ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ПАРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка
Формирование системы знаний и способов действий, образующих умение работать в команде, особенно важно в современных условиях. Проблема развития умения работать в команде у младших школьников очень актуальна. Уровень развития командных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.
Целью нашей работы будет являться развитие умений работать в паре у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Карина
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ПАРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование системы знаний и способов действий, образующих умение работать в команде, особенно важно в современных условиях. Проблема развития умения работать в команде у младших школьников очень актуальна. Уровень развития командных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.
Целью нашей работы будет являться развитие умений работать в паре у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- научить детей учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать у детей собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
Комплексная задача: сформировать у младших школьников положительное отношение к работе в паре, способность к работе в команде
Специальные задачи:
1.Познавательно-мировоззренческая: дети осознают ценность и важность работы в паре
2.Эмоционально-волевая: обучающие будут стремиться к работе в группе, они почувствуют, что работать в паре интереснее
3. Действенно-практическая: они научатся работать в команде, овладеют навыками, которые для этого необходимы
Средства: мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе); тренинги; методики; наблюдение; беседа; игры
Возраст: 7-8 лет (1 класс)
Длительность периода – год
Функции учителя:
Он становится организатором и соучастником коллективной деятельности; объясняет цели предстоящей работы; комплектует группы; комментирует задания для групп; ведёт контроль за ходом работы; обращает внимание на типичные ошибки, даёт оценку работе учащихся.
Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини – мониторинг психологических особенностей ребёнка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать своё мнение).
Этапы проведения:
Этапы | Задачи | Деятельность педагога |
1 этап – вводный (Подготовительная работа) | - формирование и развитие у учащихся представления о сотрудничестве в учебном процессе, правилах совместной работы на уроке. |
(Расширить представление учащихся о сотрудничестве, его преимуществах. Основные правила общения. Сформулировать правила работы в паре, группе – Приложение 1)
(Приложение 3)
|
Основной этап | - формулировать у детей собственное мнение | - практические приемы (К примеру, простой вопрос «Что ты об этом думаешь?» постепенно добавляет уверенности ребенку) - сюжетно-ролевые игры, где он сам имеет возможность расспросить продавца о понравившейся игрушке, самостоятельно обсудить с официантом свой заказ, попросить сделать желаемую прическу - Чтение К. Чуковского «Муха-Цокотуха», «У страха глаза велики», «Гуси – лебеди». -Как поступил герой в данной ситуации? -Как вы думаете, почему, так поступил герой (герои)? -Посоветуйте, что надо было бы сделать? -Как бы поступили вы, на месте этого героя? - предлагается детям понаблюдать за определенной ситуацией или явлением природы и выразить собственное мнение, находя нужные аргументы. |
- умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. | Игра «Испорченный телефон» (слушать) Упражнение «Чтец и слушатели» (слышать) Упражнение: "Инструкции"(тренировка искусства слушания) Вопросы для обсуждения: какие вещи были сложнее для запоминания? что помогло услышать собеседника? помогал ли собеседник как-то, может жестами? смотрели ли в глаза, когда говорили? | |
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Игры для детей «Учимся договариваться» (Приложение 4) Вопросы для рефлексии: Что дает эта игра? Что понравилось вам на нашем занятии больше всего? Что узнали нового, чему научились? | |
- умение решать конфликтные ситуации | 1. Тренинг «Разрешение конфликтов» (приходит социальный педагог) 2. Проблемные ситуации: - Ты участвовал в соревновании, занял первое место, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова. - Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной. - Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему? - Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть? «Синквейн» | |
Заключительный этап | Совершенствовать умение сотрудничать, формировать эмоционально - положительное отношение к совместной деятельности. | 1.Упражнения на развитие умения сотрудничать: «Общий рисунок», «Эхо» 2.Рефлексивная беседа «Карусель общения» (закрепление изученных понятий) 3. Проведение повторной диагностики уровня сформированности умения сотрудничать у младших школьников: методика Г.А. Цукерман 4. Обращение к «Дерево целей» (смотрим, достигли мы то, чего хотели) |
Внеурочная деятельность (закрепление, полученных знаний) | |
Направление | Задания |
Спортивно-оздоровительное | «Часы здоровья», где дети выполняют упражнения в паре (с мячиком, по командам) |
Общеинтеллектуальное |
Примеры вопросов: 1. Веришь, что Наполеон Бонапарт писал математические работы? 2. Веришь ли, что А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов увлекались математикой? |
Общекультурное | Кружок «Час мастерства» Дети делают поделку в парах, а потом организуется выставка прикладного творчества |
У детей формируются умения, которые позволят младшим школьникам конструктивно сотрудничать при работе в паре и группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения. Также, развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, разрешать разногласия с помощью аргументов.
Приложение 1
Примерные правила:
- Умей выслушать собеседника, не перебивай
- Не согласен - объясни, почему
- Доказывай своё мнение спокойно, вежливо
- Будь внимательным
- Работать надо дружно, помогать друг другу
- Активно участвуй в обсуждении вопросов
- Не стесняйся высказывать своё мнение
- Правило поднятой руки.
- Доверительный стиль общения ("нет" насмешкам)
Приложение 2
Название | Описание | Цель |
«Волшебные картинки» | Участники игры делятся на подгруппы. Каждая группа садится вокруг своего стола. На столах листы бумаги А3, наборы цветных карандашей и фломастеров. «Сейчас мы с вами попробуем нарисовать большую семью. Рисовать будем следующим образом. Я назову члена семьи и включу музыку. А вы должны будете нарисовать этого человека за то время, пока она звучит. Когда музыка прекратится, каждый из вас передаст свой лист сидящему рядом по часовой стрелке игроку команды. После я назову следующего члена семьи, и игра продолжится. Каждый может использовать только один цвет». После этого организуются «смотрины». Коллективы самых удачных работ поощряются. Каждый автор сообщает о своем вкладе в общее дело. | Цель - воспитание привычки оценивать свой вклад в коллективную работу. |
Упражнение «Паззлы» | Дети делятся на команды, каждой команде даются карточки в виде паззлов с изображением животных. Каждому ребенку должно достаться 1-3 детали головоломки. Психологический смысл упражнения заключается в том, что дети осознают, что справиться с заданием они могут только лишь согласуя свои действия и усилия. При этом дети объединены общей целью, а также задействованы все участники. После проведения данного упражнения детям задаются вопросы: «В чем были трудности? Почему все-таки так важно работать в команде? Справились ли бы вы в одиночку?» и т.д. | Целью данного упражнения является формирование и сплочение команды, а также обучение распределению ролей в группе. |
«Уменьшающаяся газета» | Дети делятся на группы, каждой группе выдается газетный лист. Дети должны все вместе на него встать, при этом поместиться должны все. Затем лист складывается пополам и задание повторяется. Детям придется тесниться, поддерживать друг друга, не толкаться и т.д. | В данное упражнение заложен следующий психологический смысл — оно тренирует навыки совместной деятельности, а также направлено на то, чтобы дети осознали себя командой, что каждый является ее неотъемлемой частью. |
Сиамские близнецы» | Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается: -походить по помещению -присесть -лечь, встать -нарисовать что-то | Цель - развивать умение работать в парах, чувствовать друг друга. |
«Волшебная палочка» | Детям демонстрируется «волшебная палочка» «Это волшебная палочка. Волшебная она, потому что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас она у меня. Значит, я – водящий. Выбираю себе партнера в кругу. Задаю вопрос. Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к ответившему, если нет, останется у водящего. Все остальные участники будут следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам. Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. Если нет, сообщите об этом топаньем. Примеры вопросов: -Назови страну, в которой мы живем -Сколько детей в нашей группе? -Как называют людей с одинаковыми именами? -Кем ты доводишься маме, дедушке, тете? -Почему дикие животные боятся человека? -Чем может быть полезен обществу пожилой человек? -Что в тебе самое хорошее? -Что можно делать только вместе с другими людьми? -Трудно ли тебе сдерживать слезы? -Есть ли у тебя друзья? | Цель - научить оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично. |
Приложение 3
Методика «Кто прав?»
Ф.И. _______________________________________ Класс _________
Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы.
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как им лучше поступить?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Игры для детей «Учимся договариваться»
- Игра «Мне не нравится» поможет детям лучше разбираться в своих ощущениях и правильно формулировать причину своего недовольства. Детям предлагается продолжить предложение «Мне не нравится, когда …».
- Игра «Скажи конкретней» способствует развитию умения конкретизировать свои требования. Учитель просит школьников дать развернутый ответ «Я говорю «Отстань!», если …».
- Игра «Я поступлю как …» поможет выбрать правильную модель поведения. Эту игру нужно проводить после просмотра мультфильма или прочтения литературного поведения.
- Игра «Сделай по-другому» заключается в моделировании детьми правильного поведения в конфликтной ситуации. Для этого им нужно показать фрагмент какого-либо мультфильма, где продемонстрирована ссора, и попросить предложить вариант ее решения или предотвращения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....
Опыт работы «Формирование культуры поведения на дорогах у детей младшего школьного возраста через интеграцию направлений и видов деятельности».
В опыте подробно описываюся этапы работы по формированию культурного участника дорожного движения и организация работы отряда ЮИД в г. Нарьян-Маре...
Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".
Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста Выпускная квалификационная работа
Выпускная кваликафиционная работа по специальности: "Учитель начальных классов". Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста....
Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Янковская Любовь Михайловна, учитель начальных классовВ своей работе по формированию навыков самоконтроля и самооценки я использую технологию оценивания, разработанную авторским коллективом разработчи...
Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правиль...
- Мне нравится (1)