Приемы и методы по формированию функциональной грамотности в начальной школе
методическая разработка (3 класс)

Злоказова Наталья Юрьевна

«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке! 

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

 

    Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_zlokazova_n.yu_.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

 «Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке! 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

    Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Прочитав эту притчу я попробовала составить формулу школьного счастья.

(УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ + САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ = БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЗНАНИЕ)

Цель образования – функционально грамотная личность:- человек самостоятельный, человек познающий, человек , умеющий жить среди людей.

            С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Учитель должен стать модератором новых педагогических ситуаций, конструктором новых заданий.

В то же время сам учитель (и я призналась себе в этом) испытывает затруднения с проектированием педагогических ситуаций,  с разработкой новых заданий. Учитель с трудом понимает, как обеспечить формирование метапредметных результатов. Оба участника образовательного процесса не могут внятно объяснить, чем урок по новым Стандартам отличается от старого. 

Я предположила: ( гипотеза),развитие учащихся  будет осуществляться более эффективно с    использованием интерактивных методов обучения.  

• При интерактивном обучении диалог  в классе строится на линиях “ученик—ученик (работа в парах), “ученик— группа” (работа в группах), “ученик-класс” или “группа учеников — класс (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Поэтому своей задачей ставлю: Научить  ребят самостоятельному поиску,анализу, научить работе в команде, творчески подходить к учебному процессу, учиться формулировать собственное мнение, развивать навыки самостоятельной работы, творческих работ. учиться строить конструктивные отношения в группе моделировать различные социальные ситуации.

Методические приёмы интерактивного обучения существует огромное количество, но сегодня хочу поделиться с вами теми, которые мне больше понравились и я стала их активно использовать на своих уроках, развивая функциональную грамотность: 

Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию. 

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, кластеры, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. (БЛОКНОТ-ПОМОЩНИК)

«Метод «Фишбоун», как средство формирования метапредметных УУД на уроках. Графическое структурирование информации позволяет учителю: во-1, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- во-2, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними. 

Правила составления «рыбьего скелета» представлены на ваших листочках.

 «Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Формы работы по методу фишбоун на уроках:

  • индивидуально
  • в группах 

Освоение стратегии фишбоун позволяет учащимся

  • развивать и практиковать критическое мышление;
  • находить причинно-следственные связи;
  • упорядочивать факты и явления по степени их значимости;
  • осваивать навык работы в группе.

«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.  

 «Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

ПОПС -формула

  •  «Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся.
  • Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. 
  • В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
  • П – позиция
  • О – объяснение (или обоснование)
  • П – пример
  • С – следствие (или суждение)

Незаменимой ПОПС формула становится и при написании сочинений. Освоив ее суть  ученики, легко справляются  с подобным заданием.

Также мы с ребятами на уроках активно используем интерактивные платформы.

Таким образом в результате интерактивного обучения  правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.

                           Закончить свое выступление я хотела бы  Моделью  развития  функциональной  грамотности в  виде  плодового  дерева.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Вода – педагогические  технологии

Яблочки – ключевые  компетенции

Лейка – учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

 

   Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

                 

Проведение интерактивного урока,                                                                             реализуя функциональную грамотность обучающихся

ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «учитель-ученик»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК»

Преобладает взаимодействие «ученик-ученик»

АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ

Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными.

АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ

Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах.

СОЦИАЛЬНО-ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ

Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями.

ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ

Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками.

УЧИТЕЛЬ – «НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ»

Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ

Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ)

Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА)

Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач.

Интерактивные платформы

Cerm.ru

Uchi.ru

Kid—mama.ru

LearningApps.org

«Метод «Фишбоун» 

Правила составления «рыбьего скелета»

Существуют два типа расположения:

  • горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках.
  • вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для  обсуждения  плюсов и минусов).

«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично).

 «Фишбоун» можно использовать в качестве:

  • домашнего задания по теме;
  • опорного конспекта на уроке;
  • самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
  • проектной работы.

ПОПС -формула

  • В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

 П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

 О - обоснование, объяснение своей позиции. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

 П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести примеры , причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...

мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Перед   учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...