«Опыт использования методов школьной медиации на начальной ступени образования»
статья
«Опыт использования методов школьной медиации на начальной ступени образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediativnyy_podhod.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования методов школьной медиации
на начальной ступени образования
Указом президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» разработаны мероприятия по созданию служб школьной медиации [1]. Медиация и медиативный подход является инновационным и реально работающим инструментарием в поиске решений задач по профилактике и коррекции поведения детей.
Исходя из имеющихся в научной литературе данных, школьная медиация трактуется как новейший подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования. Где метод школьной медиации предполагает максимальное вовлечение учащихся в так называемое позитивное общение, участие способствует развитию у детей социального, в первую очередь эмоционального интеллекта. Чуткость, сострадание, умение сопереживать – эти на первый взгляд естественные человеческие проявления сегодня все реже встречаются. Мы отмечаем, что роль детей – медиаторов заключается в том, чтобы помочь своим сверстникам с наименьшими потерями разрешить разногласия.
Исходя из вышепредставленных позиций, учителями начальной школы был составлен и апробирован комплекс упражнений по обучению медиативным техникам учащихся начальной школы. Комплекс включает игры, упражнения, арт-терапевтические техники.
«Знакомство» (игра с мячом). Учащимся предлагалось, передавая мяч называть имена и связанные с собой качества личности. Вариантов упражнения довольно большое количество, можно использовать названия фруктов, овощей, цветов, животных, растений и т.д. Цель игры заключалась в знакомстве с учащимися если они не знакомы или введение участников в более неформальный вид общения если они учащиеся одного класса.
Упражнение «Карандаши» направлено на развитие необходимых для сотрудничества и взаимопонимания умения, в игровой форме. Данные умения необходимы и для достижения успеха при работе в группе. Целью является обучение навыкам взаимодействия, умению работать в парах и в группе. Инструкция давалась следующая, необходимо было удерживать с закрытыми колпачками карандаши или ручки, зажатыми между пальцами стоящих рядом учеников. Участники упражнения не должны отпускать карандаши, синхронно выполнять задания. В конце происходило обсуждение вопросов: Какие действия должен выполнять каждый из учеников, чтобы карандаши не выпадали? На что ориентировались при выполнении этих действий? Как устанавливалось необходимое взаимопонимание? Рефлексия упражнения позволяла учащимся начальных классов самостоятельно сформулировать ответы о необходимости сотрудничества и эффективности общения в классе.
Упражнение «Бинго-формуляр» нацелено на демонстрацию способов установления дружеских связей. Для каждого участника упражнения раздавались карточки, в которых указаны утверждения о личностных качествах. Так, замкнутым, стеснительным учащимся давалась возможность в игровой форме начать разговор, установить алгоритм общения с новым человеком.
Упражнение «Неравные ресурсы» содержало задание на скорость, где три команды при разном количестве материалов, должны выполнить противоречивую инструкцию. Противоречивое формулирование задания участники истолковывают самостоятельно, для поиска решения.
Упражнение «Рисунок в паре» арт-терапевтическая техника, целью которой является развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения конструктивного взаимодействия. Главным условием являлось отсутствие договоренностей о теме рисунка, а также о запрете диалога во время работы. В конце происходила рефлексия о впечатлениях и способах невербальной коммуникации.
Таким образом, хотелось бы отметить, что предложенные упражнения направлены на то, чтобы учащиеся сами демонстрировали способы выхода из конфликтных ситуаций и показывали их другим сверстникам, и возможно даже близким родственникам, уже взрослым людям.
В заключение хочется подчеркнуть, что при использовании инновационных технологий в воспитании и обучении, медиативные технологии являются мощным средством в сфере применения, дающие эффективные результаты, способствуя развитию согласия и доверия учащихся на начальной ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные методы обучения и развития младших школьников. Комплекс интеллектуальных игр для организации тренинга мышления на уроках русского языка на начальной ступени образования.
Я считаю, что на уроке не каждый раз нужно ставить отметки. Ведь урок - это не соревнование за лучший результат, а совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества. Активные методы...
Опыт опережающего введения федерального образовательного стандарта начального общего образования
Опыт опережающего введения федерального образовательного стандарта начального общего образования В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша нов...
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ
Специфика работы начальной ступени образования с детьми с ОВЗ...
Педагогический опыт "Использование метода проектов"
презентация и выступление о использовании "Проектной деятельности на уроках"...
Реализация преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования посредством применения конструктора ЛЕГО
Выступление на городской конференции по вопросам преемственности...
Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности на начальной ступени образования
Мастер – класс. Выступление на районном заседании учителей начальных классов...