Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
методическая разработка (1 класс)
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, функции тьютора,документация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_tyutorskogo_soprovozhdeniya_rebenka_s_ras_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 255.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов, на образование. [3] А процесс инклюзии для детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья – это и есть реализация права детей на совместное образование и воспитание.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ – это одно из необходимых звеньев инклюзивного образования. [2] В настоящее время тьюторская поддержка требуется не только учащимся с ОВЗ в общеобразовательных школах. Тьюторская помощь оказывается ученикам со сложной структурой дефекта (аутизм, синдром Дауна) в специальных (коррекционных) школах. Сегодня тьюторство можно рассматривать как новую профессиональную практику в образовании. Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребёнка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. [4]
Предлагаю рассмотреть данный процесс на реальном примере сопровождения мною воспитанника с РАС в условиях коррекционного учреждения. Задача тьютора состояла в том, чтобы — построить движение подопечного в поле достижений и помочь адаптироваться к образовательному процессу.
Функции тьютора в отношении тьюторанта заключались в реализации следующих периодов:
1.Диагностический: сбор данных об индивидуальных особенностях обучающейся, её интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении; отслеживание динамики в развитии.
2.Прогностический (проектированный): выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающейся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения обучающейся.
3.Регулятивный (реализационный): оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для обучающихся служб и специалистов школы.
4.Аналитический: оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями.
После диагностического периода на тьюторанта был составлен маршрут по тьюторскому сопровождению.
В который входят следующие разделы:
- Физическое развитие
- Социально – эмоциональное развитие
- Сенсорные особенности
- Когнитивное развитие
- Коммуникативные возможности
- Учебная деятельность (БУД)
Для каждого раздела применяется общая форма, которая представлена в таблице:
Таблица 1. Форма заполнения ИОМ
Описание проблемы | Ресурсы/ возможности тьюторанта | Пути возможного преодоления | Результат | |
а | б | в | г |
Предлагаю рассмотреть на примере последнего раздела (учебная деятельность) особенности тьюторанта:
а) Проблема: отсутствие мотивации к учебной деятельности;
б) Возможности: способность добиваться результата;
в) Пути преодоления: последовательность видов деятельности в ходе каждого урока/занятия по отработанному алгоритму с применением карточек PECS;
г) Результат: (прослеживался положительный).
Тьюторская деятельность реализовалась совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, учителем - логопедом, педагогом-психологом, воспитателем, педагогом по физической культуре, педагогом по музыке.
Для продуктивной совместной деятельности был разработан журнал взаимодействия тьютора со специалистами, в котором выделены цели и задачи взаимодействия с тьюторантом. Цель работы тьютора заключалась в организации условий для успешного включения ребёнка с особенностями развития в образовательную среду. Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:
1.Создание условий для успешного обучения ребёнка.
2.Создание условий для успешной социализации ребёнка.
3.Максимальное раскрытие потенциала его личности.
Построение педагогического процесса состояло из следующих этапов:
-Обсуждение целей и задач совместной работы;
-Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком ОВЗ.
В диагностическом периоде, как связующее звено, между педагогом и тьюторантом находится тьютор.
Рис.1 Модель (диагностического периода) взаимодействия всех участников образовательного процесса
Работа начиналась в формате: наблюдения за контекстом взаимодействия тьюторанта и специалистов; по ходу взаимодействия давались рекомендации тьютора педагогам, для дальнейшей плодотворной работы по развитию умений и навыков тьюторанта, с использованием карточек PECS и отработке определённого алгоритма действий тьюторанта.
При переходе к прогнатическо-регулятивному периоду модель взаимодействия изменилась: тьютор отходил «в сторону», и работа продолжалась во взаимодействии тьюторанта и специалиста, по необходимости модель варьировалась, в зависимости от ситуации и имела структуру диагностического периода. То есть, модели диагностического и прогнатическо-регулятивного периодов имеют сходства и различия по своей структуре.
Рис.2 Модель взаимодействия с тьюторантом (прогнатическо-регулятивного периода)
В тьюторском сопровождении невозможно обойтись без взаимодействия со стороны семьи, поэтому на всём протяжении работы велось взаимодействие и с родителями ребёнка. Работу по взаимодействию с родителями можно отследить в дневнике наблюдения. Обращаю внимание, что в дневнике наблюдения разделы, по которым прослеживается динамика тьюторанта, соответствуют 6 разделам индивидуального маршрута сопровождения: (Особенности физического развития:/ Особенности когнитивного развития:/ Социально – эмоциональное развитие:/ Коммуникативные возможности:/ Учебная деятельность).
В индивидуальном дневнике фиксируется сбор данных: включенное наблюдение, анамнез развития, опросы родителей. В диагностический период проводилась анкета с родителями «Немного обо мне».
Таблица 2. Форма заполнения ежедневного Дневника наблюдения.
Дата / Этап | Положительная динамика | Неустойчивые проявления | Рекомендации родителям | Подпись родителей |
В прогнатическо-регулятивный период для дальнейшей плодотворной работы с тьюторантом, была проведена анкета с родителями по направлениям: сфера общения; сфера влечения; тактильная, вкусовая, обаятельная чувствительность, а также «анкета-опрос» о работе тьютора.
Ну и, конечно же, в тьюторское сопровождение входила помощь в оказании взаимодействия тьюторанта со сверстниками, то есть формирование коммуникативного взаимодействия с окружающими.
Аналитический период отследить было сложно, так как он совпал с дистанционным обучением. Но положительный результат, как в обучении, так и во взаимодействии с окружающими был однозначно положительным.
Так как тьюторант имеет расстройства аутического спектра, то во всех моделях взаимодействия, мною активно использовались пиктограммы и карточки PECS – это альтернативный способ коммуникации, который даёт возможность выразить ребёнку свои желания и потребности, а окружающим донести до ребёнка слова и их значения.
Литература
- Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб.-метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М.: Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978;
Лариса Новицкая. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. [https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/];
Сизых Елена Викторовна. Статья. «Стратегические линии Российской образовательной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие соблюдение социально правовых гарантий детей с ОВЗ на получение качественного образования». [http://severschool1.ru/index.php/obuchenie-i-vospitanie-detej-invalidov];
Устинов Валентин Вячеславович. Деятельность тьютора в системе специального(коррекционного) образования при работе с учащимися со сложной структурой дефекта. [https://infourok.ru/user/ustinov-valentin-vyacheslavovich].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Денверская модель раннего вмешательства - как способ включения в образовательный процесс детей с РАС и ТМНР
Опыт работы с ребенком имеющим РАС в тяжелой форме, представленный на городском семинаре. Поможет педагогам найти подход к ребенку с особенностями в развитии...
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»
Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...
Модель индивидуального сопровождения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата МОУ «СОШ №4»
Модель предназначена для сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата....
Тьюторское сопровождение как помощь ученику в школьном процессе обучения
Многие люди знают о таком понятии, как Тьюторское сопровождение? Что оно значит? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно ...
Статья «Логопедическое сопровождение в условиях современного коррекционно – образовательного процесса»
Логопедическое сопровождение обучающихся, является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности службы сопровождения....
Тьюторское сопровождение как помощь ученику в школьном процессе обучения
Многие люди знают о таком понятии, как тьюторское сопровождение? Что оно значит? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно ...