Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество
учебно-методический материал
Предлагаю Вам материалы выступления на тему "Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество". Рассматриваются преимущества внеурочной деятельности в процессе формирования коммуникативных УУД и приводится конкретные результаты, полученные в процессе работы разновозрастного кружка "Росинка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 22.63 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги.
Меня зовут Домашенко Юрий Валерьевич. Я – учитель начальных классов Новосельской школы д. Весёлый Привал. Тема моего выступления: «Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество».
Современному молодому человеку без определенно развитых коммуникативных способностей достаточно трудно самореализоваться в жизни, т.е. добиться успеха в своей профессиональной деятельности, завести друзей, создать семью, раскрыть свой творческий потенциал и т.д.
При помощи данного качества его шансы успешно адаптироваться к социальной реальности, напротив, резко возрастают. Поэтому перед педагогами общеобразовательных учреждений и ставится такая непростая задача, как формирование у учащихся коммуникативных УУД, а именно – умения организовывать учебное сотрудничество.
Эффективным средством развития у учащихся данного умения может служить реализация внеурочной деятельности.
Слайд 2.В настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы и направлена на достижение её результатов.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении личностных и метапредметных, а особенно коммуникативных УУД, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей каждого ученика, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, обогащению опыта коллективного взаимодействия учащихся, что в своей совокупности позволяет добиться качественных результатов при формировании такого важного качества, как умение организовывать учебное сотрудничество.
Таким образом, возникает следующее противоречие: с одной стороны, внеурочная деятельность предоставляет немалые возможности для результативного коммуникативного развития учащихся, с другой – происходит недооценка этих возможностей и, как следствие, игнорирование роли внеурочной деятельности в формировании коммуникативных УУД.
Слайд 3. В связи с данным противоречием формируется четкая проблема: как при помощи организации внеурочной деятельности воздействовать на процесс формирования у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество?
В соответствии с данной проблемой и была определена тема моего выступления.
Учебное сотрудничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. Его суть заключается в активном взаимодействии, где все участники идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности способности и возможности учеников реализуются более открыто, шире, осмысленнее, а формирование знаний, умений, навыков проходит намного эффективнее.
Преимущества реализации учебного сотрудничества становятся очевидными. Так, благодаря организации учебного сотрудничества, становится возможным достижение следующих результатов (слайд 4).
Актуальность реализации и формирования учебного сотрудничества уже давно стала очевидной для специалистов в самых разных областях.
Говорить о том, что качественные разработки полностью отсутствуют, не приходится. Однако они чаще всего носят рекомендательный характер и оформляются в рамках общей методики обучения. Кроме того, речь идет в первую очередь об урочной деятельности. В настоящий момент достаточно проблематично складывается ситуация с узкой направленностью разработок, особенно, в рамках внеурочной деятельности.
И в этом контексте хочется остановиться на таком понятии как «кружок». Слайд 5. Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности.
Кружок как форма проведения внеурочного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний, умений и навыков школьников, а также способствуют развитию познавательной сферы, практических умений и навыков, воспитывают дисциплину и самоорганизацию, расширяют кругозор ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к процессу познания в целом.
Креативная и благоприятная (непринужденная) атмосфера кружка особенно способствует формированию коммуникативных УУД. Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, в нем они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со сверстниками и взрослыми, что обеспечивает готовность к сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
В связи с вышеперечисленным мной была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Росинка». Слайд 6.
Предлагаемый курс ориентирован на изучение учащимися структуры и способов организации различных коллективно-творческих дел.
В связи со спецификой данного кружка основной является групповая форма работы учащихся. Поскольку дети в данном возрасте достаточно активны и проявляют большой интерес к познанию окружающего мира, было принято решение организовать работу кружка в формате рабочих групп, а каждое отдельное занятие проводить в форме практической деятельности, что позволит учащимся не только самостоятельно добывать и открывать новые знания, но и организовывать плодотворную совместную деятельность.
Учащимся предлагается выбрать тематику и способ реализации того или иного коллективно-творческого дела. После чего происходит распределение обязанностей в группе: руководитель, консультант, исполнители и т.д.
Учащиеся совместно отбирают и выстраивают сценарий будущего мероприятия, определяют его целевую аудиторию, готовят необходимые материалы для проведения. После проведения каждого мероприятия проходит собрание, на котором группы отчитываются, и коллектив выделяет плюсы и минусы проекта, предлагают идеи по его улучшению и строят совместные планы на будущее.
Эта работа направлена на формирование рефлексивного отношения школьников к учению, а также умения слушать, понимать и принимать позиции партнеров и высказывать, обосновывая, собственное мнение.
Работа кружка «Росинка» разделяется на следующие направления: местное (в рамках школы) и муниципальное (в рамках района).
Слайд 7. В школе участники объединения уже традиционно проводят следующие мероприятия: день знаний, день учителя, день волонтёра, Новый год, День Победы и т.д.
Слайд 8. Ученики каждый раз стараются придумать необычные формы. Это и проведение концертов, игр-детективов, мастер-классов, тематические поздравления. Например, в прошлом году ребята поздравили учителей с профессиональным праздником, устроив в школе настоящую картинную галерею с экскурсоводами и живыми композициями. В этом году – тематическое украшение дверей кабинетов.
Слайд 9. «Росинка» участвует в районных конкурсах и соревнованиях, например, «Мы за ЗОЖ», «Мир моих увлечений» и т.д. В прошлом году проходил ряд мероприятий, посвященных 100-летию пионерии. Ребята также принимали участие. Примечательно, что во многих конкурсах, благодаря качественной и совместной работе, удаётся занимать призовые места.
В содержании курса предполагается и научно-исследовательская деятельность, что также способствует развитию познавательной активности и коммуникативных навыков.
Слайд 10. Например, в 2020-м году, в рамках 52 межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи одним из учеников была представлена работа «Профессии моей родной деревни».
Следует отметить, что выполняя проект, ребёнок находился в постоянной коммуникации с преподавателем, учащимися, жителями деревни. В результате работа заняла первое место в номинации Краеведение.
Слайд 11. В настоящий момент идёт подготовка нового проекта – краеведческой игры.
Собираются материалы, делаются запросы, происходит целенаправленное общение с учителями, библиотекарем, односельчанами.
Важнейшим условием успешного усвоения программы является представление учащимися материалов в поисково-игровой форме и организация постоянной групповой работы. Основной формой изучения учебного материала остаются по-прежнему практико-ориентированные занятия. В конце своего выступления хочу обратить внимание на следующие моменты. Слайд 12. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как при помощи организации внеурочной деятельности воздействовать на процесс формирования умения организовывать учебное сотрудничество?
Реализация продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его индивидуальными способностями. Развитие коммуникативных УУД. Формирование потребности к учебной самостоятельности и умения активно воспринимать, усваивать и передавать информацию. Обеспечение высокой интенсивности обучения Повышение интеллектуального уровня развития и культуры общения учащихся. Развитие способности к планированию и самоуправлению своей деятельностью. Формирование навыков социального и делового общения.
Кружок - форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования, приобщающая детей к разнообразным социокультурным видам деятельности и расширяющая коммуникативный опыт.
«Росинка»
Учебное сотрудничество представляет собой систему взаимодействия участников образовательного процесса и рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Кружковая работа представляет собой групповую форму организации учащихся и является наиболее результативной составной частью внеурочной деятельности. Кружок – это эффективное средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество при условии систематической организации разнообразной (познавательной, практической, творческой) коллективной деятельности учащихся.
Кружок как средство формирования у школьников умения организовывать учебное сотрудничество Выполнил: учитель начальных классов Домашенко Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у школьников умения использовать выразительные средства художест¬венных материалов в творческой дея¬тельности»
методические рекомендации ...
РАБОТА В ГРУППАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
...
Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
У учителей начальных классов большой популярностью пользуется методическая тема "Групповые формы работы". Будучи слушательницей курсов в АППО( у Абдулаевой О.К.),имела возможность свести воедино обили...
Рефлексия как одна из форм организации обучения,способствующая формированию младших школьников умению учиться.
Обобщение опыта работы по использованию рефлексивных технологий....
Формирование у школьников умения планировать практическую работу
Дипломная работа...
«Групповые формы работы как средство формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий»
Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стесните...
Театральный кружок как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочное время.
Важнейшей составляющей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию...