Проектно-исследовательская лаборатория
проект
Представляю Вам план работы проектно-исследовательской лаборатории "Формирование читательской грамотности младших школьников как основного компонента функциональной грамотности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_chitatelskaya_gramotnost.docx | 46.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Аврора»
Формирование читательской компетентности
младших школьников
Инновационная лаборатория
Саратов
2022
Паспорт лаборатории.
Наименование инновационного проекта | Формирование читательской компетентности младших школьников |
Основания для разработки проекта | 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». |
Цель | разработка модели и методического обеспечения формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |
Структура лаборатории | - Краткая аннотация лаборатории - Актуальность лаборатории . - Цели и задачи лаборатории . - Основное содержание лаборатории . - Ресурсное обеспечение лаборатории . - Партнеры, целевая аудитория лаборатории . - План реализации лаборатории. - Ожидаемые результаты и социальный эффект. - Перспективы дальнейшего развития лаборатории. - Литература. |
Сроки | 2021-2024 гг. |
Предполагаемый результат | - освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы; - формирование основных навыков учебной деятельности; - приобщение к отечественной и мировой культуре с учётом национального менталитета, культурно-исторических особенностей и традиций своей страны; - формирование творческой личности, имеющей определённый исследовательский потенциал; - формирование у школьников гражданской и нравственной позиции. |
Краткая аннотация лаборатории.
Данная лаборатория посвящена формированию читательской компетентности младших школьников через осознанное, правильное, выразительное чтение, умение извлекать из текстов интересную и полезную информацию, работать с разными источниками: словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении и самостоятельно выбирать книги для чтения.
Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием:
- освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы;
- формирование основных навыков учебной деятельности;
- приобщение к отечественной и мировой культуре с учётом национального менталитета, культурно-исторических особенностей и традиций своей страны;
- формирование творческой личности, имеющей определённый исследовательский потенциал;
- формирование у школьников гражданской и нравственной позиции.
Актуальность лаборатории.
Стремительное развитие информационных процессов и технологий меняет устоявшиеся веками формы общения и образования человека. В специфических условиях современной информационной среды, с одной стороны, появляются новые возможности для познания окружающего мира, проявления творчества, а с другой, – в силу чрезмерности объема потребляемой информации, возникают систематические психофизиологические перегрузки, ускорение «смыслового» свертывания информации приводит к фрагментарности и поверхностности её восприятия. Возникает острая необходимость в целенаправленном формировании читательской компетентности[1] личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи.
Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, формированию основополагающей читательской компетентности, в российской системе обязательного общего образования уделяется недостаточное внимание. Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития.
Проблема заключается в том, что при формировании в России информационного общества и продолжающихся попытках реформировать систему образования, при возрастании учебных нагрузок в ее рамках продолжают сохраняться прежние приемы работы с текстами, с информацией.
Источники этой проблемы таковы:
в образовании преобладают технологические, а не содержательные аспекты грамотности, в том числе компьютерной;
в учебных программах отсутствуют системообразующие понятия, характеризующие совокупности видов информации и средств ее распространения;
знания учащихся носят разрозненный характер, что мешает эффективному решению задач, связанных с социокультурной адаптацией.
Соответственно, многие выпускники школ плохо ориентируются в сложном пространстве современной письменной культуры, не видят связи между источниками необходимых сведений и способами их поиска, не умеют эффективно решать практические задачи, относящиеся к работе с текстами.
Раннее приобщение детей к визуальной массовой культуре, к «картинкам» и последующая работа с компьютером (в основном, компьютерные игры) формируют такие особенности восприятия «культурного окружения», как фрагментарность, поверхностность, неустойчивость. Закрепление таких черт затрудняет чтение в традиционном смысле, работу с печатным словом, требующие внимания и сосредоточенности. Малый лексический запас приводит к непониманию значений многих слов, а неумение и отсутствие привычки обращаться к словарям делает невозможным решение этой проблемы; слабые знания и навыки построения грамматических конструкций мешают восприятию структуры предложений, особенно сложных. В результате смысл текста ускользает, как только его сложность превышает уровень простейших высказываний.
Значительно возрос и практически стал превалирующим тип поверхностного чтения, который характеризуется слабой интенсивностью, отсутствием личностных побуждений к работе с текстами, не направленностью восприятия их содержания, слабой выраженностью обращения к ним после прочтения.
Соответственно, затруднения с продвижением и развитием чтения возникают из-за отсутствия интереса:
у учащихся – к чтению, письму, родному языку:
у педагогов – к социализации и просвещению тех, с кем им приходится работать.
Положение дел усугубляется и тем, что взрослые члены семей заняты работой настолько, что у них не остается времени на чтение и на занятия с детьми, а неустойчивость финансового положения большинства семей не способствует формированию хорошей домашней библиотеки. В обществе доминирует ориентация на «легкое» чтение, и школьные программы оказываются содержательнее, чем познания взрослых. Соответственно, семья, как правило, не может обеспечить младшим поколениям базу для приобщения к книжной культуре, нужный уровень читательской компетентности. И в их обыденной внешкольной жизни отсутствуют стимулы приобщения к серьезному чтению.
Согласно результатам исследований, для российских школьников характерен низкий уровень таких навыков, как упорядочение собственных познавательных процессов, определение их направленности и выбор соответствующих письменных источников, работа с ними. Как правило, выпускники школ плохо подготовлены к решению типичных задач, связанных с оперированием письменной информацией: не владеют навыками поиска нужных текстов, их отбора и организации в соответствии с определенной темой, их адекватного прочтения и интерпретации, устной и письменной репрезентации прочитанного.
Данные исследований свидетельствуют о продолжающемся снижении читательской активности и уровня читательской компетентности. К основным причинам такого положения дел можно отнести:
дефицит методического обеспечения системы образования в области чтения;
неподготовленность преподавательских кадров к обеспечению учащихся необходимым уровнем читательской компетентности;
слабость социокультурных стимулов к чтению.
Таким образом, анализ сложившейся ситуации в современном образовании обозначил противоречия:
- между возросшими требованиями общества к восприятию большого количества информации и необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию младшего школьника;
- между широким выбором книжных изданий и неумением школьников самостоятельно выстроить круг своего чтения. Обозначенные противоречия определили основную проблему, на решение которой направлена данная педагогическая лаборатория: недостаточное теоретическое обоснование и методическое оснащение процесса формирования читательской компетентности младших школьников.
Теоретическая значимость данной лаборатории заключается в следующем:
конкретизированы понятия «читательская компетентность»;
определена структура читательской компетентности;
разработана модель, способствующая формированию читательской компетентности, на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности;
определены концептуальные основы проекта.
Практическая значимость лаборатории заключается в возможности использования данного педагогического опыта учителями начальных классов при разработке программы формирования универсальных учебных действий, программ внеурочной деятельности.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
МАОУ «СОШ «АВРОРА»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет основные направления и задачи научно-практической деятельности проектно-исследовательской лаборатории (далее-Лаборатория), осуществляющая апробацию результатов исследовательской работы педагогического коллектива МАОУ «СОШ «Аврора».
1.2 В своей деятельности Лаборатория руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми документами министерства образования Саратовской области, муниципального органа управления образованием (далее МАОУ), локальными нормативными актами, Положением о региональной научно-консультационной службе «Образовательная инициатива» и настоящим Положением.
2. Цели и задачи лаборатории.
2.1. Целью создания и функционирования Лаборатории является активизация проектно-исследовательской деятельности педагогов МАОУ «СОШ «Аврора», разработка модели и методического обеспечения формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности, распространение опыта реализации эффективных образовательных практик.
2.2. В соответствии с поставленной целью Лаборатория решает следующие задачи:
изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности младших школьников;
разработать модель формирования читательской компетентности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
разработать комплекс методических материалов, с опорой на современные программно-методические, материально-технические, информационные ресурсы и апробировать его в образовательном процессе;
определить критерии и показатели уровня сформированности читательской компетентности обучающихся;
участие в создании системы информационного обслуживания образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия, анализ и изучение потребностей участников образовательного процесса;
организация и проведение специализированных конференций, конкурсов, круглых столов, семинаров;
подготовка к публикации материалов. Отражающих результаты проводимых исследований.
3. Организация и функционирование
3.1. Лаборатория создается приказом директора МАОУ «СОШ «Аврора».
3.2. Лаборатория, созданная на базе МАОУ «СОШ «Аврора», включается в сетевой комплекс (Кластер), координируемый в научно-консультационной службе «Образовательная инициатива».
3.3. Для включения в Кластер Лаборатория представляет в Региональную службу комплект необходимых документов (приказ о создании проектно-исследовательской лаборатории с указанием одной или нескольких образовательных организаций, на базе которых она создается, и ее руководителя; Положение о Лаборатории; план работы Лаборатории на текущий учебный год).
3.4. Научный руководитель Лаборатории обеспечивает выполнение основных задач Лаборатории, организует ее текущую деятельность, планирует работу, определяет обязанности участников, отчитывается о работе Лаборатории, предоставляя сведения в Региональную службу.
3.5. Участниками Лаборатории могут стать коллектив педагогов МАОУ «СОШ «Аврора», созданный для решения определенной научной проблемы.
3.6. Лаборатория осуществляет свою деятельность за счет средств образовательной организации, на базе которой она организована.
4. Права и обязанности
4.1.Для выполнения установленных настоящим Положением задач члены Лаборатории имеют право:
участвовать во всех мероприятиях, проводимых Региональной службой;
представлять руководству Региональной службы предложения по совершенствованию деятельности Лабораторий;
планировать новые направления работы Лаборатории в рамках совместной деятельности с другими участниками Кластера;
запрашивать от Региональной службы сведения, необходимые для работы Лаборатории.
4.2. Руководитель Лаборатории несет ответственность:
за выполнение всех возложенных на Лабораторию задач, определяемых настоящим Положением и планом работы, согласованным с Региональной службой;
за своевременное составление и представление в Региональную службу аналитической справки о работе Лаборатории (до 15 июня текущего года) и планов на следующий учебный год (до 20 июня текущего года) по установленным формам).
4.3. Обязанности и ответственность участников Лаборатории определяются руководителем Лаборатории.
Сведения об участниках проектно-исследовательской лаборатории (ПИЛ) в 2022/2023 уч. году
Район Кировский
Образовательная организация, на базе которого организована лаборатория:
МАОУ « СОШ « Аврора»
Адрес организации: 410030 г. Саратов ул. Батавина д.23
Телефон: 29-34-57
Основные направления деятельности ПИЛ
Формирование читательской грамотности младших школьников
Общее руководство лабораторией осуществляют:
Ф.И.О. Калечина Валерия Владимировна
Занимаемая должность: методисты, методического объединения учителей начальных классов
Контактный телефон: 89878346308
e-mail shkola.avrora@yandex.
Научное руководство:
ФИО Лабутина Наталия Викторовна
Место работы: ГАУ ДПО « СОИРО»
Занимаемая должность: старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования
Контактный телефон:
Участники лаборатории (в соответствии с приказом образовательной организации)
№п/п | Ф.И.О. | Место работы | Занимаемая должность |
1 | Калечина Валерия Владимировна | МАОУ СОШ « Аврора» | Методист, методического объединения учителей начальных классов; учитель начальных классов |
2 | Лаштур Евгения Степановна | МАОУ СОШ « Аврора» | Методист, методического объединения учителей начальных классов; учитель начальных классов |
3 | Бубликова Валерия Дмитриевна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
4 | Иванова Дарья Константиновна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
5 | Казакова Майя Геннадиевна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
6 | Каткова Наталья Станиславовна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
7 | Королева Екатерина Владимировна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
8 | Кузьмина Кристина | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
9 | Лаптева Елена Александровна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
10 | Мищенко Марина Александровна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
11 | Федорчук Анастасия Сергеевна | МАОУ СОШ « Аврора» | учитель начальных классов |
2.План
работы проектно- исследовательской лаборатории на базе МАОУ « СОШ « Аврора»
на 2022-2023 учебный год
№п/п | Наименование мероприятия | Статус ( уровень ОУ, муниципальный, региональный. Межрегиональный) | Сроки проведения | Ответственные |
1 | Литературно- музыкальная композиция» Русский народный фольклор» Викторина и кукольный театр «Русские народные сказки» | ОУ | 27.09-29.09 | Казакова М.Г Лаптева Е.А Кузьмина К. |
2 | Акция «Обложка моей любимой книги». Из истории книги. Совместное мероприятие с музеем К.Д. Федина | муниципальный | 30.09-01.10 | Лаштур Е.С. Калечина В.В. Бубликова В.Д. |
3 | Знакомство с элементами книги и видами книг.» Пословицы русского народа» в книгах русского ученого, писателя, лексикографа В.И. Даля. | ОУ | 18.10-22.10 | Королева Е.В. Мищенко М.А. Иванова Д.К. |
4 | Конкурс чтецов « Разговор о маме» | ОУ | 15.11 | Федорчук А.С. Каткова Н.С. |
5 | Литературный бой по сказкам К.И. Чуковского» Сказки дедушки Корнея», приуроченного к 140 –летию К.И. Чуковского | муниципальный | 18.12 | Лаштур Е.С. Калечина В.В. |
6 | Реклама « Моя любимая книга» | ОУ | 20.12-21.12 | Казакова М.Г. Лаптева Е.А Иванова Д.К. |
7 | « В гости к книгам» совместное мероприятие с детской библиотекой | муниципальный | 15.01 | Бубликова В.Д. Королева Е.В. Мищенко М.А. |
8 | «В гости к писателю. Л. Кассиль» совместное мероприятие с музеем Л.Кассиля | ОУ | 19.02 | Калечина В.В. Бубликова В.Д Каткова Н.С Королева Е.В. |
9 | День проектов. Проба пера. «Сочини загадку» | ОУ | 14.03-15.03 | Федорчук А.С. Кузьмина К Иванова Д.К. |
10 | День детской книги. Всероссийская акция | межрегиональный | 01.04 | Калечина В.В. Казакова М.Г. |
11 | Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена | ОУ | 02.04 | Королева Е.В Бубликова В.Д Кузьмина К. |
12 | «Сказку мы покажем сами» | муниципальный | 15.04 | Лаштур Е.С. Мищенко Каткова Н.С. |
13 | Поклонимся Великим тем годам. «История моей семьи». Очерк. | ОУ | 07.05 | Лаптева Е.А. Иванова Д.К Федорчук А.С. Калечина В.В. |
14 | Квест «День славянской письменности» | ОУ | 24.05 | Казакова М.Г Калечина В.В. Бубликова В.Д. Королева Е.В. |
15 | Конкурс « Читатель года» | ОУ | 31.05 | Лаштур Е.С. Лаптева Е.А. Федорчук А.С. |
3.Организация конференций, конкурсов, фестивалей и прочих интеллектуальных мероприятий для обучающихся
Муниципальное образование | Наименование организации(й), на базе которой(ых) действует лаборатория | Юридический и фактический адреса, контактные телефоны, адрес электронной почты | Руководитель/ научный руководитель лаборатории | Основное направление деятельности лаборатории |
Саратов | МАОУ «СОШ « Аврора» | 410030 г. Саратов, ул. Батавина П.Ф., д.23, 8(8452)29-34-57 shkola@yandex.ru | Калечина Валерия Владимировна, Лаштур Евгения Степановна/Лабутина Наталия Викторовна | Формирование читательской грамотности младших школьников |
- Организация семинаров, конференций, круглых столов, семинаров, вебинаров, мастер-классов по проблематике работы Лаборатории.
Наименование мероприятия | Статус (уровень ОУ, муниципальный, региональный, межрегиональный) | Сроки проведения | Ответственные |
«Развитие читательской грамотности через экологическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС» | муниципальный | 06.04.2022 | Калечина Валерия Владимировна Лаштур Евгения Степановна |
3.Публикация статей, тезисов, докладов, методических разработок членов лаборатории.
№п/п | Ф.И.О. автора (члена лаборатории) | Предполагаемое количество публикаций | Уровень публикаций ( статья в издании ВАК, РИНЦ, прочих изданиях, методических или дидактических изданиях; электронный/печатный |
1 | 1 | ||
2 | |||
3 | |||
4. Участие в конференциях, конкурсах, семинарах (связанных с проблематикой работы Лаборатории).
№п/п | Ф.И.О. участника (члена лаборатории) | Название мероприятия, дата проведения | Форма участия |
1 | Лаштур Евгения Степановна | «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС», 16.11.21 | участник |
2 | Калечина Валерия Владимировна | «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС»16.11.21 | участник |
3 | Казакова Майя Геннадиевна | «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 16.11.21 | участник |
4 | Королева Екатерина Владимировна | «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 16.11.21 | участник |
5 | Мищенко Марина Александровна | «Системный подход к формированию функциональной грамотности обучающихся в условиях реализации ФГОС» 16.11.21 | участник |
Директор МАОУ «СОШ « Аврора» А.В. Щепетнова
[1] «Читательская компетентность – совокупность знаний, умений, и навыков, позволяющих отбирать, интерпретировать, организовывать и эффективно использовать в личных целях и общественных целях представленную в письменных источниках информацию». И. В. Шулер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя. Методические основы технологии проектного обучения.
Методические основы технологии проектного обучения...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...