барабанит! (громко)
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... (тихо).
Жили-были серый еж и его ежиха. (громче).
Серый еж был очень тих и ежиха тоже. (тише).
И ребенок был у них - очень тихий ежик. (тихо).
Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек.
Еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик (голосом средней силы)
Вдоль глухих осенних троп ходят
тихо: топ-топ-топ. (тихо).
В дом лесной вернутся
еж, ежик и ежиха, (голосом средней силы)
Если сказку ты прочтешь
тихо, тихо, тихо... (тихо).
(С. Маршак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интонационная сторона речи
В данной статье в полной мере раскрыты сущность интонационных нарушений речи, их диагностика и коррекция....
Мастер – класс Тема: «Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»
показать, как игровые технологии и работа в группах могут способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников....
«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»
Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки...
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
В этой статье представлены практические методы и приемы работы с млашими школьниками по коррекции заикания....
Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения темпо – ритмической организации речи на занятиях логопедической ритмики в начальной школе
Одной из эффективных форм работы с детьми по нормализации речи заикающихся в условиях нашего ОУ являются занятия по логопедической ритмике, основанные на тесной связи слова, движения и музыки.Движение...
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...