Приемы и методы по формированию функциональной грамотности в начальной школе
методическая разработка (3 класс)
«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке!
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_zlokazova_n.yu_.docx | 45.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем в 21 веке!
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Прочитав эту притчу я попробовала составить формулу школьного счастья.
(УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ + САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ = БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЗНАНИЕ)
Цель образования – функционально грамотная личность:- человек самостоятельный, человек познающий, человек , умеющий жить среди людей.
С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения. Учитель должен стать модератором новых педагогических ситуаций, конструктором новых заданий.
В то же время сам учитель (и я призналась себе в этом) испытывает затруднения с проектированием педагогических ситуаций, с разработкой новых заданий. Учитель с трудом понимает, как обеспечить формирование метапредметных результатов. Оба участника образовательного процесса не могут внятно объяснить, чем урок по новым Стандартам отличается от старого.
Я предположила: ( гипотеза),развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения.
• При интерактивном обучении диалог в классе строится на линиях “ученик—ученик (работа в парах), “ученик— группа” (работа в группах), “ученик-класс” или “группа учеников — класс (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.
Поэтому своей задачей ставлю: Научить ребят самостоятельному поиску,анализу, научить работе в команде, творчески подходить к учебному процессу, учиться формулировать собственное мнение, развивать навыки самостоятельной работы, творческих работ. учиться строить конструктивные отношения в группе моделировать различные социальные ситуации.
Методические приёмы интерактивного обучения существует огромное количество, но сегодня хочу поделиться с вами теми, которые мне больше понравились и я стала их активно использовать на своих уроках, развивая функциональную грамотность:
Учёные Бостонского университета, занимающиеся исследованием способов восприятия у младших школьников, пришли к выводу, что с помощью зрительных образов ребёнок в возрасте от 2 до 13 лет быстрее запоминает любую информацию.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, кластеры, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. (БЛОКНОТ-ПОМОЩНИК)
«Метод «Фишбоун», как средство формирования метапредметных УУД на уроках. Графическое структурирование информации позволяет учителю: во-1, не только наглядно представить школьникам учебный материал по отдельной теме, курсу;
- во-2, уменьшить объем информации, необходимой для запоминания, за счет выделения ключевых понятий и логических связей между ними.
Правила составления «рыбьего скелета» представлены на ваших листочках.
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Формы работы по методу фишбоун на уроках:
- индивидуально
- в группах
Освоение стратегии фишбоун позволяет учащимся
- развивать и практиковать критическое мышление;
- находить причинно-следственные связи;
- упорядочивать факты и явления по степени их значимости;
- осваивать навык работы в группе.
«Фишбоун» – универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа.
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
- домашнего задания по теме;
- опорного конспекта на уроке;
- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
- проектной работы.
Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо, привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
ПОПС -формула
- «Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный приём, направленный на рефлексию учащихся.
- Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.
- В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
- П – позиция
- О – объяснение (или обоснование)
- П – пример
- С – следствие (или суждение)
Незаменимой ПОПС формула становится и при написании сочинений. Освоив ее суть ученики, легко справляются с подобным заданием.
Также мы с ребятами на уроках активно используем интерактивные платформы.
Таким образом в результате интерактивного обучения правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию функциональной грамотности обучающихся.
Закончить свое выступление я хотела бы Моделью развития функциональной грамотности в виде плодового дерева.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Проведение интерактивного урока, реализуя функциональную грамотность обучающихся
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК | ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК» Преобладает взаимодействие «учитель-ученик» | ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «УЧЕНИК-УЧЕНИК» Преобладает взаимодействие «ученик-ученик» |
АКТИВНЫ ЛИДЕРЫ Учитель работает в основном фронтально, то есть одновременно со всем классом. В результате того, что эта форма работы очень мало учитывает индивидуальные особенности учеников, активны обычно несколько лидеров, остальные учащиеся включаются в работу только время от времени или остаются пассивными. | АКТИВНЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ Все учащиеся максимально вовлечены в процесс решения поставленных во время занятия задач и получают возможность самореализации благодаря применению различных творческих методов и форм, в первую очередь работы в парах и малых группах. |
СОЦИАЛЬНО-ОЖИДАЕМОЕ МНЕНИЕ Учащиеся чаще всего высказывают социально-ожидаемые мнения, которые не всегда совпадают с их собственными убеждениями. | ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ Вопросы и задания составлены так, чтобы учащиеся могли высказать своё мнение, продемонстрировать свои убеждения в действии, обсудить и подискутировать (порассуждать) со сверстниками. |
УЧИТЕЛЬ – «НОСИТЕЛЬ ИСТИНЫ» Учитель выступает в роли «носителя истины», призывая усвоить готовые ценности и нормы поведения, при этом мнения учащихся, не совпадающие с тем, что было представлено учителем, обычно критикуются или игнорируются. | САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ Учитель организует учебные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно приходят к выводам о возможных путях решения поставленных задач, выбирают близкие им ценности, самостоятельно принимают решения о наиболее подходящих для них моделях поведения. |
УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ НА УЧИТЕЛЯ) Учебное пространство (в первую очередь расположение парт) ориентирует внимание учащихся на учителя, который обычно находится перед классом, и мало способствует общению учащихся между собой. | УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО (ВНИМАНИЕ ДРУГ НА ДРУГА) Учебное пространство организовано таким образом, чтобы учащиеся эффективно общались друг с другом в парах и малых группах и могли легко менять партнеров в процессе выполнения поставленных задач. |
Интерактивные платформы
Cerm.ru
Uchi.ru
Kid—mama.ru
LearningApps.org
«Метод «Фишбоун»
Правила составления «рыбьего скелета»
Существуют два типа расположения:
- горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках.
- вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для обсуждения плюсов и минусов).
«Рыбий скелет» состоит из 4 блоков информации:
головы, в которой обозначается вопрос или проблема;
косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;
хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично).
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
- домашнего задания по теме;
- опорного конспекта на уроке;
- самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;
- проектной работы.
ПОПС -формула
- В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».
О - обоснование, объяснение своей позиции. Ответ должно быть обоснованным, а не пустословным. В нем должны быть затронуты моменты из изученного курса либо темы, раскрыты определения и понятия. В данном блоке основной вопрос - почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».
П - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести примеры , причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге, - «Например…», «Я могу доказать это на примере…».
С - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения для формирования функционал...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Мастер-класс на тему "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...
мастер- класс "Приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе"
Приемы развития функциональной грамотности у младших школьников через формирование навыков критического мышления....
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...