Смысловое чтение как средство формирования УУД
презентация к уроку
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Доклад ввыступления на РМО 30.11.2022 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_doklad.pptx | 866.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Смысловое чтение – получение лишь той информации, которая необходима читателю.
Смысловое чтение – метапредметный навык , составляющие его части входят в структуру всех УУД: личностные УУД- мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и школе; регулятивные УУД- принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; коммуникативные УУД- умение организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Смысловое чтение – метапредметный навык , составляющие его части входят в сруктуру всех УУД: познавательные УУД- владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование;
Читательские умения: работать с заголовками (ПУУД); определять характер книги (ПУУД); формулировать тему небольшого текста (ПУУД); выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно (ПУУД, ЛУУД); пользоваться толковым словарём (ПУУД); выделять опорные слова (ПУУД); обмениваться полученными сведениями (КУУД); извлекать необходимую информацию (ПУУД);
логично, последовательно излагать ответ, понимать прочитанный текст (ПУУД, КУУД) выборочное чтение (ПУУД, КУУД); составлять план к прочитанному тексту (ПУУД, РУУД); самостоятельно выполнять задания на основе текста (ПУУД, РУУД); составление схем, таблиц (ПУУД, РУУД); осознавать авторское и собственное отношение к персонажам (ПУУД, ЛУУД); находить главную мысль (ПУУД); готовить сообщения (ПУУД, РУУД).
Актуальность проблемы развития устной речи обучающихся начальных классов. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Актуальность проблемы развития устной речи обучающихся начальных классов. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
Приёмы по формированию смыслового чтения «Читаем и спрашиваем» «Задай вопрос» «Дневник двойных записей» «Чтение с пометками» «Ассоциативный куст» «Ромашка Блума» «Приём тонких и толстых вопросов» «Чтение с остановками» «Таблица ЗХУ» «Дерево предсказаний»
Читаем и спрашиваем Цель : сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Задай вопрос Алгоритм: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача составить к нему список вопросов. Ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…».
Дневник двойных записей Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Чтение с пометками Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Ассоциативный куст растения высокие хвойные лиственные декоративные редкие ядовитые полезные маленькие большие
Составление вопросного плана Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . - Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). - При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные , случайные.
Ромашка Блума Оценочные вопросы Творческие вопросы Уточняющие вопросы Простые вопросы Практические вопросы Объясняющие вопросы
Классификация вопросов Б.Блума : Простые вопросы Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?
Классификация вопросов Б.Блума : Уточняющие вопросы Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Классификация вопросов Б.Блума : Творческие вопросы Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
Классификация вопросов Б.Блума : Оценочные вопросы Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?
Классификация вопросов Б.Блума : Объясняющие (интерпретационные) вопросы Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему" . Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых
Классификация вопросов Б.Блума : Практические вопросы Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя?
Антиципация – это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтен ия.
Разновидности антиципации : а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы (форма таблицы) «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы В эту колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа ………..? ………….? …………..? В эту колонку записываются вопросы , требующие подробного, развёрнутого ответа ……………..? ………………?
Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…?
Чтение с остановками 1 стадия - вызов Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
Чтение с остановками 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума . Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Чтение с остановками 3 стадия - рефлексия Заключительная беседа.
Приём таблица «ЗХУ» З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов; - Это рассказ; - Ванька писал письмо дедушке в деревню; - Ванька жаловался на тяжёлый труд; … Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки. - Обязанности Ваньки; - Обстановка - интерьер; - Поведение; - Поступки; …
ТЕМА Дерево предсказаний
Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами. Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Не использовать прием больше одного раза на уроке. Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами. Дерево предсказаний
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование профессиональных компетентностей педагога на основе применения смыслового чтения как средства формирования метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования российского ...
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Цель – формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника....
Смысловое чтение как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Презентация...
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т.е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добы...
«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
Выбор данной темы неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки в ...
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника
Смысловое чтение как средство формирования УУД младшего школьника...
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материал для учителей начальных классов...