Статья "Участие в конкурсах педагогических достижений как средство повышения квалификации и профессионального развития педагогов"
статья
Ситуация, сложившаяся сегодня в системе образования предъявляет высокие требования к личности педагога, как ключевой фигуре инновационных изменений в системе образования, в связи с чем происходит постоянный поиск форм и методов работы, которые способствовали бы повышению уровня педагогической компетентности. И в этой связи конкурс педагогического мастерства можно рассматривать как один из этапов повышения профессионализма педагогов, возможность заявить о себе широкой общественности, профессиональному сообществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие в конкурсах педагогических достижений как средство повышения квалификации и профессионального развития педагогов.
Ситуация, сложившаяся сегодня в системе образования предъявляет высокие требования к личности педагога, как ключевой фигуре инновационных изменений в системе образования, в связи с чем происходит постоянный поиск форм и методов работы, которые способствовали бы повышению уровня педагогической компетентности. И в этой связи конкурс педагогического мастерства можно рассматривать как один из этапов повышения профессионализма педагогов, возможность заявить о себе широкой общественности, профессиональному сообществу.
Профессия педагога отличается тем, что человек находится в постоянном поиске, а конкурс педагогического мастерства – это поиск нового, интересного, неординарного. Конкурсы меняют отношение к себе как профессионалу, причем происходит это как на уровне самого педагога-конкурсанта, так и на уровне остальных субъектах конкурсной деятельности: членах жюри, организаторах, педагогических коллективах.
Выделяют следующие виды конкурсов:
– конкурсы предметно-развивающей среды. Они, как правило, ориентированы на выявление положительного опыта работы педагогов, побуждение их к творческой деятельности, создание условий для познавательной активности обучающихся, развитие воображения, творческих способностей;
– конкурсы методических, учебно-методических материалов направлены на стимулирование роста профессионального мастерства педагогов, содействие развитию исследовательской сферы в педагогической деятельности, выявление и поддержку инновационных проектов, методик, обобщение опыта работы;
– конкурсы педагогического мастерства способствуют повышению престижа педагогической профессии, демонстрации возможностей новых педагогических технологий и новых форм работы с детьми, расширению диапазона общения творчески работающих педагогов, стимулированию труда педагога, повышению их творческой активности, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации.
Мы выделяем три этапа при организации и проведении конкурса.
1 этап – организационный
Подготовка к конкурсу, определение состава участников. На этом этапе происходит организационная работа: разработка Положения о конкурсе, информирование педагогического коллектива о старте конкурса, формирование состава участников конкурса и жюри.
Существует несколько подходов к отбору участников конкурсов: самовыдвижение, выдвижение профессиональным сообществом, а также сочетание обоих вариантов.
Если педагог сам изъявил желание участвовать в конкурсе, это не значит, что он должен остаться один на один в этой ситуацией и его участие в конкурсе ни в коем случае не должно ложиться тяжелым бременем на его плечи. Необходима консолидация сил всего педагогического коллектива: методистов, коллег, руководителя отдела .
Если конкурсант выдвигается профессиональным сообществом, то это уже само по себе является фактом общественного признания [1; 79], который можно усилить, освещая мероприятия путем публикаций в электронных журналах или на сайте образовательной организации статей, заметок о профессиональной деятельности педагогов-конкурсантов, размещений пресс-релизов о предстоящем конкурсном испытании, пост-релизов (например, о проведенном открытом занятии), организаций выставок о работе педагогов или коллективов.
Очень важно, чтобы конкурсанты внимательно ознакомились с Положением о конкурсе, в котором должны быть отражены:
- тема конкурса (если она есть), цель, задачи;
- условия, этапы, содержание и порядок проведения конкурса;
- требования к содержанию и оформлению конкурсных материалов;
- критерии оценки;
- сроки проведения конкурса;
- состав жюри;
- процедура подведения итогов конкурса;
- дополнительные номинации конкурса.
Для молодых педагогов, только начинающих свой путь в педагогике, имеет смысл выделить специальную номинацию, например «Педагогический дебют».
За счет большого числа номинаций деятельность педагогов будет рассматриваться всесторонне, количество работников, имеющих возможность войти в число лучших, расширится.
Вопрос судейства также является очень значимым при организации педагогических конкурсов. Здесь тоже нет единого подхода. Формируя состав жюри для конкурса «Мастерство и творчество», мы включаем тех, кто уже становился победителями и лауреатами профессиональных конкурсов, профессионалов, признанных и авторитетных в педагогическом сообществе, ветеранов педагогического труда. В качестве почетных гостей приглашаем представителей вышестоящих организаций, органов власти, управления.
2 этап – конкурсные испытания
На заочном туре оценивается эссе и портфолио конкурсанта.
Очный тур включает в себя следующие испытания:
1) защиту дополнительной общеразвивающей программы (для педагогов дополнительного образования) либо методической системы работы с детьми;
2) открытое занятие/мероприятие;
3) финал конкурса, где конкурсанты представляют домашнее задание (видеопрезентация своей педагогической деятельности) и участвуют в моделировании педагогических ситуаций, которые определяются Оргкомитетом и жюри конкурса. Именно финал определяет абсолютного победителя конкурса и лауреатов в дополнительных номинациях.
На этом конкурсном этапе методистам, сопровождающим педагогов и организаторам конкурса очень важно объединить усилия и помочь педагогу пройти конкурсные этапы с минимальными потерями, «осуществить грамотное научно-методическое сопровождение конкурсанта, которое выражается в гибком реагировании на степень профессиональной готовности участника к конкурсу».
По завершении конкурсных испытаний наступает третий этап – этап рефлексии. На этом этапе происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, утверждение профессиональной позиции, понимание необходимости роста профессиональной успешности, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других.
В этот период участники конкурса могут испытывать одновременно удовлетворенность и недовольство своими успехами; некоторые из них готовы к вступлению в клубы и ассоциации творческих учителей, утверждаются в желании транслировать свой опыт.
Таким образом, именно конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства группы, объединения, организации. Конкурсы способствуют личностному и профессиональному росту педагогов, позволяют провести анализ своей педагогической деятельности, взглянув на неё «со стороны», привести в систему свои педагогические наработки, тем самым обобщив опыт, и, что немаловажно, продемонстрировать его.
Задача организаторов конкурса – максимально сгладить острые углы, убедить каждого, что он и его опыт – уникален, помочь представить себя в максимально выгодном свете, а в случае неудачи – сделать полезные для себя выводы. Самое главное, чтобы все участники образовательного процесса, включая педагогов, администрацию, родителей и обучающихся, помогли педагогу-конкурсанту, поддержали его, радовались его успехам.
Организация профессиональных конкурсов – это не рутинная работа, а непрерывный творческий процесс, в который вовлекаются не только педагоги, но и дети, и их родители.
Конкурс – своеобразный ритуал единения профессионального сообщества, это тот случай, когда можно показать не только достижения сегодняшнего дня, но и то, на что система образования будет ориентироваться в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"
Презентация к выступлению на районном конкурсе Педагогических достижений в номинации "Педагогические надежды"...
«Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога: теория вопроса и практика реализации»
Проблема развития и использования личностного потенциала педагога в инновационной деятельности образовательного учреждения выходит в настоящее время на качественно новый уровень. На современном этапе ...
Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...
Районный конкурс педагогических достижений Номинация «Мастерство педагога»
Система работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» или работа с детьми, для которых русский язык не является родным.Технологии критического мышления •Перекрес...
«Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания в условиях введения ФГОС»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Различаются традиционный...
Дипломная работа на тему "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» автор Платунова Мария Александровна ЧОХ "Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки" г. Санкт-Петербург.
Дипломная работа на тему: "Значимость здоровьесберегающих технологий в процессе обучения» представляет теоретический и практический опыт здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной...
Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся, продуктивность личного вклада педработника в повышение качества образования, профессиональный рост педагога
1. КЗ по внутришкольному контролю2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества об...