Доклад на заседании МО "Использование современных образовательных технологий в начальной школе"
консультация на тему
Доклад зачитан на заседании методического объединения учителей начальных классов и описывает различные способы использования современных образовательных технологий на уроках в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy_v_nach.shkole.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
(Концепция модернизации российского образования)
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Современные педагогические технологии – это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями.
Причины выбора инновационных технологий:
- Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
- Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
- Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
- Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
- Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
- Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
- Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как:
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
- Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Проектно-исследовательская технология
- Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- Технология уровневой дифференциации обучения
- Групповые технологии
- Информационно-компьютерные технологии
- Технология развивающего обучения:
- Система развивающего обучения Л. В. Занкова
- Общие основы технологий развивающего обучения
- Здоровьесберегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий:
Этап урока | Варианты использования образовательных технологий | Метод и приёмы |
Актуализация знаний | Игровые технологии | Создание игровой ситуации. |
Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность. Эвристическая беседа. | |
Здоровьесберегающая технология | Психофизическая тренировка (настрой на урок). Алгоритмическая разминка. | |
Сообщение темы и целей урока | Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации |
Педагогика сотрудничества | Работа в группах, парах. Эвристическая беседа. | |
Информационно-коммуникативные технологии | Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация) | |
Работа по теме урока | Индивидуальный и дифференцированный подход | Индивидуальная, групповая, парная работа. |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. | |
Компетентностно-ориентированное обучение | Исследовательская работа в группах, парах. | |
Информационно-коммуникативные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания. | |
Развивающее обучение | Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения. | |
Игровые технологии | Игровая ситуация. | |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации. | |
Физминутка | Здоровьесберегающая технология | Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж. |
Индивидуальная (самостоя-тельная) работа | Индивидуальный и дифференцированный подход | Разноуровневые задания. |
Информационно-коммуникативные технологии | Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК. | |
Подведение итогов урока | Педагогика сотрудничества | Коллективный вывод. Подведение итогов в паре. |
Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. | |
Рефлексия | Гуманно-личностная технология | Создание ситуации успеха. |
Здоровьесберегающая | Тренинг «Я смог…Что получилось?» |
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
В практике учителя должны быть сформированы основные направления применения ИКТ:
- подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
- ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
- «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- электронная почта;
- изучение основ информатики и вычислительной техники;
- составление отчётов, графиков, диаграмм;
- тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
- проведение родительских собраний и лекториев;
- воспитательные события и социальные проекты;
- музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
- тренажёры по предметам, тестирования;
- развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.
Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим кумиром считаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.
Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.
В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:
- административных контрольных работ;
- стабильно высокое качество знаний по предметам;
- преобладание учебно-познавательных мотивов;
- систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.
Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В.А. Сухомлинский
Литература
- Полат Е.С. Метод проектов.
- Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
- Педагогические Интернет-ресурсы.
- Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
- Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Педагогические технологии вначальной школе....
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях....
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Доклад "Использование современных образовательных технологий в начальной школе."
Доклад на тему:" Использование современных образовательных технологий в начальной школе"...
Доклад на педсовете «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максималь...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...
Доклад "Современные образовательные технологии в начальной школе"
Описание педагогических технологий в образовательном процессе в начальной школе....