Функциональная читательская грамотность: этапы формирования
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Кривель Ирина Львовна

В статье рассматривается понятие "функциональная грамотность". Определяется  важная составляющая функциональной грамотности - читательская грамотность младших школьников. Выделяются этапы формирования читательской грамотности, приводятся примеры методических приемов на каждом этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная читательская грамотность: этапы формирования

1 класс

Подготовительный этап

Цель: овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения.

Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие связи между их содержанием и оформлением, применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать слоги, слова, предложения, простые тексты.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения  мною используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);
  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (чтение текста с заданием: например – запомнить слова из текста с орфограммой «жи-ши»)
  •  упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя;
  • чтение слоговых таблиц, речевые разминки;
  • упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания.

2 класс

Начальный этап

Цель: повышение уровня техники чтения, формирование читательских умений, потребности в книге, мотивации к творческой деятельности.

Начальный этап – это этап накопления минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя, в создании первых творческих работ.

На этом этапе применяю приемы, развивающие технику чтения, осознанность, правильность, использую упражнения на развитие творческих способностей.

Для развития уровня техники чтения эффективными считаю:

  • зрительные диктанты
  • многократное чтение (текст читается несколько раз по-разному: медленно – быстро, с учителем – самостоятельно, с разным логическим ударением и т.д.)
  • прием «Буксир» (учитель  читает  вслух текст, изменяя   скорость  чтения, дети  стараются успевать  за темпом чтения, проверку  осуществляю  путём  внезапной  остановки  на  каком-либо  слове).
  • «Кто  быстрее?» (на  партах  несколько текстов, требуется  найти  нужное  предложение. По  команде ученик   «скользит»  по  тексту, при этом вопросы  по  содержанию  текста  не  задаются.)
  • Чтение «Спринт» (на  максимальной  скорости, читая  про  себя, требуется найти  ответы  на  вопросы).
  • «Губы». (к  плотно  сжатым  губам  по  команде  «Губы», дети  прикладывают  палец  левой  руки  и  начинают  читать  про  себя. Этим  движением  подкрепляется  психологическая  установка  на  

беззвучное  чтение). По  мере  привыкания  детей  к  чтению  без  внешних  признаков  проговаривания   команда «Губы»  подаётся  всё  реже  и, наконец,  отменяется  совсем.

На начальном этапе важно дифференцировать задания для учащихся с разными уровнями темпа чтения:

- (для  слабочитающих) чтение  с  чётким  проговариванием  слогов, шепотное  чтение, чтение  для  себя, чтение с линейкой;

- выделяю  посильные  для индивидуального  чтения части  текста;

-хоровое, групповое, выборочное  и  комментированное  чтение;

- скандирующее  чтение (отстукивание  темпа) для  регуляции  темпа  чтения  и  др.

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения:

  • Логические упражнения со словами (анаграммы, шарады, метаграмы, поиск обобщающих слов, нахождение лишнего слова или предложения в тексте и т.д.)
  • работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.
  • работа с текстом

Примеры заданий при работе с текстом:

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос. (Вопросы написаны на доске).

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком. (Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом. Выбери заголовок из предложенных. Расставь заголовки частей по порядку содержания текста. Подбери к заглавию часть текста. Озаглавь части.)

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

Для развития выразительности чтения я использую:

  1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
  2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
  3. Упражнения дыхания.
  4. Упражнения для развития голоса.
  5. Упражнения для дикции.

        6. Чтение по ролям, в лицах.

        7. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

в) выделяя голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

Эффективность обучения учащихся самостоятельному чтению на данном этапе находится в прямой зависимости от соблюдения в педагогическом руководстве ряда организационно – методических правил:

  • оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки;
  • подбор книг по теме.

3-4 классы

Основной этап

Цель: формирование читательских умений при работе с текстами художественными и информационными (научно-познавательными), формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса

Основной этап – это непосредственно формирование действий, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя увлечь детей чтением всё новых и новых книг, обучить их приёмам поиска и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме. Содержание обучения на основном этапе расширяется и углубляется. К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению книг по выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей должен быть устойчивым. Учащиеся должны освоить приёмы поиска нужной информации, овладеть алгоритмами основных учебных действий (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), направленных на формирование читательской грамотности.

На этом этапе  я организую работу по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Основными формами работы считаю  беседы – дискуссии (в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора).

В уроки  включаю  разнообразные приемы, способствующие осмыслению и анализу текстов на разных этапах. Приведу примеры некоторых:

  • инсценирования
  •  устного словесного рисования.
  • диспуты
  • литературные праздники
  • пресс - конференции
  •  сочинений на заданную тему (синквейн, катрен, сочинения-совет, сочинения  - тест, письмо литературному герою и т.д.)
  • элементы драматизации.

Для формирования и развития читательских умений  на всех этапах  развития читательской грамотности применяю элементы личностно-ориентированных, информационно-коммуникативных, игровых технологий, методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, приёмами работы в рамках современных педагогических технологий на этом этапе являются:

  • Технология критического мышления
  •  Технология проблемного обучения
  • Игровая технология

 

 Технология критического мышления

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

В данной технологии на уроке  предполагается использование  трех этапов: 1 этап - «Вызов» (ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме), 2 этап - «Осмысление» ( отвечаем на вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии (что хочу знать), 3 этап - «Рефлексия» ( размышление и обобщение того, «что узнал» по данной проблеме).

Часто использую  следующие приёмы работы:

  • «Чтение с остановками». 
  •  «Синквейн». 
  •  «Работа с вопросником» 
  •  «Знаю, узнал, хочу узнать». 
  •  «Мозговой штурм» 
  •  «Уголки» 
  •  «Написание творческих работ» 
  • «Создание викторины». 
  •  «Логическая цепочка». 
  •  «Тонкие и толстые вопросы».  

Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

 

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

Между двумя (или более) положениями

-  Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

-  «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

2) Проблемное задание после чтения рассказа В.Осеевой «Добрая хозяюшка»

-Можно ли девочку назвать доброй?

- Почему автор так назвала своё произведение?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

Перед чтением текста М.Пришвина «Беличья память»  задается вопрос: Как вы думаете, можем ли мы позавидовать памяти белок? После чтения учащиеся отвечают на вопрос, учитывая информацию из текста.

 

            Для  создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

 

   Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Данная технология развивает у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Целью проектной деятельности является создание творческого продукта, который позволяет  решить ряд задач: расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки, навыков презентации и рефлексии деятельности.

Так, работая над программными произведениями, на уроках  и дома  ученики заполняли проектные листы, помогающие выделить основные понятия, главные мысли, сделать акцент на характере героя произведения. В конце изучения темы дети выполняют творческие работы (сочинения, составление викторин, кроссвордов, создание иллюстраций), которые впоследствии  включаю в обобщающий урок по разделу.

 


  Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства  эмоционального и рационального в обучении.  Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Считаю, что включение в урок  игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся  хорошее настроение, облегчает процесс преодоления  трудностей в обучении. Использую игровые моменты на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды. На стадии осмысления идеи произведения, для закреплении изученного материала:

  • Драматизации
  • Ролевые игры
  • Пантомимы
  • Мим-театр (изображают мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает).

Литературное чтение – один из основных предметов, который формирует функциональную грамотность, совершенствует навык чтения, развивает восприятие литературного текста как искусства слова, формирует читательскую самостоятельность, способствует общему развитию и воспитанию ученика.

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников. посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, чтение определяет и эффективность обучения по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по формированию, развитию и оценке функциональной читательской грамотности обучающихся начальной школы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

laquo;Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анали...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методы и приемы по формированию функциональной читательской грамотности...

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности

Мастер-класс по формированию функциональной(читательской) грамотности...

Выступление на тему "Формирование функциональной (читательской) грамотности учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий и 3D пазлов при обучении английскому языку"

Методическая разработка выступления. Данная статья посвящена проблеме формированию читательской грамотности учащихся начальных классов и способам ее решения посредством использования компетентностно-о...