Техника постановки вопросов при работе над художественным текстом.
учебно-методический материал

Походяева Светлана Борисовна

При  работе над художественным текстом вопросы могут быть разного характера: закрытые, открытые,  наводящие, вопросы с альтернативой ответа, ключевые и риторические, творческие, практические, вопросы на уточнение, вопросы на понимание, вопросы на развитие, интерпретационные (объясняющие), оценочные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnika_postanovki_voprosov.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Техника постановки вопросов при работе над художественным текстом

Походяева С.Б.,

учитель начальных классов,

МБОУ ШР «СОШ № 4»

На уроке литературного чтения необходимо учить ребенка читать для себя, а это  значит, его нужно научить умению понимать, что он читает, научить понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовал другой человек. Одним словом деятельность ребёнка направить на его развитие.

Поэтому, на стадии осмысления произведения большое значение имеет умение задавать правильные вопросы, как педагогу, так и учащимся. На данном этапе приёмы работы над текстом и виды вопросов должны быть такие, которые помогут учащимся приблизиться к пониманию главной мысли произведения.

При  работе над художественным текстом вопросы могут быть разного характера: закрытые, открытые,  наводящие, вопросы с альтернативой ответа, ключевые и риторические, творческие, практические, вопросы на уточнение, вопросы на понимание, вопросы на развитие, интерпретационные (объясняющие), оценочные.

Работая над произведением В. Осеевой «Почему?», на стадии осмысления я определила формы работы с учащимися, приёмы виды вопросов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Форма работы

 с учащимися

Приёмы работы

Виды вопросов

Фронтальная        

«Чтение с остановками»

Простые (закрытые)

Парная

Ромашка «Блума»

Интерпретационные (объясняющие)

Групповая

Творческие

Практические

Оценочные

Контрольные

Приём «Чтение с остановками» помогает более детально осмыслить произведение. Произведение делю по смыслу  на части, (по произведению получилось 4 части) и по каждой части строится работа.  

Начинаю работу с более лёгких для ребят вопросов: ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ  (закрытые вопросы)— это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Когда есть необходимость, то вопросы нумерую, чтобы сохранить последовательность изложения содержания произведения.

И так, я предлагаю вам в парах  (Придумать закрытые вопросы по 1 части произведения и на них ответить)

- Где? (Где происходило действие в рассказе?)

- Как? (Как вёл себя герой рассказа? Как вёл себя Бум?)

- Что произошло….? (Что произошло из-за шалости?)

- Что? (Что почувствовал мальчик после того, когда разбилась чашка?)

- Почему? (Почему мама расстроилась из-за разбитой чашки? )

        После каждой части задаю контрольный вопрос, который поможет уточнить сведения и определить уровень понимания произведения.

- Чем закончилась 1 часть?

Долее следует следующий вопрос, определите, пожалуйста,  его вид:

- Как могут дальше развиваться события? (творческий)

Данные предположения проверяются по ходу чтения следующей части.

А сейчас предлагаю вам поработать в группе. Каждой группе дана часть произведения и задание на составление определённого вида вопроса. (Хочу отметить, что с вами мы это делаем из-за экономии времени, на уроке со всеми читаем текст по частям и с ним работаем). Кроме того, второклассники только учатся составлять вопросы, поэтому в помощь в некоторых случаях даются  карточки, которые натолкнут их на правильную мысль.

1 группа (2 часть)

Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Если бы ты был на месте мальчика, как……..(Если бы ты был на месте мальчика, как бы ты поступил?)
  2. Как бы ты поступил на месте…..(Если бы ты был на месте мамы, как бы ты поступил?)

2 группа (3 часть)

Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Почему ________   испытывал____________ стыда? (Почему мальчик испытывал чувство стыда?)
  2. ________ мальчик не сознался и ___________ Буму? (Почему мальчик не сознался и пригрозил Буму?)

3 группа ( 4 часть)

Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.

  1. Какие чувства вызывает у тебя это часть?
  2. Как ты относишься к мальчику?

Фронтальная работа

        Составьте творческий вопрос. (Чтобы было, если бы мама не обратила внимание на ложь сына?)

Для завершения целостности работы над пониманием произведения следует следующий вопрос, определите его вид: Помог ли тебе рассказ подумать о своих поступках? Чем? (Практический)

        После проведённой работы ребята легко формулируют главную мысль произведения, учатся составлять вопросы, отвечать и обсуждать варианты ответов.

1 группа (2 часть)

Составьте два практических вопроса, продолжив предложение. Обсудите в группе варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Если бы ты был на месте мальчика, как _______________________
  2. Как бы ты поступил на месте ________________________________

2 группа (3 часть)

Составьте два интерпретационных (объясняющих) вопроса, вставив пропущенные слова. Обсудите варианты ответов, обменяйтесь мнениями.

  1. Почему ________   испытывал____________ стыда?
  2. ________ мальчик не сознался и ___________ Буму?

(Слова для справок: чувство, почему, мальчик, пригрозил)

3 группа ( 4 часть)

Составьте с помощью карточек два оценочных вопроса.

Какие чувства вызывает у тебя это часть?

Как ты относишься к мальчику?

1 часть

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали ее увеличивать. На этой карточке у папы было такое веселое доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я, держась за край стола, стал раскачиваться на стуле, мне показалось, что папа качает головой…

— Смотри, Бум… — шепотом сказал я и, сильно качнувшись, схватился за край скатерти.

Стол выскользнул из моих рук. Послышался звон…

Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. — Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладони. Колени у меня дрожали, язык заплетался:

— Это… это… Бум!

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав свое имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развел руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

2 часть

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскребся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она все так же о чем-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех пор, как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай

— Ты очень испугался? — повторила мама.

Я кивнул головой и крепко обнял ее за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил ее, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши ее порозовели. Она встала:

— Бум не придет больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом из фотографической карточки смотрел на меня папа…

3 часть

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом…

Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось все тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное… И я боялся не наказания — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась все больше…

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моем лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

— Будет дождь.

Я попросил:

— Пусти Бума…

— Нет.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слезы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама.

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся…

4 часть

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее:

— Мама!

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял ее лицо, смятый мокрый платочек лежал под ее щекой.

— Мама!

Она открыла глаза, обняла меня теплыми руками. Тоскливый собачий лай донесся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку. Это я, я! Пусти Бума…

Лицо ее дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слезы, от него пахло дождем и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улегся на свое место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала: «Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лежа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали и у каждого из нас троих было свое «почему».

Виды вопросов

Характеристика

Простые (закрытые)

Вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

Интерпретационные (объясняющие)

Начинаются, как правило, со слова «почему».

Вопросы позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

Творческие

Вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы».

«Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?»

Оценочные

Вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам.

Например:

«Как ты относишься к этому герою?»

«Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»

Практические

Вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.

Контрольные

Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедиа технологий в работе над художественным текстом

В статье приведены формы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения с использованием мультимедиа технологий....

Мастер-класс по теме: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Материал составлен для проведения мастер-класса  для учителей начальных классов, чтобы познакомить с «Технологией критического мышления через чтение и письмо» и подробно рассмотреть некоторые вид...

Развитие выразительности чтения младших школьников в процессе работы с художественным текстом

Развитие выразительности чтения у младших школьников в процессе работы с художественным текстом...

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ...

Календарно -тематическое планирование во 2 классе. Работа с художественным текстом.

Календарно -тематическое планирование во 2 классе.  Работа  с художественным текстом....

«Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»

доклад на тему «Техники управления учебной деятельностью учащихся как средство реализации ФГОС: техника постановки вопросов»...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...