Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
методическая разработка

Мурсалимова Надежда Ивановна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного  к  использованию читательской деятельности как средства самообразования». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedsovet_21_dekabrya_2022.pptx.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Сегодня одной из ключевых задач современной школы является формирование функциональной грамотности.

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 2.   Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Слайд 3. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

                                                                                    В.А.Сухомлинский

     Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? В ее формировании ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.

       Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает  чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве  приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного  к  использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Слайд 4.

А к т у а л ь н о с т ь - В наш информационный век проблема чтения становится государственной.

- Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что читатели значительно превосходят «нечитателей» в своем интеллектуальном развитии.

- Россия также теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.

Слайд 5.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».  

Так говорил Алексей Николаевич Толстой. А кто же может вызвать первый интерес к чтению у ребенка?

        Конечно же родители, поэтому, формирование читательской компетенции своих учеников я начинаю с первого родительского собрания. Причем здесь родители, спросите вы. Моя позиция заключается в следующем: любовь к чтению начинает формироваться с семьи. Поэтому, на первом родительском собрании я спрашиваю родителей: «Кто из вас читает детям на ночь?» Обычно на лицах родителей я вижу недоумение и непонимание.

       Я глубоко уверена в том, что дети, чьи родители читают им днем или вечером, столкнутся с наименьшими трудностями при обучении чтению.

       На собрании мы договариваемся, что родители берут себе на вооружение мои рекомендации и стараются уделять чтению вечером хотя бы несколько минут. Причем читают выразительно, стараясь передать интонационно характер, чувства героев, затем, обсуждают прочитанное, рассуждают о причинах поступков героев и т.д. Это способствует не только развитию устной речи ребенка, но также, формированию теплых, дружеских, доверительных отношений в семье.

     Я обязательно контролирую это: спрашиваю детей, читают ли им родители (дети, в большинстве своём, бесхитростны, поэтому, говорят правду). Спрашиваю на следующем собрании – как проходит эксперимент, возникли ли какие-то трудности.

       Те, кто прислушался к моим советам очень довольны. Ведь чтение вечером – это и дополнительное общение, и тесная связь с ребенком, возможность услышать его мысли и рассуждения – это бесценно, это основа формирования функционально грамотной личности.

       Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Слайд 6. А что же такое  читательская грамотность? Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 7.

Начиная с 1 класса работаю над развитием речи.

 Объясняю детям зачем им это надо. Когда дети понимают цель заданий, то я их спрашиваю. Зачем? Выслушиваю ответы детей.(выражать правильно свои мысли, составлять предложения, писать сочинения, изложения, в будущем заполнять документы и т.д.)

1.Работа над синонимами и антонимами.

2.Фразеологические обороты.

3. Пословицы.

4. Скороговорки.

Начинаю урок с речевой разминки. Исходя из темы урока, подбираю скороговорки, антонимы, синонимы, пословицы, притчи.

      У меня сейчас 3 класс, поэтому, уделю внимание нескольким приемам, которые использую сейчас для формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения.

     Как и при работе с любым произведением, ведется работа до чтения, во время чтения и после чтения текста.

  1. Работа с произведением до чтения (этот этап называют «вызов»)

На этом этапе обсуждается заглавие, озвучивается информация об авторе-особенно обращаю внимание на детские года, какие-то интересные факты из жизни.

     На этом этапе очень интересны приемы «мозговой штурм», когда дети передают мячик, предполагая, что будет, «верю-не верю», когда предлагаются готовые факты о развитии событий в произведении, а дети соглашаются  с этими фактами или нет. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Л.Н.Толстой «Акула».

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что главными  героями будут мальчики?
  3. Верите ли вы, что Акула может съесть мальчиков? И т.д

           Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

  1. Работа во время прочтения (этап «осмысления»)

 На этом этапе используются следующие приемы: 1.«Чтение про себя»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

2.«Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

3.«Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.

 4.«Чтение с составлением таблицы, схем».

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

Ученики читают текст, внимательно анализируя его. Учитель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в таблицу.

(В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» , Чем похожи Рукодельница и Ленивица? Чем отличаются?)

     3. Работа с текстом после прочтения (этап «рефлексии»).

Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы.

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;

«толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

«Толстые» вопросы Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

«Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 Прием «Написание творческих работ». Хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Дать совет главному герою. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Такая работа с произведением очень нравится детям, есть возможность почитать, порисовать и порассуждать и пофантазировать, что они очень любят. Способствует ли такая работа развитию функциональной грамотности: да, так как формируется умение решать житейские и учебные задачи.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

  При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и приемов работы, у  учащихся  формируются навыки  мышления,  являющимися  важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

        Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе

Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе.

Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.Групповая...

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы групповой работы как средство развития коммуникативных УУД  на уроках литературного чтения  в начальной школе...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы   формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.Что же такое «функциональная грамотность»?  Каковы критерии функционал...

Использование современных педагогических приёмов на уроках литературного чтения в начальной школе.

Современные педагогические приёмы, использоуемые на уроках литературного чтения в начальной школе. Конкретные актуальные приёмы (более 10)....