Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество
учебно-методический материал
Предлагаю Вам материалы выступления на тему "Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество". Рассматриваются преимущества внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных УУД и приводится конкретные результаты, полученные в процессе работы разновозрастного кружка "Росинка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 22.63 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги.
Меня зовут Домашенко Юрий Валерьевич. Я – учитель начальных классов Новосельской школы д. Весёлый Привал. Тема моего выступления: «Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество».
Современному молодому человеку без определенно развитых коммуникативных способностей достаточно трудно самореализоваться в жизни, т.е. добиться успеха в своей профессиональной деятельности, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал и т.д.
При помощи данного качества его шансы успешно адаптироваться к социальной реальности, напротив, резко возрастают. Поэтому перед педагогами общеобразовательных учреждений и ставится такая непростая задача, как формирование у учащихся коммуникативных УУД, а именно – умения организовывать учебное сотрудничество.
Эффективным средством развития у учащихся данного умения может служить реализация внеурочной деятельности.
Слайд 2.В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы и направлена на достижение её результатов.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных и метапредметных, а особенно коммуникативных УУД, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, обогащению опыта коллективного взаимодействия учащихся, что в своей совокупности позволяет добиться качественных результатов при формировании такого важного качества, как умение организовывать учебное сотрудничество.
Таким образом, возникает следующее противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность предоставляет немалые возможности для результативного коммуникативного развития учащихся, с другой – происходит недооценка этих возможностей и, как следствие, игнорирование роли внеурочной деятельности в формировании коммуникативных УУД.
Слайд 3. В связи с данным противоречием формируется четкая проблема: как при помощи организации внеурочной деятельности воздействовать на процесс формирования у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество?
В соответствии с данной проблемой и была определена тема моего выступления.
Учебное сотрудничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. Его суть заключается в активном взаимодействии, где все участники идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности способности и возможности учеников реализуются более открыто, шире, осмысленнее, а формирование знаний, умений, навыков проходит намного эффективнее.
Преимущества реализации учебного сотрудничества становятся очевидными. Так, благодаря организации учебного сотрудничества, становится возможным достижение следующих результатов (слайд 4).
Актуальность реализации и формирования учебного сотрудничества уже давно стала очевидной для специалистов в самых разных областях.
Говорить о том, что качественные разработки полностью отсутствуют, не приходится. Однако они чаще всего носят рекомендательный характер и оформляются в рамках общей методики обучения. Кроме того, речь идет в первую очередь об урочной деятельности. В настоящий момент достаточно проблематично складывается ситуация с узкой направленностью разработок, особенно, в рамках внеурочной деятельности.
И в этом контексте хочется остановиться на таком понятии как «кружок». Слайд 5. Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности.
Кружок как форма проведения внеурочного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний, умений и навыков школьников, а также способствуют развитию познавательной сферы, практических умений и навыков, воспитывают дисциплину и самоорганизацию, расширяют кругозор ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к процессу познания в целом.
Креативная и благоприятная (непринужденная) атмосфера кружка особенно способствует формированию коммуникативных УУД. Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, в нем они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает готовность к сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В связи с вышеперечисленным мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка». Слайд 6.
Предлагаемый курс ориентирован на изучение учащимися структуры и способов организации различных коллективно-творческих дел.
В связи со спецификой данного кружка основной является групповая форма работы учащихся. Поскольку дети в данном возрасте достаточно активны и проявляют большой интерес к познанию окружающего мира, было принято решение организовать работу кружка в формате рабочих групп, а каждое отдельное занятие проводить в форме практической деятельности, что позволит учащимся не только самостоятельно добывать и открывать новые знания, но и организовывать плодотворную совместную деятельность.
Учащимся предлагается выбрать тематику и способ реализации того или иного коллективно-творческого дела. После чего происходит распределение обязанностей в группе: руководитель, консультант, исполнители и т.д.
Учащиеся совместно отбирают и выстраивают сценарий будущего мероприятия, определяют его целевую аудиторию, готовят необходимые материалы для проведения. После проведения каждого мероприятия проходит собрание, на котором группы отчитываются, и коллектив выделяет плюсы и минусы проекта, предлагают идеи по его улучшению и строят совместные планы на будущее.
Эта работа направлена на формирование рефлексивного отношения школьников к учению, а также умения слушать, понимать и принимать позиции партнеров и высказывать, обосновывая, собственное мнение.
Работа кружка «Росинка» разделяется на следующие направления: местное (в рамках школы) и муниципальное (в рамках района).
Слайд 7. В школе участники объединения уже традиционно проводят следующие мероприятия: день знаний, день учителя, день волонтёра, Новый год, День Победы и т.д.
Слайд 8. Ученики каждый раз стараются придумать необычные формы. Это и проведение концертов, игр-детективов, мастер-классов, тематические поздравления. Например, в прошлом году ребята поздравили учителей с профессиональным праздником, устроив в школе настоящую картинную галерею с экскурсоводами и живыми композициями. В этом году – тематическое украшение дверей кабинетов.
Слайд 9. «Росинка» участвует в районных конкурсах и соревнованиях, например, «Мы за ЗОЖ», «Мир моих увлечений» и т.д. В прошлом году проходил ряд мероприятий, посвященных 100-летию пионерии. Ребята также принимали участие. Примечательно, что во многих конкурсах, благодаря качественной и совместной работе, удаётся занимать призовые места.
В содержании курса предполагается и научно-исследовательская деятельность, что также способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков.
Слайд 10. Например, в 2020-м году, в рамках 52 межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи одним из учеников была представлена работа «Профессии моей родной деревни».
Следует отметить, что выполняя проект, ребёнок находился в постоянной коммуникации с преподавателем, учащимися, жителями деревни. В результате работа заняла первое место в номинации Краеведение.
Слайд 11. В настоящий момент идёт подготовка нового проекта – краеведческой игры.
Собираются материалы, делаются запросы, происходит целенаправленное общение с учителями, библиотекарем, односельчанами.
Важнейшим условием успешного усвоения программы является представление учащимися материалов в поисково-игровой форме и организация постоянной групповой работы. Основной формой изучения учебного материала остаются по-прежнему практико-ориентированные занятия. В конце своего выступления хочу обратить внимание на следующие моменты. Слайд 12. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как при помощи организации внеурочной деятельности воздействовать на процесс формирования умения организовывать учебное сотрудничество?
Реализация продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями. Развитие коммуникативных УУД. Формирование потребности к учебной самостоятельности и умения активно воспринимать, усваивать и передавать информацию. Обеспечение высокой интенсивности обучения Повышение интеллектуального уровня развития и культуры общения учащихся. Развитие способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью. Формирование навыков социального и делового общения.
Кружок - форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.
«Росинка»
Учебное сотрудничество представляет собой систему взаимодействия участников образовательного процесса и рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Кружковая работа представляет собой групповую форму организации учащихся и является наиболее результативной составной частью внеурочной деятельности. Кружок – это эффективное средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество при условии систематической организации разнообразной (познавательной, практической, творческой) коллективной деятельности учащихся.
Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество Выполнил: учитель начальных классов Домашенко Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у школьников умения использовать выразительные средства художест¬венных материалов в творческой дея¬тельности»
методические рекомендации ...
Изонить как средство формирования интереса школьника к декоративно-прикладному искусству
Изонить как средство формирования интереса школьника к декоративно-прикладному искусству. Инструменты.Для работы необходимо иметь следующие инструменты: Карандаш...
РАБОТА В ГРУППАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
...
Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...
Рефлексия как одна из форм организации обучения,способствующая формированию младших школьников умению учиться.
Обобщение опыта работы по использованию рефлексивных технологий....
Формирование у школьников умения планировать практическую работу
Дипломная работа...
Театральный кружок как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочное время.
Важнейшей составляющей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию...