РОЛЬ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
статья
Статья РОЛЬ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ НАЧАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
@ 2023 Д. В. Соболев
МБУДО Детско-юношеский центр, МБОУ гимназия им. И. А. Бунина
Существующая сегодня система детского научно-технического творчества в нашей стране создавалась в течение многих десятилетий. В этом благородном деле — труд тысяч людей, многие из которых посвятили ему большую часть своей жизни, организаторский талант и педагогическое мастерство. Многие выдающиеся отечественные деятели науки и техники, конструкторы, талантливые инженеры, летчики-космонавты (С. В. Ильюшин, С. П. Королев, И. В. Курчатов, А. С. Яковлев, Ю. А. Гагарин и др.) в школьные годы активно занимались в технических кружках. Они с благодарностью вспоминали это время, давая высокую оценку учебной деятельности, воспитывающей инициативных, волевых и творчески мыслящих людей.
Современное общество формирует заказ на человека творческого, социально активного, мобильного, готового к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Образование на данном историческом этапе призвано сформировать у ребенка умение конструировать социальную реальность, и главным его итогом можно считать овладение личностью социокультурным опытом.
В настоящее время невозможно недооценить значение детского технического творчества на развитие личности. Именно оно позволяет в последующем получить специалистов, готовых трудиться на благо своей Родины, приумножая ее достижения.
В связи с этим необходимо уделить серьезное внимание развитию подрастающего поколения. Процесс вовлечения детей в техническое творчество должен быть постоянным и начинаться с самого детства.
Именно, в детстве закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
При определении содержания учебно-востпитательной работы по начальному техническому моделированию важно обратить внимание руководителя кружка на то, какие знания и умения необходимо сформировать у ребят, на последовательность их изложения и поиск наиболее рационального сочетания средств и методов в этой работе.
Известно, что процесс творчества характеризуется единством теоретических знаний и практического опыта. Ибо теория проверится практикой, а в практике возникают такие вопросы, которые требуют теоретического решения, обоснования. Теоретическая подготовка в технической творческой деятельности складывается из знаний методов и способов конструирования, приемов решения творческих задач и политехнических знаний. А опыт практической работы накапливается у школьников после приобретения умений и навыков в работе с инструментами, формирования общетрудовых умений и т.д
Безусловно, многие из перечисленных знаний и умений школьники приобретают на уроках. А в технической, творческой деятельности на внеклассных занятия учащиеся расширяют и углубляют политехнические знания, полученные на уроках, совершенствуют и накапливают умения и навыки в. решении конструкторско-.технологических задач с наибольшим проявлением самостоятельности и смекалки.
Одной из характерных особенностей технической творческой деятельности детей является тесное взаимовлияние понятийного аппарата мышления и образного представления. Образное представление выполняет роль опоры в конструкторской деятельности и облегчает процесс конкретизации понятия. Образное представление формируется у школьников на уроках изобразительного искусства, трудового обучения и т.д. Особенно эффективно оно развивается в процессе овладения графическими знаниями и умениями. Следовательно, можно сказать, что содержание учебно-воспитательной работы по начальному техническому моделированию включает расширение и углубление политехнических знаний, полученных на уроках, дальнейшее развитие образного мышления, а также совершенствование и накапливание умений и навыков в практической работе, включая общетрудовые умения.
В предлагаемой таблице «Первоначальной подготовки дошкольников и младших школьников к конструкторско-технологической деятельности» ее составляющими являются три компонента содержания работы: формирование политехнических понятий; развитие образного мышления; совершенствование и накапливание умений и навыков. Многолетний опыт работы во внешкольных учреждениях по начальному техническому моделированию показал, что эти составляющие находятся во взаимосвязи, поэтому их формирование важно осуществлять параллельно и одновременно.
Последовательность формирования необходимых знаний, умений и навыков, предложенная в данной таблице, предусматривает постепенное накапливание знаний, умений и навыков от простого к сложному. Например, развитие образного мышления предлагается осуществлять сначала при создании простых силуэтов, затем в процессе моделирования технических объектов из плоских деталей и, наконец, при объемном моделировании.
Занятия по начального технического моделированию позволяют обучающимся в дальнейшем сделать свой выбор и перейти в объединения в соответствии с желаниями для более глубокого изучения интересующей области.
Вовлекая младших школьников в практическую деятельность по начальному техническому моделированию, мы приучаем их трудиться. Очень часто работа на занятиях по начальному техническому моделированию для детей становится их первым участием в общественно значимой и познавательной деятельности. А поделки, которые они сделали своими руками, даже если она не совсем совершенна, приносит им большое удовольствие. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, то и у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд. Тогда дети полны желания творить добро. Вместе с тем формируется характер, вырабатывается воля, настойчивость и упорство к преодолению трудностей и достижению цели – рождается здоровый азарт труда. Ребенку бесконечно хочется удивлять и убеждать людей в том, что его труд может быть полезным, он делает дело, он - личность, его вдохновляет самоутверждение. Через труд ребенок открывает в себе лучшие качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"
Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Цель: программа предусматривает теоретические, практические задания с применением индивидуальной и групповой форм работы....
Дидактические материалы к занятиям в объединении «Начальное техническое моделирование» "Посуда из бумаги", авторы: педагог дополнительного образования Терентьева Л.Н., методист Поварова И.Ф.
В работе представлены пять объёмных поделок по теме «Посуда из бумаги различной сложности выполнения». Поделки можно использовать в качестве подарка, для игры, для обучения сервировке стола.При их изг...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НАЧАЛЬНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»
Программа имеет научно-техническую и художественную направленность, носит общеразвивающий, личностно-ориентированный характер, удовлетворяет интересы детей, увлекающихся конструированием и моделирован...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начально – техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начально - техническое моделирование» предусматривает развитие творческих способностей детей и реализует техническую направлен...

Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».
Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование».
В муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» реализуется программа технической направленности «Начальное техническое моде...