Развитие позитивного мышления младших школьников в игре.
статья
Сообщение на тему "Развитие позитивного мышления младших школьников в игре". Теория+практика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pozitivnogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov_v_igre.docx | 58.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
учителей третьих классов
2020-2021 учебный год
Сообщение: Развитие позитивного мышления младших школьников в игре.
Учитель начальных классов
МБОУ «Луховицкая средняя
общеобразовательная школа № 1»
Гришина Н.В.
г. Луховицы, 2021г.
Позитивное мышление — это способность видеть положительные стороны в сложных и даже негативных ситуациях. Оно позволяет человеку быть независимым от обстоятельств, научиться управлять своим поведением и образом мыслей. Это мышление связано с решением внутренних проблем, умением человека контролировать свои эмоции, мысли, действия. Оно является важным фактором психологического и физического здоровья личности, так как формирует устойчивый иммунитет к манипулятивному психологическому насилию, возможным отрицательным влияниям.
Негативное мышление можно считать проявлением «лености ума». Такой образ мыслей заставляет проживать отрицательные эмоции, «застревать» на проблемах, блокирует способность человека к поиску 2 различных вариантов решений и позитивного выхода из ситуации. Подобный стиль мышления создает определенную уязвимость человека перед различными отрицательными влияниями. Человек проецирует проблемы своими негативными убеждениями, оценками, пессимистическим отношением к жизни и порой не представляет, что, перестроив свою когнитивную реакцию на жизненные ситуации, ход мыслей, он сумеет иначе строить свою жизнь. Можно предположить, что переживаемые ребенком эмоции, состояния, его установки, черты личности, выбор, который он совершает, кем и каким он станет, во многом (может, во всем?) определяются его мыслями. Поэтому забота о счастливой жизни растущего человека требует усилий по развитию у него позитивного мышления.
В силу возрастных особенностей младший школьный возраст наиболее благоприятен для этого. Ученики I–IV классов податливы, пластичны, эмоциональны, доверчивы, они верят каждому слову учителя. Какие возможности есть у педагога начальной школы для развития позитивного мышления учащихся? Это специальные упражнения и особые технологии повседневной практики его взаимодействия с детьми, воспитательные мероприятия по формированию позитивного отношения к себе, другим и жизни, классные часы-рассуждения о жизни.
Остановимся на развитии позитивного мышления младших школьников посредством игры, как наиболее универсальной воспитательной технологии. Педагогические возможности игры общеизвестны. Какие игры надо использовать и как организовать их, чтобы результатом становилось укрепление позитивного мышления ребенка? Для этой цели подходят игры, содержание которых составляет проживание позитивного отношения к себе, другому человеку, отдельным событиям, природе, труду, жизни в целом. Любой классный руководитель может выбрать подходящие игры из многочисленных методических пособий и интернет-ресурсов.
Для начала Важно технологически грамотно организовать такую игру, обеспечить обнаружение, проживание и присвоение детьми позитивного отношения к разным явлениям жизни. По нашему мнению, наиболее точно технология организации воспитывающей и развивающей игры описана Н.Ф. Головановой и Н.Е. Щурковой . Авторы по-разному представляют эту технологию, однако их мнения не противоречат, а дополняют друг друга.
Представим интегрированный вариант технологии организиции работы по развитию позитивного мышления на примере игры «Терем-теремок». В ней дети приобретают опыт позитивного отношения к другому человеку, умение видеть и говорить о достоинствах другого. Игра основана на сюжете известной сказки «Теремок». Однако идея сказки меняется: мышка-норушка отказывает всем зверям, которые просят ее о гостеприимстве, она говорит: «Нет, не пущу в теремок, мне и без тебя хорошо!» Играющие, получившие роль зайца, ежа, лисы и др., по существу, пассивные участники, они только произносят фразу «Кто-кто в теремочке живет? Пусти меня к себе пожить». Главная роль в этой игре достается наблюдателям. Они обращаются к мышке и приводят различные аргументы, чтобы уговорить ее пустить гостя: «Милая мышка, пусти его, пожалуйста, с ним тебе будет весело, он много книг читает, будет тебе истории рассказывать» или: «Она печет очень вкусное печенье и крестиком умеет вышивать» и т.п. Важно, какие аргументы станут приводить дети, это покажет, что они ценят в своих одноклассниках. Обычно все герои в результате уговоров поселяются в теремке, и в завершение игры его жители водят хоровод «на мышкины именины». Затем участники обсуждают, что они поняли, что для них было важным, чему научились, какие чувства переживали.
Развитие позитивного мышления детей обеспечивается следующими технологическими приемами. Игра начинается с создания позитивной атмосферы, вызова игрового состояния, преобразования реальной ситуации в воображаемую посредством использования некоторых атрибутов (эмблемы, детали костюмов), изменения элементов интерьера. Например, можно заготовить детали костюмов некоторых героев сказочного теремка: фартук для мышки- норушки, ушки для зайца, хвост для лисы, серый шарф для волка и т.п. Благодаря этому у детей возникает особое эмоциональное состояние и отношение к разворачивающейся деятельности. Приветствие детей в начале игры должно настраивать на содержание предстоящей работы, создавать позитивную эмоционально-психологическую атмосферу. Здесь особая роль принадлежит голосу, мимике, жестам учителя. Например, обращение «Добрые друзья» будет настраивать детей на положительное отношение к человеку, которое предстоит продемонстрировать в ходе игры. Важно позаботиться об удобстве и хорошем настроении каждого ребенка. Недопустимо «сбивать» игровой настрой дисциплинарными требованиями, рассаживанием или наказанием. Объявление правил и распределение ролей обеспечивает вовлечение в игру всех учеников. Педагог может спросить школьников, помнят ли они сказку «Теремок», ее героев. Затем учитель распределяет роли мышки, зайчика, ежика, лисички, волка и др. Важно не забыть о группе наблюдателей, так как чаще всего ролей на всех детей не хватает. Наблюдателям поручается быть арбитрами, оценивать поведение персонажей, анализировать происходящее, делать выводы. Подчеркнем, что оценивается именно поведение зверей — жителей теремка, но не самих детей, например: «Что-то мышка сегодня несговорчивая...» В этой игре именно наблюдатели оказываются главными действующими лицами. Детям, которым не досталось никакой роли, предстоит раскрыть для мышки-норушки достоинства гостя, его позитивные качества и убедить впустить его в теремок. Например, глядя на зайчика, младшие школьники невольно вспоминают достоинства и личностные качества одноклассника — исполнителя этой роли. Игровое общение — это одновременно взаимодействие реальных детей и воображаемых персонажей. Задача учителя — всемерно поддерживать такое двоякое состояние детей. Поэтому от педагога требуется скрытое руководство игрой: незаметные подсказки, косвенные инструкции, оказание помощи, без «выхода» из игрового состояния. Настоящая игра отличается правом ребенка на свободный выбор принимаемых решений. Именно это обстоятельство привлекает детей. Учитель должен быть готов к неожиданному изменению сюжета, ребенок в игре волен поступать, как хочет, может пробовать различные варианты разрешения ситуаций. Соблюдение норм взаимоотношений в ходе игры обеспечивается тремя педагогическими приемами: ответственность за возможное недостойное поведение «перекладывается» на персонажа, педагог интонацией подчеркивает расстановку акцентов в событии или доводит сюжет до финала, когда участнику придется принять другое, верное решение. Для развития позитивного мышления средства игры должны быть минимальными, чтобы не отвлекать внимание детей от ее содержания и проживания позитивных отношений к другому человеку. Важна мизансцена — расположение участников игровой деятельности и предметов в помещении. Она должна обнаруживать и подчеркивать взаимоотношения персонажей. Поэтому стул для мышки-норушки (теремок) следует поставить у доски, по центру, звери-гости располагаются у двери, остальные дети - наблюдатели рассаживаются полукругом. Место педагога там, где будет нужна помощь, т.е. возле главных героев — наблюдателей.
Педагогические цели встраиваются в игровые, их не сообщают детям. Ребенок в игре не стремится к достижению воспитательных замыслов, он играет, чтобы развлечься, приобрести новый жизненный опыт, получить приз и т.п. Игровое взаимодействие становится воспитывающим и развивающим, если учитель помогает детям освоить, усвоить и присвоить его содержание. Развитие позитивного мышления возможно посредством таких игр, содержанием которых выступают положительное отношение к различным элементам мира (к другим, к себе, к дому и т.д.), проживаемое детьми, формируемое умение позитивно взаимодействовать с миром, приобретаемые знания о позитивных и негативных сторонах жизни. Таким образом, организация игр в соответствии с представленной выше технологией — создание благоприятной игровой атмосферы, вовлечение в игру всех детей класса, обеспечение этики взаимоотношений участников, выбор средств и мизансцены игры, акцентирующих внимание учеников на ее содержании, обеспечивает приобретение младшими школьниками опыта позитивного построения своей жизни, положительного восприятия себя и других, умения видеть прежде всего достоинства человека и позитивно размышлять о событиях и явлениях жизни.
Приложение
Перечень некоторых игр, направленных на развитие позитивного отношения к школе:
- Игра «Чет и нечет».
Цель: снятие напряжения и зажимов, развитие инициативы, сплочение группы.
Ход игры: сейчас мы сыграем с вами в игру. Каждый должен отсчитать по 15 горошин, Затем, зажав их в кулаке, начните ходить по классу. И как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнеру сжатый кулак, спросите: «Чет или нечет?» Если 2-ой участник угадывает, то он получает эти горошины себе, если не угадывает, то отдает ему ровно столько горошин, сколько у него было в кулаке.
Победит тот, у кого через 10 мин. окажется больше всего горошин.
2. Игра «Аплодисменты по кругу».
Цель игры: дружеский ритуал завершения занятия.
Ход игры: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из игроков группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. 3-ий выбирает 4-го и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
3. Игра «Путанка».
Цель: Эмоциональное раскрепощение, объединение участников.
Ход игры: выбирается один ведущий, остальные дети, держась за руки, запутываются. Задача водящего – распутать детей.
4. Игра «Спасибо за прекрасный день».
Цель: дружеский ритуал завершения занятия.
Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить чувства и благодарность друг другу».
Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким 3-кратным пожатием рук.
5. Игра «Волшебная палочка».
Цель: осознание детьми своих желаний, повышение самоуважения.
Материалы: «волшебная палочка».
Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий показывает палочку и просит на некоторое время представить, что она волшебная и (вдруг да случится чудо!) ей можно рассказать о трех своих самых заветных желаниях.
6. Игра «Что делает ученик?»
Беседа о том, какими действиями наполнен обычный школьный день ученика. Он читает учебники, пишет в тетради, отвечает у доски, подсказывает товарищу и т.д. Каждый участник пластически, без употребления слов изображает одно из таких действий, а остальные отгадывают, что именно изображается. Старайтесь, чтобы действия не повторялись!
7. Игра «Кто Я?»
Цель: дать детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.
Ход игры:
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто Я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я – девочка», «Я _ человек, занимающийся спортом»; «Я – хороший человек» и т.д. Взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя.
8. Игра: «Какой я есть и каким бы хотел быть».
Цель: Прояснение образов «Я - реальное» и «Я – идеальное». Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Ход игры: Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким бы хотел быть. Работа строится на сравнении их особенностей. Сравниваются цвета, которые использовал ребенок в каждом рисунке, поза, настроение, в котором он изображен, окружающая обстановка.
После рисования проводится обсуждение рисунков каждого ребенка. В заключение ребенок должен сам сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.
9. Игра «Ученик дня».
Цель: развитие чувства самоуважения («ученик дня» получает признание и дружескую поддержку всей группы, с другой стороны все остальные участники имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь).
Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется «Ученик дня». Пожалуйста, встаньте в круг… Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей была названа Даша. Она больше всех написала достижений в тетради.
Даша, встань, пожалуйста в центре круга.… Остальные пусть обступят Дашу как можно плотнее… Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная палочка, а в другой – большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать Дашу с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до Даши будет не менее 20 сантиметров. А ты, Даша, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая Дашу, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом говорите ей разные приятные вещи, например: «Я рад, что ты учишься в одном классе со мной», «Я люблю с тобой играть», !Т моя подружка», «Ты мне нравишься» и т.д. Вы можете сказать ей свои пожелания, например: «Я желаю тебе прекрасного и приятного дня», «Я желаю тебе, чтобы твоя мама выздоровела», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей» и т.д. А тебе, Даша, возможно удастся почувствовать, как мы все тебя любим и дарим тебе свои самые лучшие чувства.
А теперь начнем окрашивать Дашу золотыми красками и своей любовью…(2-3 мин.)
Теперь вы можете отвести руки и остановиться. Даша, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар.
10. Игра «Невидимая надпись».
Цель: игра дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха.
Инструкция: перед тем как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую именно букву я нарисовала? Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла, таким образом, со всеми попрощаться.
Материалы: волшебная палочка, карандаши, листы, буквы из имен детей.
11.Игра «Принц – на – цыпочках».
Цель: создать в группе атмосферу сосредоточенности и спокойствия.
Инструкция: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царит спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц(цесса) – на – цыпочках). Такими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока вы все в нее не войдете, В этот момент принц – на - цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать «Благодарю вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.
12. Игра «Что я чувствую в школе».
Ход игры: ведущий предлагает каждому из детей вытянуть по одной карточке с названием чувства (радость, скука, удивление, отвращение…), а затем назвать школьное занятие, которое порождает в нем это чувство.
13. Игра «Я смогу».
Цель: формирование активности, уверенности в себе; произвольности движений.
Ход игры: дети встают на одну ногу и стараются ровно и четко написать другой ногой в воздухе свое имя, повторяя про себя: «Я смогу!»
Одной рукой дети гладят голову, а другой – круговыми движениями – свой живот, повторяя про себя: «Я смогу!»
Одной рукой ребята пишут свое имя, а ногой в тоже время фамилию, повторяя про себя : «Я смогу!»
Обсуждение:
- Всем ли было легко выполнять это упражнение?
- Что нужно для того, чтобы получилось?
- Достаточно ли только верить и говорить себе: «все получится! Я смогу!»
- Что еще нужно?
Затем вместе с ребятами ведущий делает вывод: чтобы добиться чего-то нужно верить в успех, но не только… Надо еще добиваться этого добрыми делами, усилиями, тренировкой.
14. Игра «Аплодисменты».
Цель: развивать самоуважение детей, умение показать восхищение другими детьми.
Инструкция: Кто из вас бывал в театре или цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представлений? Кто из вас хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.
Поставьте стул в центре комнаты и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.
- Первым встанет на этот пьедестал и насладиться громом ваших аплодисментов тот, кто написал в «Дневнике» больше всего достижений.
Анализ упражнения:
- Понравилось ли тебе получать аплодисменты?
- Получаешь ли ты иногда незаслуженные аплодисменты?
- Тебе понравилось хлопать в ладоши?
- Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?
- Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?
Материалы: корона, карточки (с чувствами).
15. ИГРА: «ДРУГ К ДРУЖКЕ»
Цель: Развивать произвольность движений, дать детям почувствовать свое тело.
Инструкция: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я вам буду говорить. Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- нос к носу!
- спина к спине!
Ну, что ж, это вы могли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вам нужно будет быстро-быстро найти нужного партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которые вы должны будете дотрагиваться друг до друга. Итак: «Друг к дружке! ухо к уху!»
- Бедро к бедру!
- Пятка к пятке!
Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.
16. Игра «Муха»
Цель: развивать внутренний план действий.
Материалы к заданию: Большой квадрат (30х30 см), разделенный на 9 клеточек (10х10 см). В центральном квадрате нарисована муха.
Ученикам объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх и вниз, влево и вправо. Начало всегда в центре. Учитель называет направления перемещения мухи, а ученики должны, глядя на квадрат, мысленно следить за ее перемещением, и ответить, в каком квадрате оказалась муха в результате нескольких перемещений.
17. Игра «Кто точнее?»
Цель: развитие произвольности движений.
С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оценивается. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.
18. Игра «Найти смысл»
Цель: развитие произвольности (помехоустойчивости интеллектуальных процессов).
Ученики делятся на 3 группы. Ведущий вслух читает написанные на отдельных карточках три разных четверостишия. Сначала только первую строку каждого стихотворения, затем только вторую, третью и, наконец, четвертую. После этого ученики из первой группы пересказывают содержание первого стихотворения, из второго – второго, из третьего – третьего стихотворения.
1. Мы за деревней в речке очутились.
Тут мои зайчики точно взбесились.
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают.
(Н.Некрасов)
2. Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую.
(А.Барто)
3. Дали туфельки слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»
(С.Маршак)
19. Игра «Подарок»
Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
20. Игра «Нарисуй свое имя».
Инструкция: « Давайте закроем глаза, тихонечко посидим. А теперь каждый попробует представить свое имя, написанное на листе бумаги. Постарайтесь получше рассмотреть свое имя, увидеть какого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А теперь откройте глаза и нарисуйте свое имя так, как вам захочется. Если рядом с именем вам захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать». (Перед каждым ребенком лежат цветные карандаши и лист бумаги).
Когда дети закончат рисовать, они показывают свои рисунки группе. Ведущий может попросить объяснить выбор цвета для имени.
21. Игра «Почтальон».
Играющие держатся за руки, водящий-почтальон находится - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи до Лены». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить письмо», то есть увидеть, у кого из детей оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор, пока «письмо» не будет перехвачено. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.
22. Игра «Психологический автопортрет».
На одной половине листа дети пишут ответ на вопрос: «За что меня можно любить?», на другой половинке - «За что можно ругать?»
Совместное обсуждение с детьми, возможны подсказки со стороны детей.
23. Игра «Слушаем себя».
Ведущий: «Давайте сядем поудобнее и закроем глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри себя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям... Что ты сейчас чувствуешь? Что хочешь? Что ты слышишь?
Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению на себя, на свои чувства.
24. Игра «Замечательные дети».
Ведущий: «У меня в руках карточки, на которых написаны характеристики детей. Я раздам вам по карточке так, чтобы никто не увидел, что там написано. А вы постарайтесь изобразить доставшегося вам девочку или мальчика без слов. Для этого можно вставать со своего места, ходить по комнате, подходить друг к другу, но нельзя произносить звуки. Если дети затрудняются в отгадывании образа, то возможна помощь взрослого.
Возможные карточки: смелый мальчик (девочка), веселый мальчик (девочка), добрый, спокойный, терпеливый, аккуратный и т.д. Возможен индивидуальный подбор карточек к каждому ребенку в связи со спецификой проблемы ребенка.
25. Игра «Кляксы, рисование красками». Взять альбомный лист, сложить пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрев на рисунок, ребенок должен дофантазировать образ и придумать название рисунку.
26. Игра «Вылепи из пластилина»
Ведущий: «Давайте разобьемся на пары и один из пары как будто превратиться в кусочек пластилина, а другой - в ученика на уроке труда. Я же буду учителем. Каждому ученику задам задание вылепить что-нибудь интересное: чашку, стол, цветок и т.д. задание даётся шёпотом. Когда «фигурки из пластилина» будут готовы, авторы покажут их остальным детям, а они попробуют догадаться что же вылеплено. Перед началом работы я напомню два правила: 1. Не забывайте, что наши кусочки пластилина – живые люди, не сделайте им больно!; 2. Перед началом работы «пластилин» следует немного размять – погладить. После окончания игры можно обсудить, как на успешность результата сказалось успешность взаимодействия.
27. Игра «На кого я похож?».
Один из участников выходит за дверь. Все остальные загадывают кого-то из присутствующих. Приглашают ведущего, и ему нужно догадаться кого из детей загадали. Он задает каждому по очереди вопрос, в котором всякий раз меняется только одно слово: «Если бы этот человек был ...(растением, животным, транспортом, вещью, предметом домашнего обихода и т.п.), то каким?» Искусство вопрошающего состоит в том, чтобы предложить такое сравнение, которое было бы наиболее выразительно. Мастерство отвечающего найти яркий образ. Упражнение способствует развитию наблюдательности, проницательности, образному мышлению. Игроки должны следить за своими непроизвольными жестами, взглядами, движениями.
28. Игра «Разбор».
Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так, пока не посидят в центре круга все участники. Человек, сидящий в центре, имеет право задавать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или недостатках. После того, как все побывали в центре круга -обсуждение:
-Как вы чувствовали себя в центре круга;
-О чем было трудно говорить?
29. Игра «Если я тебя правильно понял?»
Упражнение выполняется по кругу. Дети по очереди высказываются на тему: «Что такое доброта?» После того, как ребенок закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная словами «Если я тебя правильно понял...» Первый ребенок должен оценить точность передачи. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа и т.д. Это упражнение развивает умение слушать других, которое не особенно развито у детей этого возраста. Когда дети становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.
30. Игра «Не урони».
Упражнение в кругу. Участники перекидывают друг другу мяч так, как будто это какой-то предмет. Например: хрустальная ваза, колючий еж или кусок льда и т.д. Задача ловящего - поймать мяч так, как он стал бы ловить названный предмет.
31. Игра «Кто? Какой Я?»
Продолжите письменно 3 предложения:
1. Я думаю, что я …
2. Другие считают, что я …
3. Мне хочется быть …
5. «Горячий стул»
- Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нём окружающих с его собственными представлениями о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подбирать одно или несколько определений из того же списка на доске. Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением («Я думал, что я …»).
- Подсчитайте количество совпадений.
- Кого было трудней оценивать – себя или других?
32. Игра "Да" и "нет" не говори".
Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.
Ход игры: Дети располагаются по кругу. Водящий передавая мяч кому-то из детей, задает вопрос , на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов : "да", "нет", "черный", "белый". Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. (Например: какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?)
33. Игра "Что делает учитель?".
Беседа о том, какими действиями занят обычный рабочий день учителя: он проверяет тетради, заполняет классный журнал, беседует с директором, выслушивает ответы учеников и т. д.
Этюды каждый из детей без слов изображает то или иное действие учителя, а остальные отгадывают его.
34. Игра "Хвасталки".
Цель: помочь детям преодолеть свою застенчивость, научить говорить о своих успехах, а также радоваться успехом других.
Инструкция: Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы могли быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.
Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении, которое он совершил вчера.
При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько порадовало меня это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: "Я рад за тебя". Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о каком-то своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: "Я рад за тебя". И продолжит игру дальше. Вы поняли как играть?
35. Игра "Родитель, учитель, ученик".
Цель: осознание позиции учителя, родителя и ученика.
Ход игры: Детям достаются карточки с заданиями: "похвалить", "утешить", "ободрить", "отругать" и т. п. Каждый должен найти соответствующие слова и выполнить доставшееся ему задание с трех позиций: родителя, учителя и ученика, обращаясь к соседу.
36. Игра "Клоуны ругаются".
Цель: снятие вербальной агрессии.
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга "овощами и фруктами".
Например: "Ты, - говорит клоун, - капуста!" Дети могут выбрать пары, менять партнеров, "ругаться" вместе или по очереди, отругать всех детей.
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: "Ты - колокольчик". Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
37. Игра "Изобрази ситуацию".
Цель: актуализация школьных трудностей.
Ход игры:
Ведущий записывает на карточках трудные школьные ситуации и раздает карточки детям. Они по очереди изображаю выпавшую им ситуацию. Дети могут объединяться по двое-трое. Группа отгадывает, какая ситуация была изображена.
- Ученик опоздал в школу . . .
- Ученика вызвали к доске решить задачу, а он не знает как . . .
и т. д.
38. Игра "Принц и принцессы".
Цель: развитие уверенности в себе, умение выражать положительное отношение к другим.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В центр ставится стул и объявляется , что это трон. На этот трон садится тот, у кого больше всего написано достижений и будет Принцем (Принцессой). Остальные ребята оказывают ему знаки внимания - делают из листов бумаги самолетики, по одному - запускают их в Принца и говорят ему что-нибудь хорошее.
39. Игра «Капитаны».
Предлагается для поднятия эмоционального тонуса в группе. По желанию из детей выбирается «капитан». Задача «капитана» - как можно больше перевезти на своем корабле пассажиров. Корабль - сдвинутые вплотную два стула спинками наружу.«Капитан» по одному подводит к кораблю пассажиров и размещает их так, чтобы никто не касался земли ногами. Когда останется место для одного «капитана», он занимает место и кричит: «Вперед!» В течение 1 минуты ни один из пассажиров не должен упасть за борт (коснуться пола). После этого «капитан» запоминает, сколько пассажиров удалось ему перевезти. Смена «капитана».
40. Игра «Лесная школа для кенгуру». «Давайте представим себе, что мы попали в школу для кенгуру. Кто хочет быть учителем Кенгуру? А мы все остальные будем учениками кенгуру. «Совместно с детьми обсуждается какая это будет школа и какие там будут правила. Учитель будет вести урок, кого-то вызывать к доске, кого-то хвалить, кого-то ругать, но все это делается на языке «кенгуру». А мы попробуем отгадать, что от нас хочет учитель. При этом детям предлагается вести соответственно с ролью «кенгуренка». После проигрывания одного урока проходит обсуждение, насколько ученики поняли своего учителя, и почему так произошло. Предлагается временно запомнить эти чувства и ощущения. Необходимо постараться представить эту школу в несколько отрицательном свете, чтобы потом сравнить ее со школой для людей. В качестве материала для урока в «Лесной школе» можно использовать игры на внимание.
41. Игра «Кто внимательней».
«Сейчас мы определим, кто из нас умеет быть внимательным. Каждому из вас я буду называть вопросы, на которые заранее вы знаете ответы «Да!» или «Нет!».
Например: - Ты ходишь в школу? - Ты был на Северном Полюсе? -Ты вчера целовался с тигром? -У тебя есть рога? И т.д. А тот, кто отвечает, должен отвечать наоборот. Тот, кто ошибается, выбывает.
42. Игра «Путешествие по классной доске».
Цель: позволить детям раскрепоститься и делать всё, что хочется, не боясь оценки и критики, поскольку всегда есть возможность стереть то, что получилось, - и всё пропадёт, не оставив следа.
Инструкция: Сегодня мы все вместе отправимся в путешествие по... классной доске. Каждый из вас внесёт свой вклад в создание общей картины. Один за другим вы будете выходить к доске и рисовать на ней какие-нибудь линии. При этом следует придерживаться одного правила: нельзя отрывать мел от доски. Как только человек оторвал руку от доски - это сигнал того, что он закончил. Кроме того, каждому из вас даётся ограниченное время, примерно 10 секунд. Дольше этого рисовать никто не может, но если кто-то сможет уложиться в меньшее время - то это хорошо. Лучше, если вы будете работать быстро, не оценивая свои результаты.
Представьте себе, что мы все вместе отправляемся в путешествие. Когда мы путешествуем, мы идём то медленно, то быстро; мы чему-то поражаемся, мы открываем прелестные уголки, идём дальше, останавливаемся, иногда прыгаем от удовольствия. Когда картина наша будет готова, мы её сотрём, и она сохранится только в нашем воспоминании.
И ещё одно: нарисованные вами линии могут пересекаться, вы можете выбирать мелки разных цветов, вы можете рисовать всё, что хотите. Но помните при этом - как только мел перестанет касаться доски, вы должны будете вернуться на своё место.
Кто хочет начать? Спасибо, (Коля),доске и возьми кусочек мела.
43. Игра «На ошибках учатся».
Цель: дать возможность детям обсудить то, как они обычно реагируют на свои крупные и мелкие ошибки, выработать правильное отношение к неудачам.
Инструкция: Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто ещё раз попытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки?
Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете ещё нарисовать походящие картинки. (15 мин.)
Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что вы вообще думаете по этому поводу. (10 минут.)
А теперь возьмите новый лист бумаги и напишите не нём очень крупно: «Делать ошибки - это нормально. На своих ошибках мы учимся». Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память (10 минут.)
44.Игра «Стряхни!»
Цель: избавление от неприятных воспоминаний.
Инструкция: Я хочу показать вам как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил» Например, кому-нибудь из вас может придти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не умею рисовать и никогда не научусь этому». Кто-то другой может подумать: «В последнем диктанте я сделал кучу ошибок. В следующем диктанте я опять наделаю их не меньше»: А кто-то может сказать себе: «Я не очень симпатичен. С чего вдруг я могу кому-то нравиться?» Другой же может подумать: «Всё равно я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно то же самое. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как всё неприятное - плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. . . Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голо, когда трясется рот.
Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.
(всего – 30 – 60 секунд).
45. Игра «Прощание».
Одна команда образует маленький круг (спиной друг к другу). Вторая команда делает большой круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику первой команды. Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во внутреннем круге, должен суметь поблагодарить партнера за добрые слова.
Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в сторону – оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И снова – добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока ребята не обойдут весь круг и не окажутся напротив того, с кого начали.
46. Игра "Домашние дела".
Цель: объединение, раскрепощение учеников группы.
Ход игры: Дети объединяются в группы (по 2-3 человека), и изображают различные домашние дела, остальные участники угадывают.
47. Игра "Что я чувствую дома".
Ход игры: Ведущий по очереди называет какое-либо чувство (удивление, радость, страх, скука). Дети вспоминают, какое из домашних занятий вызывает у них это чувство.
48. Игра «Комплименты».
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу по кругу. Можно вместо похвалы сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное» слово.
49. Игра «Передай чувства по кругу».
Дети стараются передать различные чувства по кругу, изображая невербальные действия.
50. Игра «Домашний фотоальбом».
Можно предложить посмотреть принесенные домашние семейные фотографии. Обсудите, какие люди изображены, обратите внимание на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку рассказать какую-нибудь историю про этих людей.
51. Игра "Изобрази предмет".
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: Дети перечисляют предметы домашней утвари. После этого каждый загадывает один из предметов и пластически изображает его, а остальные отгадывает.
52. Игра "Молекула".
Цель: сближение и раскрепощение участников.
Ход игры: Атомы (участники группы) беспорядочно движутся. По сигналу ведущего они объединяются в молекулы определенной величины: 2 - 5 атомов, в течении 10 секунд. Атомы, не вошедшие в состав молекулы, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество атомов входящих в молекулу, чтобы 1 участник оставался лишним.
53. Игра "Вырежи елочку".
Цель: развитие чувства общности, умения договариваться друг с другом.
Ход игры: Дети делятся на пары, обхватывают друг друга руками за талию, оставшимися руками пытаются вырезать елочку, а затем ее раскрасить. Побеждает пара, которая быстро и правильно выполнила задание.
54. Игра "Разыгрывание ситуаций".
Цель: освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
Ход игры: Детям предлагается разыграть следующие ситуации:
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, в твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Вы писали диктант, ты получил оценку пять, а твой друг - двойку. Успокой своего друга.
- Два твоих друга поссорились - помири их.
- Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игру, а отдал ее сломанной.
Послу разыгрывания полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнерами и "оказаться на месте" того, с кем общался.
55. Игра "Окажи внимание другому".
Цель: формирование умения выражать свое положительное отношение к другим, оказывать и принимать знаки внимания.
Ход игры: Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я. . ." (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я. . .")
56. Игра "Найди себе пару".
Цель: объединение, эмоциональное раскрепощение участников группы.
Ход игры: НА карточках написать названия животных, причем каждое название встречается дважды - в женском и в мужском роде: если есть карточка со словом "слон", то должна быть и карточка со словом "слониха". Они перемешиваются и раздаются детям. Каждый пластически изображает свое животное и находит свою пару, не прибегал к словесным выяснениям и не показывал карточек. Когда все пары соединятся, ведущий сверлит их с карточками, а затем устраивает обсуждение: кто активно занимался поисками, а кто стоял и дожидался, пока его найдут.
57. Игра "Цветик-семицветик".
Цель: развитие умения чувствовать и понимать желания других делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Ход игры: Дети делятся на пары, каждая получает по цветику-семицветику. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает первый ребенок для второго, три - второй ребенок для первого, одно желание будет совместным. Затем пара меняется лепестками и отбирают лепестки - желания, которые им действительно приятны. Побеждает команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.
58. Игра "Новоселье".
Цель: формирование чувства единения с группой.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои портреты и "поселить" их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.
59. Игра "Связующая нить".
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, чувства ценности других и самоценности.
Ход игры: Участники передают клубок ниток так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят, и что могут пожелать другим.
Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА :
- КОЛЕСОВА С.В. Развитие позитивного мышления младшего школьника в игре. Ж. Начальная школа, 2017г.
- Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг, - Ярославль: Академия развития, 2001 – 160с.
3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед.акад., 1994. – 365с.
4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. – М.:»Издательство ГНОМ иД», 2000. – 160с.
5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: Сфера, 2001. – 128с.
6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников
Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....
Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»
В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....
Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"
Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...
"Развитие логического мышления младшего школьника через игру"
Тема материалов из опыта работы: «Развитие логического мышления младшего школьника через игру».Автор опыта: Торопова О.В., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара».В младшем школьном во...
Развитие экологического мышления младших школьников в играх и игровых упражнениях.
Дети младшего школьного возраста – это маленькие жители Земли. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, учителей), экологическая культура которых может р...
Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы
В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...