Доклады на заседании ШМО
статья

Елена Петровна Петрова

учебно-методический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ  МЕЖДУ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ И 5 КЛАССОМ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

        При переходе из начальной школы в среднюю школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер.

Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе.

Учителя –предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей. Связующим звеном и своего рода координатором взаимодействия учителя и ученика является классный руководитель.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: « Ты не успел, значит не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами, по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам. Они должны дать возможность младшему школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения. Казалось бы, это лишь штрих, но очень существенный. Ведь обучение- это не просто передача знаний ,а, прежде всего, жизнь ребенка в школе.

Это связано со многими причинами: вместо одного учителя -много, больше предметов и другие. Многие учителя, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

         Так в чем состоят причины сложностей у пятиклассников?

  1.  Появление учителей предметников, у каждого из которых свои требования, свои способы работы и свои методы общения.
  2. Не успевают работать на уроке в заданном учителем темпе. Это особенно, сказывается в начале учебного года, в период, так называемой, адаптации. Задача каждого  учителя не только обучить, дать знания, но и развивать у ученика познавательные процессы, их творческую активность.
  3. Учитель-предметник в 5 класс идет, как правило, выпустив 9 или 11 класс. И ему трудно перестроиться! Наши выпускники начальной школы часто ему кажутся неумехами, с замедленным темпом работы. Следовательно, адаптационный период касается не только ученика, но и учителя. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы взаимодействия со старшими классами на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с этими необычными для них способами обучения.
  4. Еще одной причиной трудностей у детей при переходе в среднее звено, как мне думается, является отношение к этому процессу родителей. Им тоже кажется, что их детям не нужен такой контроль, как был в начальной школе. Появляется полная свобода действий: можно позволить себе не выполнить домашнее задание, что-то не доучить. И если в начальной школе родитель сразу же был об этом проинформирован, то в среднем звене этот процесс затягивается, чаще всего, до родительского собрания.

        Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

        Очевидно, что подготовка к работе в 5 классе у учителя должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом и их учителем, полезно побывать на уроках в этом классе, внимательно понаблюдать за особенностями работы педагога и детей, своеобразием отдельных школьников, привычным для них  оснащением и организацией урока, предъявляемыми учителем требованиями, вместе с учителем начальной школы составить и провести итоговую проверочную работу, при необходимости наметить коррекционные мероприятия. Конечно, эти наблюдения необходимо будет продолжать и в дальнейшем – на протяжении всего времени обучения в 5-6 классах.

        Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса школьной программы.

        На следующем этапе хочется перечислить некоторые из таких проблем и, на мой взгляд, возможные пути их решения или коррекции:

Проблема

Возможности разрешения

Организационно-психологические проблемы

Недостаточная наполненность урока учебным материалом, медленный темп урока, отсутствие материалов для «сильного» ученика,  перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю работу

Уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, уменьшение пауз в работе детей необходимо полнее использовать ИКТ

Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 40-45 мин – времени на выполнение контрольных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать

Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока

Привычка у детей прибегать к помощи  родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ

Для выполнения любого задания давать четкую инструкцию, а если нужно, то образец выполнения. Включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий. Творческие задания давать только в том случае, если класс готов к выполнению такого рода заданий

Пассивность большинства учащихся в процессе обучения

Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия

Привычка у детей получать отметки за любое – самое малое – действие, в т.ч. за краткие или односложные, невразумительные ответы

Добиваться от детей развернутых, полных ответов, четкой и грамотной речи

Общеучебные умения и навыки, элементы развития

Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста

Читать вслух и анализировать условия задач

Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей

Рекомендовать подходящую ручку, следить за правильностью написания букв и цифр

Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей

На уроках предлагать цепочные вычисления

Отсутствие у учащихся умения  обращаться с дополнительной учебной литературой

Иметь в классе справочные издания, предлагать учащимся задания по материалам дополнительной литературы

Специальные математические знания, умения и навыки

Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно)

Проведение содержательного устного счета

Ошибки в письменном делении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения деления

Ошибки в письменном умножении многозначных чисел

Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения умножения

Слабое знание правил порядка выполнения действий (в т.ч. и в выражениях со скобками)

Обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий

Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия)

Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой речь в задаче, изобразить ее на рисунке или схеме

Недостаточное развитие графических умений

Регулярное выполнение чертежей как на бумаге в клетку (с подсчетом числа клеточек – например, начертить отрезок длиной 6 клеток, от выбранной точки отступить вниз на 4 клетки и т.п.), так и на нелинованной бумаге

Формальные представления об уравнении, его корне, способах проверки правильности решения уравнения, записи ответа

Большее внимание уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного и неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной

Недостаточно грамотная математическая речь учащихся

Тренировать школьников в верном чтении математических выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах

И это далеко не полный список проблем преемственности в преподавании предметов между начальной школой и 5 классом.

Как же решить данные проблемы практически.

Предлагается такая форма ,как сотрудничество учителей начального и среднего звена ,школьных психологов, социального педагога и администрации школы, как школьный консилиум, который собирается два раза в год (в апреле и октябре). Его целью является отработка взаимодействия учителей выпускающих классы из начальной школы, и учителей предметников, принимающих эти классы по всем аспектам учебной деятельности. Особая роль в этом консилиуме принадлежит психологической службе школы, силами которой проводится комплексная диагностика интеллектуально-личностных характеристик детей, которые оканчивают начальную школу. На консилиуме обсуждается не только психолого-педагогические характеристики будущих пятиклассников, которые требуют повышенного внимания в среднем звене, но также формы и методы работы с детьми данного класса.

В рамках этого сотрудничества должны проводиться и уроки, на которых в начальной школе присутствуют ( или даже сами проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса . В начале следующего года, в 5 классе , эта практика продолжается, теперь уроки посещают бывшие учителя начальных классов.

Данная форма сотрудничества различных ступеней образования позволила бы предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации. Конечно, школьный консилиум и связанные с ним мероприятия не могут разрешить всех аспектов проблемы преемственности. Однако практические пути ее разрешения, несомненно, способствовали бы продвижению в этом направлении, накоплению опыта и помогли бы детям, учителям и родителям преодолеть трудности переходного периода.

Математика

Преподавание математики в школе - сложный, многогранный, противоречивый педагогический процесс.

При изучении школьного курса математики важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. В настоящее время преемственность математического образования в начальной и основной школе обеспечивается организационными формами работы, характерными для начальной школы, привычными для учащихся приемами учебной деятельности. Вместе с тем целесообразно опираться на уже сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, терминов, учитывать более высокий уровень образования школьников, логику развития изучаемого материала.

Для успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо:

полностью согласовать требования к математической подготовке учащихся, сформулированные в программах начальной и основной школы;

согласовать методы обучения, обеспечивающие достаточную подготовку учащихся младших классов к восприятию обобщенных фактов, правил, законов, адаптацию школьников к дедуктивному методу изложения;

строить обучение математике так, чтобы достижение учащимися обязательных результатов обучения было безусловным требованием и непременно контролировалось;

выявить опорные умения для смежных дисциплин;

создать оптимальные условия для реализации системы средств обучения, разработать комплекс учебных пособий;

установить тесную связь в методах работы с учащимися между учителями 4-х и 5-х классов. (олимпиады)

Итак, проблема организации, руководства и контроля деятельности всех участников образовательного процесса на переходном этапе от начальной школы к основной может быть успешна решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке.

Провести совместное заседание методических объединений учителей русского языка и начальных классов по теме: «О соблюдении единых требований орфографического режима».

Учителям, работающим в 4- 5 - ых классах усилить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.

Учителям 4-5 классов активно использовать разноуровневую дифференциацию в качестве средства, регулирующего нагрузку учеников, разнообразить формы и методы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, регулярно проводить физкультминутки.

Активно использовать в своей работе ИКТ и метод проектов, побуждая учащихся к активной творческой деятельности.

Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания «Начальная школа - пятый класс». По совершенствованию речеведческих умений:

  1. предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;
  2. углублять, обогащать и увеличивать словарный запас учащихся (словарные диктанты, терминологические диктанты, орфографические разминки до 10 слов).
  3. сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.
  4. Уделять больше внимания изложению как важному виду деятельности, формирующему языковые навыки;
  5. Вводить в практику написание минитекстов по 3 предложения на заданную тему, следя за формированием речеведческих навыков;
  6. Использовать в качестве д\з тексты для диктантов, что позволит расширить словарный запас и улучшит орфографические навыки;
  7. Применять на устных предметах письменные ответы на вопросы в тетрадях, оговаривая объём работы;
  8. Вести объяснительную работу с родителями о необходимости учить материал учебника.

Общие рекомендации учителям начальных классов:

1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве. 

Необходимо также помнить, что приходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. Практика выявляет утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности и поведением. Поэтому, учителям-предметникам, стоит строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы и требования при работе с детьми младшего подросткового возраста.

Современная школа может выполнять работу по преемственности лишь в том случае, если будут осуществляться все направления преемственности в едином образовательном процессе, в тесном взаимодействии начальной и основной школы.

Только целостный педагогический процесс обеспечит ребенку условия, при которых он в переходный период будет чувствовать себя комфортно, будет ощущать себя востребованной личностью.



Предварительный просмотр:

Из опыта работы в условиях дистанционного обучения

Переход весной этого года на дистанционное обучение стал неожиданностью для большинства из нас и вызвал множество вопросов.

Какие стратегии дистанционного обучения мы рассматривали в своей общеобразовательной организации и на чём остановились?

В процессе обсуждения делали ставки на работу с различными ресурсами: Дневник.ру, Skyp, Zoom, ОП Учи.ру и другие.

Понимая, что впереди нас ждёт два месяца дистанционной работы, пришла к мнению, что оптимальный вариант — уроки в формате онлайн. Но при детальном анализе технической возможности детей моего 1 класса стало ясно, что ни один из данных ресурсов не подходит для обучения, так как более 60 % обучающихся не имеют компьютеров/ планшетов/ноутбуков, выхода в сеть Интернет, либо в семье несколько учеников, которым одновременно нужна работа за компьютером.

Личный телефон с WhatsApp имели только 5 детей класса, что не позволило создать группу среди учеников и общаться с ними в чате в режиме реального времени. Совместно с родителями было принято решение, связь с ребятами осуществлять через WhatsApp на телефоне родителей.

Чтобы минимизировать недовольство и вовремя реагировать на трудности в период дистанционного обучения, я рассказала родителям о том:

1) как будет строиться обучение через мессенджер WhatsApp. Попросила сообщать, когда ребенок болеет и не будет участвовать в уроках;

2) сколько длится урок, какие этапы включает. Объяснила, как именно будет проходить подача нового материала.

3) Обратила внимание на типичных технических сложностях и что с ними делать. Например: не получается войти на платформу, прерывается связь, медленно загружается материал, не получается отправить домашнее задание и т. д.

4) Обсудили с родителями, что дистанционное обучение может даваться ученикам сложнее, чем очное, поскольку меняется форма подачи материала, возрастают требования к самостоятельности, уменьшается непосредственный контроль за действиями ученика со стороны учителя.

Разработка полноценного дистанционного урока – дело нелёгкое и требует тщательной подготовки. Пришло понимание, что урок нужно строить по-другому, задания давать по-другому, и реакции детей ждать другой.

Обучение выстраивала через интерактивные учебные материалы, которые содержат:

* инструкции

* учебный контент (видео, текст, рисунки)

* ссылки.

При подготовке необходимо было:

  1. Спланировать ход урока.
  2. Записать голосовые сообщения: инструкции к заданиям.
  3. Записать видео объяснение нового материала с показом оформления работы в тетради.
  4. Найти урок на образовательных ресурсах и подготовить ссылку для учащихся.
  5. Для закрепления материала создать задание из карточек на ОП Учи.ру или гугл форму (тест, проверочная работа).
  6. Принять, проверить работы ребят.
  7. Провести анализ ошибок, дать оценку работе.

Планируя урок в формате дистанционного обучения, понимала, что он рассчитан на 30 минут. Поэтому важно было отобрать ключевые 2-3 задания по математике и не более 2-х упражнений по русскому языку.

В чате писала инструкцию работы на уроке.

Например:

  1. Послушайте голосовое сообщение и выполните инструкцию.

Сообщала детям тему и цель урока, давала краткий алгоритм действий.

  1. Посмотрите видео урок.
  2. Пройдя по ссылке, закрепите изученный материал.

Записать видео объяснение нового материала с показом записи в тетради необходимо было коротко, так как возрастные особенности первоклассников не позволяют длительное время удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности.

Новый материал дети лучше усваивают, когда его объясняет учитель, к которому привыкли дети. Они слышат привычный для них голос, интонацию, лучше воспринимают информацию, а ресурсы хороши при отработке новой темы в качестве практикума.

В работе использовала ресурсы бесплатных платформ: «РЭШ», «Инфоурок», «Учебник вслух», «Учи.ру».

Портал "Российская электронная школа" – ресурс, содержащий готовые уроки. Достаточно было найти урок по теме, просмотрев, понять, подходит ли он детям вашего класса, скопировать ссылку, предложить ребятам.

Ресурс хороший, но есть и отрицательный момент. Даже если учитель зарегистрировал и "прикрепил к себе" учеников, он не видит результат выполнения ими работ. Поэтому понять, прошёл ребёнок по ссылке, посмотрел урок, выполнил предложенные задания, невозможно. Вся надежда на сознательность!

Для проведения уроков по предметам литературное чтение и окружающий мир на помощь пришли такие ресурсы, как «Инфоурок», «Учебник вслух».

"Учебник вслух" — это уроки, статьи и произведения по конкретному школьному учебнику и программе.

Видеоуроки с канала «Инфоурок», на мой взгляд, идеальны как для групповой, так и индивидуальной работы. Они излагают материал доступным и понятным языком, поэтому подойдут практически для всех детей в классе.

Следующий шаг - закрепление материала. Для этого использовала ОП Учи.ру или создавала гугл формы для проведения тестов, проверочных работ.

На ОП «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам. В работе использовала сервис «Создать задание из карточек». Количество заданий, которые может выполнить ученик за день, регламентированы нормами СанПиН. У учителя есть возможность отследить выполнение заданий учеником. Другой формой проверки знаний являются тесты, проверочные работы, созданные в Google Форме. Автоматическая проверка знаний на платформе - отличное подспорье для учителя.

Ни один ресурс не идеален для учителя и учеников конкретного класса. Поэтому каждый педагог должен самостоятельно определить для себя эффективность использования тех элементов дистанционного обучения, которые использует в работе.

Как осуществить проверку работ учащихся? Выполненные письменные задания родители фотографировали и высылали мне на мессенджер WhatsApp. Устные ответы присылали в видео формате или голосовые сообщения.

Для проверки работ, установила на компьютер WhatsApp. web, что позволило увеличить масштаб работ и облегчить проверку.

Немаловажным является этап обратной связи с ребёнком, когда учитель, проверив работу, должен проанализировать ошибки и дать оценку работе ученика.

Проверив работы, комментировала ошибки, отправляя голосовые сообщения каждому ученику по каждому предмету, давала рекомендации.

В этом учебном году 70% моих второклашек имеют возможность работать на ОП Учи.ру. Поэтому, в случае возврата к дистанционному обучению, планирую проводить онлайн-уроки через данный ресурс. На платформе Учи.ру во время виртуального урока можно использовать доску для написания, демонстрировать учебные ролики из ютуба или загружать готовую презентацию к уроку в формате ПДФ.

С 30 % детей, которые не смогут посещать онлайн-уроки по различным обстоятельствам, ограничимся учебным контентом, ссылками на видео уроки в WhatsApp.

Во время дистанционного обучения иногда казалось, что я просто не могу сделать все достаточно хорошо. Но понимание того, что эффект придет не сразу – не возможно в одночасье изменить парадигму, сформированную годами, помогало.

Период дистанционного обучения показал, что у него есть риски:

  1. Технические. Периодически что-то перестаёт работать: телефон зависает, Интернет то отсутствует, то появляется с незначительной скоростью. Сервисы не были рассчитаны на огромное количество подключений и постоянно подвисали.
  2. Контроль. Сложнее становилось контролировать вовлеченность детей в процесс. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей нужен высокий уровень сознательности и самостоятельности. Большинство учеников начальной школы пока не обладают тем уровнем самоконтроля и самодисциплины, который необходим для самостоятельной работы, поэтому без сознательной и совместной работы с родителями было не обойтись.
  3. Неблагополучные семьи. Работа с детьми из данных семей была непростой. Сознательность, ответственность и контроль за учёбой ребёнка у таких родителей отсутствуют, поэтому были нередки случаи уклонения учеников от участия в уроках



Предварительный просмотр:

Доклад на заседании ШМО

«Функциональная грамотность

младших школьников»

Подготовлен учителем начальных классов

Е. П. Петровой

г. Сергиев Посад

         17.11.2021 г.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения        с        внешней        средой,        быстро        адаптироваться        и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

–        владеющий        приемами        учения        и        готовый        к        постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– понимающий, что жизнь среди людей

– это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями. Цель учителя - развить ребёнка.

-Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

-Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

-Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

- Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели:

- обучение носит деятельностный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:

- представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели:

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:

- используются технологии ЛОО. Приемы:

-Технология проектной деятельности.

-Технология        критического        мышления,        на        основе        построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения.

-Информационные        и        коммуникативные        технологии        (Интернет, средства мультимедии, библиотека).

Учебный предмет        “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места , навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника , навыком нахождения ошибки;

навыком словесной оценки качества работы. Составляющие функционально грамотной личности.

1. Речевые умения: – конструировать предложения изученных видов (простые предложения с однородными членами, предложения с прямой речью, сложные); – использовать в речи изученные синтаксические        конструкции;        –        различать        однозначные        и многозначные слова; – видеть в тексте синонимы, антонимы; подбирать синонимы и антонимы к данным словам; – употреблять в речи слова с учётом их значения и лексической сочетаемости; – совместно с учителем семантизировать незнакомые слова.

2. Интеллектуально-речевые умения. а) Рецептивные (умения слушать, читать):

–        использовать        различные        виды        чтения        (просмотровое, ознакомительное, изучающее);

– делить текст на структурно-смысловые части; – самостоятельно ставить вопросы к тексту;

– вести диалог с автором текста;

– отвечать на вопросы учителя по тексту; – выделять в тексте главное;

– составлять простой план текста;

– составлять таблицу, схему по со держанию текста; – находить ключевые слова;

– соотносить заглавие с содержанием текста; б) продуктивные (умения говорить, писать):

– подробно пересказывать текст с опорой на план (схему, таблицу);

– создавать текст-повествование и текст-описание в разговорном стиле (устно и письменно);

– создавать текст-повествование в учебно-научном стиле (устно); – озаглавливать текст;

– подробно излагать текст-повествование (письменное изложение); – исправлять тексты по условным обозначениям учителя.

3. Коммуникативные умения:

– вступать в диалог с учителем и сверстниками;

– высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспринимать аргументы собеседника;

– обсуждать проблему (вопрос, задание) в группе (в паре);

– договариваться, согласовывать позиции в группе (в паре), чтобы делать что-то сообща.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой        культуры,        залог        точности        выражения        мысли        и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе

-зрительного;

-предупредительного;

-выборочного диктантов;

-при орфографическом выделении орфограмм; - в ходе звукобуквенного анализа;

-при разборе слов по составу.

Применяются вместо развернутого комментирования (или наряду с ним)        письменное        комментирование:        подчеркивание        орфограмм, выделение орфограммы простым карандашом (зеленой пастой).

При подчеркивании орфограммы ученик фиксирует свое умение обнаружить        ее,        при        графическом обозначении        орфограммы        -определить ее тип, отмечая опознавательные признаки орфограммы, доказательство ее правописания, способ проверки.

Вспыхнул первый луч.. со…нца. Ноч…ная тьма укрылась в густой л…стве д…рев…ев. Пр…снулись малиновки

Упр. «Толковый словарь».

Показывается учащимся любой предмет: ручка или монета и т.п. Самостоятельно ученики записывают лексическое значение данного слова. Затем зачитываются определения учащихся, определение из словаря.        Одновременно        вырабатываются        орфографические, пунктуационные, речевые навыки учащихся. Словари должны быть непременным        атрибутом        каждого        урока.        Использование орфографических словарей при анализе диктанта, толковых - при изучении     лексики,        словарей-справочников     -     при        выполнении определённых письменных работ.

Логические задания на уроках русского языка 1. Закончи буквенный ряд.

Щ Ц Т П Л ?

2. Слово по закомерности. Гриб ( бирка ) актив

Мрак ( . . . . . ) атом 3. Подбери слово Обы ( чай ) ка

Ме (…….) олад

Логический тест на выделение существенного: Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Учебный предмет        “Математика” предполагает формирование математических        счетных        навыков,        ознакомление        с        основами геометрии,        а так     же     формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Закономерности в числах, различные формы работы над задачей: 1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач различными способами.

3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

4.        Представление        ситуации,        описанной        в        задаче        (нарисовать "картинку").

5. Самостоятельное составление задач учащимися. 6. Решение задач с недостающими данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 16. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников,

позволяет        более        уверенно        ориентироваться        в        простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Учебный предмет “Литературное чтение”

предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему умение оценить работу товарища;

умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые        позволяют        заниматься        учебно-познавательной, исследовательской,        творческой        или      игровой        деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий.

Проектная деятельность учащихся по предметам, участие в школьных научно-практических        конференциях.        Внеклассные        мероприятия, направленные на развитие функциональной грамотности.

Учитель        является        организатором        самостоятельной        активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником.

Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Современные методы        и        формы        работы        оказывают педагогам практическую        помощь     в     решении        профессиональных        задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.



Предварительный просмотр:

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Для того чтобы речевая культура у школьников была на высоком уровне большое место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.

Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.

1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.

2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).

3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).

4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.

Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.

Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: "Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета".

(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т.д.)

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный - ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют

данным словом (насекомые - это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат - тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар - здание, постройка для хранения зерна).

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное - это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Словарно - орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно - орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:

1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);

2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;

3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень - это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;

4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;

5) "проникновение в тайну" слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;

6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;

7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.

При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:

а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них "опасного" при письме места.

б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме "животные", "вежливые слова" и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной "а": барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).

в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.

г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце,болотный,болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:

Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый.

Этимологические сведения:

  • аквариум (от лат. слова aqua "вода")
  • аллея (от франц. слова allee "проход, дорога")
  • балкон (заимств. из итальянского яз. balcone "балкон")
  • бутерброд (из немец. яз. butter "масло" + brot "хлеб")
  • велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox "быстрый + pe "нога")
  • вермишель (от лат. слова vermis "червяк")
  • герой (от греч. слова heros "богатырь древних времён")
  • гимназия (от греч. слова gymnasion "площадка для гимнастических упражнений", позднее - "школа", где философы вели беседы со своими слушателями)
  • зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon "животное") + парк )
  • изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
  • капуста (от лат. слова caputium "головка")
  • карандаш (из тюркских языков кара - "чёрный", даш - "камень")
  • килограмм (от греч. слова chilioi "тысяча")
  • колесо (от древнеславян. слова коло "круг")
  • компас (от лат. слова compasso "измеряю")
  • конверт (от франц. слова couvert "покрытый")
  • корзина (от древнеслав. слова корза "древесная кора")
  • корова (от древнеслав. слова корва "рогатая")
  • космос (греч. kosmos "порядок, гармония, красота")
  • пассажир (от франц. слова passer "проезжать")
  • сметана (исконно русское, от глагола сметати "сгребать, собирать в кучу", буквально "собранное молоко")
  • спасибо (образовалось путём слияния русских слов "спаси богъ", затем конечные г, ъ отпали)
  • телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele "далеко" + gramma "запись")
  • телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele "далеко" + phone "звук")
  • тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion "тетрадь", образовано от tetras "четвёртая часть листа")
  • трамвай (анг. tramway, где tram "трамвай" + way "дорога, путь")
  • тротуар (франц. trottoir "тротуар", образованное от глагола trotter "ходить")
  • футбол (заимств. из анг. яз. football, foot "нога" + ball "мяч")
  • цирк (заимств. из лат. яз. сircus "круг")
  • шахматы (персидское выражение "шах умер")

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

  • Без году неделя (совсем недавно).
  • Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
  • Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
  • Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
  • Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
  • Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
  • Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
  • Обвести вокруг пальца (обмануть).
  • Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
  • От зари до зари (весь день).
  • Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
  • Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
  • Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

  • Аппетит приходит во время еды.
  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Декабрь - хвостик года.
  • Золото добывают из земли, а знания из книг.
  • Большому кораблю большое плавание.
  • Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
  • Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
  • Растение - земли украшение.
  • Трава соломы зеленее.
  • Дружные сороки и гуся утащат.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Крепкую дружбу топором не разрубить.
  • Упустишь время, потеряешь урожай.
  • Хорошее начало - половина дела.
  • О человеке судят по его труду.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.

Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. 
(К.Чуковский)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. 
(С.Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. 
(К.Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. 
(И.Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. 
(М.Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой 
…(А.Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. 
(М.Лермонтов)

В рощах птичье пение,
А в классе - тишина. 
(Я.Аким)

Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. 
(К.Чуковский)

Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. 
(А.Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. 
(А.Пушкин)

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. 
(Э.Куклина)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. 
(Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? 
(Заяц)

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. 
(Иней)

На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! 
(Язык)

Литература

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.
  2. Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. // Начальная школа. 1990, №3.
  3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. - М., 2003.
  4. Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
  5. Универсальный словарь русского языка. / Под ред. Соболевой О.Л. - М., 2003.
  6. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

  1. Загадки (ответы загадок являются словарными словами).
  2. Пословицы (в тексте пословицы есть словарное слово, найти его, объяснить смысл пословицы).
  3. Кроссворд (загадываемые слова являются словарными).
  4. Запись слов по алфавиту (слова записаны на доске).
  5. Запись слов по теме (из данных словарных слов выписать только те, которые относятся к теме «Огород» или «Школа» и т.п.)
  6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  7. Картинный диктант (показывают картинки с изображением предметов, дети записывают названия предметов).
  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
  11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
  12. Связь словарной работы с минуткой чистописания (на чистописании повторяем букву З, из словарика выписываем слова на эту букву или с этой буквой).
  13. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

по родам;

  • по числам;
  • по склонениям; с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
  • с непроверяемой и проверяемой гласной;
  • одушевленные или неодушевленные предметы;
  • по тематике - «Город» и «Деревня»;
  • по частям речи;
  • с непроверяемой гласной в первом слоге и с непроверяемой гласной во втором слоге.
  1. Выписать из данных слов:

слова, состоящие из двух, трех слогов;

  • слова с Й;
  • слова с шипящими.
  1. Подвести ряд словарных слов под видовые понятия (ворона, воробей, сорока, петух, соловей - птицы).
  2. Выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов).
  3. Работа с сигнальными карточками (учитель называет слова, а дети поднимают нужную букву и работа проходит устно или учитель поднимает карточку с буквой, а дети выписывают слово с этой буквой).
  4. Списывание или запись слов с подчеркиванием звонких и глухих согласных, твердых или мягких согласных.
  5. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  6. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звуко-буквенного анализа.
  7. Подбор однокоренных слов.
  8. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  9. Разбор слов по составу.
  10. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  11. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  12. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  13. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
  14. Заменить одним слово (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).
  15. Письмо по памяти.
  16. Самодиктант и взаимопроверка.
  17. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла…ный, керо…ин, шо…е, ро…а, ка…ир, ба…ейн).
  18. Перфокарты, перфоконверты.
  19. Из данного текста выписать слова с непроверяемыми гласными (согласными).
  20. Из данных словарных слов выписать по порядку слова, состоящие из корня и окончания; корня и суффикса; приставки, корня, суффикса; приставки, корня, окончания.
  21. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).
  22. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  23. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
  24. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить…….).
  25. От глагола неопределенной формы образовать глагол будущего, настоящего или прошедшего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессе

Выступление   на заседании педагогического совета Формирование критического мышления у младших школьников в учебном процессеАвтор-составитель: Тиканова Актолкын Кенесовна, учи...

Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....

Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"

Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах...

Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"

Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году...

Доклад педагогического заседания на тему: "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действие внимания к каждому ученику, его творческой индивидуальности....

Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»

   Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...

Доклад на заседании РМО воспитателей ГПД

Каждый воспитатель, учитель должен не только обучать детей, но и сам обучаться и развиваться в работе. Этому способствуют курсы повышения квалификации, а также информационные доклады и обмен опытом на...