Выступление на семинаре по технологии
методическая разработка

Бондаренко Светлана Валентиновна

Современный урок технологии

в начальной школе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Современный урок технологии

в начальной школе

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Подготовка к уроку является не только наукой, но и искусством, требующим от нас, учителей, вдохновения, порыва и творчества.

Как подготовить современный урок.

В своём выступлении я остановлюсь на ключевых моментах подготовки к уроку технологии, соответствующего современным требованиям ФГОС.

Урок является логической единицей курса, раздела, темы. Поэтому в его ходе нам необходимо решать общие и конкретные задачи.

Слайд 2

Задачи урока технологии:

-духовно-нравственное развитие обучающихся через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;

-формирование гражданина России на основе знакомства с ремёслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству;

-освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий;

-развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности;

-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

1) умения составлять план действий;

2) прогнозировать будущий результат, осуществлять контроль, коррекцию и оценку;

3) умений переносить усвоенные знания в практику изготовления изделий ручного труда;

4) коммуникативные умения;

5) первоначальные умения поиска необходимой информации в разных источниках;

6) творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС – технологическая карта урока.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и  системно;
  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;
  • согласовывать действия учителя и учащихся;
  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся УУД;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

Слайд 3

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
  • выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала  и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части - актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему комбинированного урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Результативность и плодотворность обучения зависят от тех методов, которые использует учитель.

Слайд 4

В методике технологии различают 4 группы методов:

- словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи;
-наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.;

- методы самостоятельной работы: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.;

- проверки предметных компетенций.

В группе словесных методов хочу остановиться на методе инструктажа, который бывает нескольких видов:

  • устный и письменный;
  • вводный, текущий, заключительный;
  • при его организации мы должны стремиться создать проблемные ситуации с целью пробуждения у обучающихся творческого мышления и побуждения их к активным практическим действиям;
  • в группе наглядных методов важно использовать ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), в том числе современные мультимедийные учебники, но и не забывать о демонстрационном раздаточном материале;
  • решающим методом современного урока технологии является метод проектов.

Слайд 5

Для того, чтобы в полной мере овладеть методикой организации и проведения всех типов уроков необходимо соблюдать следующие этапы:

1. Мотивация.

2. Актуализация знаний. Вводный инструктаж.

3. Решение проблемы.

4. Текущий инструктаж.

5. Практическая самостоятельная работа.

6. Заключительный инструктаж.

7. Презентация работ.

8. Рефлексия.

Таким образом, в ходе работы - на уроке осуществляется восприятие, осмысление, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение модели урока.

Слайд 6

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные требования к современному уроку технологии.

- урок должен быть развивающим;

- в центре его внимания –дети;

- при создании проекта его модели обязателен учёт возрастных особенностей и уровня возможности обучающихся, планирование обратной связи;

- решающее значение урока-здоровьесбережение;

- учитель на уроке - организатор проблемных и поисковых ситуаций;

- при выполнении практической работы минимум репродукции, максимум творчества, свобода выбора.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе развивающего подхода.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Хочу закончить своё выступление словами древней мудрости

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бондаренко С.В., учитель начальных классов МБОУ « Излучинская ОНШ» Современный урок технологии в начальной школе

Слайд 2

духовно-нравственное развитие; формирование гражданина России на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству; освоение трудовых умений и навыков, осмысление технологии процесса изготовления изделий; развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности; формирование на основе овладения культурой проектной деятельности ЗАДАЧИ

Слайд 3

Рациональная структура урока

Слайд 4

МЕТОДЫ

Слайд 5

Этапы урока

Слайд 6

Требования к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре"Современные технологии в начальной школе"

Технология формирования типа правильной читательской деятельностиТри этапа технологии:1.Работа с текстом до чтения( предположения, лексическая работа в тетрадях на п\о  и др.)2. Работа с текстом ...

Технология проблемного обучения. выступление на семинаре проводимого в рамках "Учитель года 2015"

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятель...

Выступление на районном семинаре "Интерактивные технологии в начальной школе"

Одним из условий приобретения знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе. Основные методические ...

Выступление на семинаре пот теме: "Технология совершенствования ОУУиН по В.Н.Зайцеву.

Знакомство с основными направлениями работы по технологии совершенствования ОУУиН....

Текст выступления на семинаре по теме: Технология получения школьниками опыта самостоятельного социального действия по средствам проектной деятельности.

Технология получения школьниками опыта самостоятельного  социального действия по средствам проектной деятельности....

Выступление на семинаре по теме: «Технология развития критического мышления младших школьников»

Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений....