Методические материалы для проведения образовательных сессий
методическая разработка

Фотеева Ольга Александровна

Методические разработки для проведения образовательных сессий включают сценарии проектных задач, читательских сессий, диагностические карты, экспертные листы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача по русскому языку во 2-м классе

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм»

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.

Цели и педагогические задачи

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Более глубокое освоение детьми способа проверки орфограмм.
  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
  4. Формирование коммуникативных компетентностей:

- продолжить работу по формированию взаимодействия учеников в малой группе;

- продолжить работу над формированием  действия контроля и оценки.

Знания, умения, на которые опирается задача

Второклассники в течение года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью орфографического словаря, 2) с помощью изменения слова, 3) по правилу.

Планируемый педагогический результат

  • Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
  • Часть учащихся сможет восстановить пробелы в знаниях.
  • Учащиеся опробуют способы распределения обязанностей в группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

  • Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).
  • Публичное выступление групп.

Замысел проектной задачи

Второклассникам предлагается изготовить пособие, которое поможет им в проверке орфограмм. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает техническое задание:

  1. распределить задание внутри группы согласно инструкции;
  2. рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в пособии;
  3. составить рассказ о способе проверки,
  4. проиллюстрировать конкретными примерами способ проверки орфограмм.

Результат проектной задачи

Иллюстрированное пособие (на листе А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

 

На стенде лист 1\2ватмана с общим заголовком «Способ проверки орфограммы» и выделением цветом места для записи «напоминаек» и конвертов для карточек.  У каждой группы перечень заданий, набор материалов, заготовки для пособия.

Форма организации: уч-ся сидят в малых группах (5 групп по 4-5 человек в каждой).  В каждой группе эксперты – педагоги. У каждого экспертный лист и материалы, как у уч-ся.

План и краткое описание урока, на котором эти задачи решались:

  1. Установка на выполнение задачи

Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать пособие по русскому языку, которое поможет вам работать над грамотностью. Пособие называется «Способ проверки орфограммы». Оно будет состоять из «напоминайки» и карточек для самостоятельной работы по отработке способа.  (План работы на доске)

Задания:

Прочтите рассказ.

Определите, о какой орфограмме идет речь.

Выпишите слово, в котором Дима сделал ошибку, исправьте, объясните своё мнение.

  1. Работа в группах

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

Задача группе:  сделать пособие (подсказку – «напоминайку» и карточки) по русскому языку для работы на уроке.  Условие: задание выполняется коллективно. Не забывайте распределять роли.

Задание 1.  Ознакомьтесь с заданиями, с планом работы.

План работы.

  1. Работа с текстом и ответы на вопросы.
  2. Подбор заданий.
  3. Подготовка пособия.
  4. Подготовка выступления: предъявление пособия и оценка работы группы (обсуждение, выбор выступающих).
  5. Предъявление пособия классу.
  6. Оценка работы группы перед всеми присутствующими.

Задание 2. Прочитайте текст, обсудите ответы на вопросы и запишите их.

Рассказ об одной ошибке

        Дима написал своему дружку Пете записку:

- Приходи с мечом вечером, сыграем.

    Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.

-  Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.

-  Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал.

        Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч.

Вопросы:

  1. Почему так получилось?
  2. Какого закона письма не знает Дима? ___________________________

____________________________________________________________

  1. Выпиши слово, в котором ошибся Дима. ________________________
  2. Как называется эта орфограмма? Запишите.

__________________________________________________________

  1. Какой нужно применить способ проверки  орфограммы?  Запишите.

_________________________________________________________

Задание 3. Смоделируйте способ:

Задание 4.  Работа по подбору слов на данную орфограмму (по листам 3,4)   (Ознакомьтесь с заданием, распределите роли)

  1. Рассмотрите пары слов. Во всех ли парах применён данный способ?

Ненужные пары зачеркните.

  1. На какие группы можно разделить пары слов.  Подчеркните их разным цветом.
  2. С учётом этих групп составьте 2 карточки для ребят, не усвоивших способ проверки: с пропуском орфограммы и без проверочного слова.  Выпишите слова на маленькую карточку  (разлиновка тетради), чтоб вложить в зелёные конверты.  

Задание 5.   Сделайте пособие. Запишите:

  • название орфограммы (на зелёном поле);
  • название способа проверки и один пример слова с проверкой (на жёлтом поле)
  • модель способа (на розовом поле)
  • маленькие карточки приклеить  на голубое поле

Задание 6.

1 ученик: Подготовьтесь к предъявлению работы. Определите, кто будет предъявлять пособие. Необходимо сказать:

  1. Как называется орфограмма.
  2. Какой применяется для этой орфограммы способ проверки.
  3. Как распределили примеры слов по карточкам.

2-й ученик: (о работе группы могут говорить все члены команды) сообщение о работе группы

  1. Как вы считаете, выполнена ли задача группы? Почему вы так считаете.
  2. Все ли ребята в группе работали?
  3. Были ли распределены роли. Как вы это сделали?
  4. Помогали ли вы друг другу?
  5. Все ли вежливо ли разговаривали друг с другом?
  6. Получили ли вы удовлетворение от работы?  Если бы работа группы оценивалась в 10 баллов, сколько баллов вы бы себе поставили.

Заготовка – пособие в каждой группе

Способ проверки орфограммы

название орфограммы   __________________________________________  (зелёное поле)

способ проверки орфограммы  _____________________________________ (жёлтое поле)

розовое поле – для примеров, карточек

На демонстрационном пособии :  4 зелёных конверта  для карточек.

  1. Презентация полученного наглядного пособия.
  2. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Экспертный лист         8.04.2019. г.

Тема  

«Иллюстрированное пособие по русскому языку»_________________2__  класс_________группа    №___1________

Эксперт _____________________________________

Критерии

Познавательные

- умеет переносить полученные знания и умения в жизненную ситуацию

- умеет создавать модельно-схематические средства для фиксации свойств изучаемого явления

Регулятивные

Элементы волевой саморегуляции

- способен включаться в процесс решения задачи

- сдерживает импульсивное желание ответить сразу (выполнение правила «сначала думаю, потом говорю»)

Планирование

- удерживает познавательную задачу и строит действия в соответствии с ней

Способность к рефлексии

- умеет рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»

Действия контроля

- умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

-умеет обнаруживать и исправлять допущенные ошибки самостоятельно

-осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками

Действия оценки

- умеет оценивать свою работу по заданным критериям (по анкете)

Коммуникативные

- умеет добывать «недостающую» информацию с помощью «умных» вопросов

- умеет выслушивать и понимать мнения других членов группы

- умеет формулировать своё суждение

- умеет аргументировать своё суждение

- умеет критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей

- умеет  договариваться о распределении функций и ролей

- умеет презентировать свой продукт, отвечая на поставленные вопросы

Личностные (произвольный контроль своего поведения, выполнения правил поведения и общения)

- «правильно», уважительно реагирует на мнение другого, не совпадающего с личным (не агрессивно);

- способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим членам команды, видит сам, кому нужна помощь

- осуществляет инициативные действия, берёт на себя ответственность при выступлении от группы

- обладает способностью лидера, может организовать работу группы

0 – не умеет, 1 – выполняет частично, 2 – овладел умением

Экспертный лист         8.04.2019. г.

Тема  

«Иллюстрированное пособие по русскому языку»_________________2__  класс_________группа    №___2________

Эксперт _____________________________________

Критерии

Познавательные

- умеет переносить полученные знания и умения в жизненную ситуацию

- умеет создавать модельно-схематические средства для фиксации свойств изучаемого явления

Регулятивные

Элементы волевой саморегуляции

- способен включаться в процесс решения задачи

- сдерживает импульсивное желание ответить сразу (выполнение правила «сначала думаю, потом говорю»)

Планирование

- удерживает познавательную задачу и строит действия в соответствии с ней

Способность к рефлексии

- умеет рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»

Действия контроля

- умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

-умеет обнаруживать и исправлять допущенные ошибки самостоятельно

-осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками

Действия оценки

- умеет оценивать свою работу по заданным критериям (по анкете)

Коммуникативные

- умеет добывать «недостающую» информацию с помощью «умных» вопросов

- умеет выслушивать и понимать мнения других членов группы

- умеет формулировать своё суждение

- умеет аргументировать своё суждение

- умеет критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей

- умеет  договариваться о распределении функций и ролей

- умеет презентировать свой продукт, отвечая на поставленные вопросы

Личностные (произвольный контроль своего поведения, выполнения правил поведения и общения)

- «правильно», уважительно реагирует на мнение другого, не совпадающего с личным (не агрессивно);

- способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим членам команды, видит сам, кому нужна помощь

- осуществляет инициативные действия, берёт на себя ответственность при выступлении от группы

- обладает способностью лидера, может организовать работу группы

0 – не умеет, 1 – выполняет частично, 2 – овладел умением

Экспертный лист         8.04.2019. г.

Тема  

«Иллюстрированное пособие по русскому языку»_________________2__  класс_________группа    №___3________

Эксперт _____________________________________

Критерии

Познавательные

- умеет переносить полученные знания и умения в жизненную ситуацию

- умеет создавать модельно-схематические средства для фиксации свойств изучаемого явления

Регулятивные

Элементы волевой саморегуляции

- способен включаться в процесс решения задачи

- сдерживает импульсивное желание ответить сразу (выполнение правила «сначала думаю, потом говорю»)

Планирование

- удерживает познавательную задачу и строит действия в соответствии с ней

Способность к рефлексии

- умеет рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»

Действия контроля

- умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

-умеет обнаруживать и исправлять допущенные ошибки самостоятельно

-осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками

Действия оценки

- умеет оценивать свою работу по заданным критериям (по анкете)

Коммуникативные

- умеет добывать «недостающую» информацию с помощью «умных» вопросов

- умеет выслушивать и понимать мнения других членов группы

- умеет формулировать своё суждение

- умеет аргументировать своё суждение

- умеет критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей

- умеет  договариваться о распределении функций и ролей

- умеет презентировать свой продукт, отвечая на поставленные вопросы

Личностные (произвольный контроль своего поведения, выполнения правил поведения и общения)

- «правильно», уважительно реагирует на мнение другого, не совпадающего с личным (не агрессивно);

- способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим членам команды, видит сам, кому нужна помощь

- осуществляет инициативные действия, берёт на себя ответственность при выступлении от группы

- обладает способностью лидера, может организовать работу группы

0 – не умеет, 1 – выполняет частично, 2 – овладел умением

Экспертный лист         8.04.2019. г.

Тема  

«Иллюстрированное пособие по русскому языку»_________________2__  класс_________группа    №___4________

Эксперт _____________________________________

Критерии

Познавательные

- умеет переносить полученные знания и умения в жизненную ситуацию

- умеет создавать модельно-схематические средства для фиксации свойств изучаемого явления

Регулятивные

Элементы волевой саморегуляции

- способен включаться в процесс решения задачи

- сдерживает импульсивное желание ответить сразу (выполнение правила «сначала думаю, потом говорю»)

Планирование

- удерживает познавательную задачу и строит действия в соответствии с ней

Способность к рефлексии

- умеет рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»

Действия контроля

- умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

-умеет обнаруживать и исправлять допущенные ошибки самостоятельно

-осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками

Действия оценки

- умеет оценивать свою работу по заданным критериям (по анкете)

Коммуникативные

- умеет добывать «недостающую» информацию с помощью «умных» вопросов

- умеет выслушивать и понимать мнения других членов группы

- умеет формулировать своё суждение

- умеет аргументировать своё суждение

- умеет критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей

- умеет  договариваться о распределении функций и ролей

- умеет презентировать свой продукт, отвечая на поставленные вопросы

Личностные (произвольный контроль своего поведения, выполнения правил поведения и общения)

- «правильно», уважительно реагирует на мнение другого, не совпадающего с личным (не агрессивно);

- способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим членам команды, видит сам, кому нужна помощь

- осуществляет инициативные действия, берёт на себя ответственность при выступлении от группы

- обладает способностью лидера, может организовать работу группы

0 – не умеет, 1 – выполняет частично, 2 – овладел умением

Экспертный лист         8.04.2019. г.

Тема  

«Иллюстрированное пособие по русскому языку»_________________2__  класс_________группа    №___5________

Эксперт _____________________________________

Критерии

Познавательные

- умеет переносить полученные знания и умения в жизненную ситуацию

- умеет создавать модельно-схематические средства для фиксации свойств изучаемого явления

Регулятивные

Элементы волевой саморегуляции

- способен включаться в процесс решения задачи

- сдерживает импульсивное желание ответить сразу (выполнение правила «сначала думаю, потом говорю»)

Планирование

- удерживает познавательную задачу и строит действия в соответствии с ней

Способность к рефлексии

- умеет рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны»

Действия контроля

- умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией

-умеет обнаруживать и исправлять допущенные ошибки самостоятельно

-осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками

Действия оценки

- умеет оценивать свою работу по заданным критериям (по анкете)

Коммуникативные

- умеет добывать «недостающую» информацию с помощью «умных» вопросов

- умеет выслушивать и понимать мнения других членов группы

- умеет формулировать своё суждение

- умеет аргументировать своё суждение

- умеет критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей

- умеет  договариваться о распределении функций и ролей

- умеет презентировать свой продукт, отвечая на поставленные вопросы

Личностные (произвольный контроль своего поведения, выполнения правил поведения и общения)

- «правильно», уважительно реагирует на мнение другого, не совпадающего с личным (не агрессивно);

- способен к сотрудничеству, оказывает помощь другим членам команды, видит сам, кому нужна помощь

- осуществляет инициативные действия, берёт на себя ответственность при выступлении от группы

- обладает способностью лидера, может организовать работу группы

0 – не умеет, 1 – выполняет частично, 2 – овладел умением

Формулировка  задачи  в  группе

 

Планирование  работы  в  группе (приступили  к  решению все  вместе,  распределили  задания  и т.д.)

 

Лидер  в  группе (наличие  лидера,  его  появление  стихийное,  по  решению  группы  и  т.д.)

 

Взаимодействие  членов  группы  в  ходе  работы  (отсутствие  взаимодействия,  обсуждение  своих  решений,  помощь  друг  другу  по  запросу)

 

Организация  работы  на завершающем  этапе (общее  обсуждение,  предъявление  результатов  каждым  учащимся  и т.д.)

 

Подведите итог – ваше общее впечатление от работы в группе



Предварительный просмотр:

Читательская сессия

Организация понимания рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

Задачи  сессии:

- освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования;

- освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма;

- планирование групповой работы по целостному анализу прозаического текста.

Для анализа рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» используем «количественный» анализ лексики. Он строится на подсчёте лексических единиц, важных для автора текста. Одна из групп, анализируя рассказ, выделяет маркером слова, называющие героя. 15 раз безымянный герой назван мальчиком, 2 раза сыном, 2 раза капитанским сыном. Ключевой вопрос для понимания текста: для кого герой мальчик, а для кого капитанский сын? Другие группы отвечают на вопросы «Кто ещё находится на палубе? Как их в рассказе обозначает автор? Что общего у этих слов?», «Как ведут себя герои?».

Самым сложным при организации анализа текста является фиксация понимания фразы, абзаца текста. Поэтому учителю необходимо приостанавливать эмоциональные порывы детей, обязательно обучая схематизации, фиксации самых важных содержательных приращений в понимании текста.

 После анализа обязательна «сборка» картинки, стоящей за текстом – и содержательной,  и эмоциональной. Почему взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок (Толстой сказал об этом 15 раз!!!)? Почему взрослые вынудили ребёнка вести себя как сына капитана?.. Почему никто не произнёс простых человечных слов, не остановил?..

Работа по выявлению подтекста обязательно должна содержать этапы:

  • доклады  групп с фиксацией результатов,
  • общий анализ этих результатов.

Ход игры

1. Общее заседание.

Цели:

  • выявить уровень понимания текста,
  • дать установку на работу в группах.

  • Недавно прочитали рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок». Что он хотел сказать читателям в этом рассказе? Какая главная мысль рассказа?

Уровень

Смысловые версии

Моделирование возможных вариантов авторской позиции

1 уровень (низкий – характеристика героя)

  • Капитан злой
  • О смелом мальчике

2уровень: (частичное понимание)

  • Как надо действовать в трудной ситуации.
  • В трудной ситуации важно не растеряться.

3уровень

Взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок.        

  • У автора всегда один замысел или может быть несколько?
  • Как  понять истинный смысл произведения? Где найти подсказки?
  • Сегодня вы будете учиться анализировать текст, чтобы определить замысел автора. Вы получите задание для группы. Через 30 минут мы снова соберёмся, обсудим результаты вашей работы, попробуем снова ответить на главный вопрос.

2. Работа в группах 30 минут.

Вопросы для работы в группе:

  1.  Как называют героя? Кто называет?
  2.  Кто ещё находится на палубе? Как эти герои названы?
  3.  Как они ведут себя?

3. Общее заседание.

Цели:

  • обсудить результаты работы групп,
  • выявить авторский замысел.

Доклад  о результатах работы группы.

Мальчик

15 раз героя повествователь называет словом «мальчик».

Сын капитана (все, кто на палубе) 2 раза герой повествователь. «сын» 2 раза для капитана

Народ 2

Все 5

Матросы 1

Молодцы матросы 1

Кто-то 1

Никто 1

Капитан

  • сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
  • погрозил ей и крикнул
  • покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной
  • полез выше
  • разобрал задор, и он не отставал
  • очень раззадорился, бросил мачту и ступил на перекладину
  • опомнился, глянул вниз и зашатался.

  • засмеялись
  • громче стали смеяться
  • смотрели и смеялись
  • замерли от страха.
  • молча смотрели на него и ждали, что будет.
  • ахнул от страха
  • спрыгнули с корабля в море
  • схватили и вытащили на корабль

вели себя как зрители

  • нес ружье, чтобы стрелять чаек
  • прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»
  • «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три»
  • увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту

ДЛЯ КОГО ГЕРОЙ РАССКАЗА МАЛЬЧИК, А ДЛЯ КОГО СЫН КАПИТАНА, а для кого просто сын?

  • Почему автор не придумал мальчику имя, а 15 раз так назвал?

  • ЧТО ОБЩЕГО В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ НАРОД, КТО-ТО, НИКТО? (безликость).
  • Почему ЛНТ показывает толпу, а не отдельных людей?

Если бы был один или несколько  человек, то они не допустили, чтобы ребёнок подверг себя опасности

  • Что происходит с человеком, когда он становится частью толпы?..

люди подчиняются толпе: один засмеялся, все подхватывают, один запаниковал, паника распространяется на всех

  • Почему капитан заплакал?
  • Почему капитан убежал в каюту? (чтоб никто не видал, как он плачет).
  • Почему капитану было важно, чтобы никто не видел, как он плачет?

  • Что узнали про мальчика?
  • Для чего выписали героев и их действия? (помогает понять состояние героев, почему они так действуют)
  • Кто из героев вам понравился?
  • Почему никто не сказал простых человечных слов, не остановил?..

 Взрослые люди, желая развеять скуку, в погоне за развлечением,  забыли даже о том, что перед ними ребёнок (ЛНТ сказал об этом 15 раз!!!)

  • Теперь вам понятен замысел автора?
  • Что помогло понять замысел автора? Каким инструментом мы пользовались? (выписали, как автор называет героев, какие действия они совершают).

1. Организация понимания рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок».

Количественный анализ лексики (группы используют маркеры разного цвета)

  1. Как назван герой?

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

15 раз героя повествователь называет словом «мальчик».

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

2 раза героя повествователь называет «сын капитана».

Еще 2 раза появляется слово «капитан», слово «сын»

ДЛЯ КОГО ГЕРОЙ РАССКАЗА МАЛЬЧИК, А ДЛЯ КОГО СЫН КАПИТАНА?

2.КТО ЕЩЁ НАХОДИТСЯ НА ПАЛУБЕ? КАК ЭТИ ГЕРОИ НАЗВАНЫ?

 Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Народ 2, матросы 1, молодцы матросы 1, все 5, кто-то 1, никто 1

ЧТО ОБЩЕГО В ЗНАЧЕНИИ СЛОВ НАРОД, КТО-ТО, НИКТО? (безликость). Почему ЛНТ показывает толпу, а не отдельных людей?

  1. КТО КАК ВЕДЁТ СЕБЯ?

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой (1) за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек (2). Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!» Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

  •  «усиление» результатов в общей работе



Предварительный просмотр:

Читательская сессия

Чтение и понимание рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

Цели сессии:

продолжить

- освоение техник понимания прозаического текста, в т.ч. моделирования;

- освоение способов работы с прозаическим текстом большого объёма;

- планирование групповой работы по целостному анализу прозаического текста.

Детям вечно досаден их возраст и быт…

В. Высоцкий

При организации понимания детьми текста большого объёма существует целый ряд объёктивных сложностей. Во-первых, детям сложно удерживать содержание, даже его фабульную сторону. Во-вторых, авторское отношение к происходящему не просто «рассыпано» по всему произведению. Часто писатель «передоверяет» возможность высказать свое мнение, отношение о проблеме или герое другому, персонажу рассказа, или «прячет» его в портрет, пейзаж. Кроме того, особенности произведения обусловлены не только родом литературы и жанром, но ещё и типом художественности. Как организовать работу по осмыслению текста рассказа, чтобы в результате ребята  поняли произведение адекватно авторскому замыслу?

«Мальчики» Чехова  - прозаическое произведение, рассказ, тип художественности –юмористический. А.П. Чехов с  теплой иронией  относится к своим юным героям, но эту тёплую природу смеха понять четвероклассникам непросто. Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка  – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества. Юмористический тип художественности отражает следующая модель:

Ход игры

1. Общее заседание.

Цели:

  • выявить уровень понимания текста,
  • дать установку на работу в группах.

  • Недавно прочитали рассказ А.П.Чехова "Ванька". Теперь вы познакомились с другим произведением этого автора рассказом "Мальчики". Похожи эти произведения? Почему?
  • Почему автор написал такие разные рассказы? Что он хотел сказать читателям в этом рассказе?
  • версии, модели

  • Как  понять истинный смысл произведения?

А?                                                        Г ?                                                  Р?

                      внешность?                            речь?

  • Вы пойдёте работать в группе, у каждой группы будет своё задание. Через 30 минут мы снова соберёмся и обсудим результаты вашей работы.

2. Работа в группах 30 минут.

3. Общее заседание.

Цели:

  • обсудить результаты работы групп,
  • сформулировать свод законов мира семьи и мира фантазий,
  • выявить авторский замысел.

Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их  всегда диктует содержание):

- анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);

- точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).

  • Чечевицын отрицательный герой? Он плохо влияет на Володю?
  • Кто больше понравился? Кто быстрее повзрослеет?
  • Как оцениваете родителей? Какое отношение к детям? (уважительное)
  • Роль родителей: ругать, контролировать или советами помогать взрослеть?

(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)

Для этого необходимо создать ряд ситуаций, в которых ученики совершенно однозначно увидят, что смех в рассказе не есть отрицание мечты героев. Улыбку вызывает наивность, с которой мальчики-гимназисты её формулируют и воплощают. Эта добрая улыбка  – общее отношение автора, взрослых героев и нас, читателей. Так устроен юмористический тип художественности. В центре – случай как действие; мир гармоничен, героям внутри мира комфортно. Смех не отрицание, смех не над миром и не над героями. Автор и читатель незримо тоже «внутри» мира Дома, семьи, ожидающей наступления Рождества.

Моделирование возможных вариантов авторской позиции

Уровень понимания текста зависит от жизненного и читательского опыта,  от уровня читательской культуры. После первого (самостоятельного) прочтения этого рассказа ребята, как правило, склоняются к следующему пониманию авторской позиции:

1

Подтверждение этим мыслям они найдут в тексте: «Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно?»

В классе обязательно найдутся дети, не согласных с такой жёсткой формулировкой. Они будут искать компромиссы, по сути,  мало что добавляя нового в понимание произведения.

3. Вариант, наиболее близкий авторскому:

Чтобы прийти к адекватному авторскому пониманию содержания произведения, необходимо организационно и технически заложить эту возможность в урок.

Работа групповая, с обязательным докладом о результатах работы группы на общем заседании, фиксация основных положений доклада всем классом, вопросы на понимание, вопросы содержательные, общая коррекция или уточнение результата.

 Для вычитывания подтекста данного рассказа используем следующие «инструменты» анализа, (их  всегда диктует содержание):

- анализ персонажей парами (антитеза Володя – Чечевицын: возможно сравнение на уровне портретной характеристики /портретной и речевой характеристик; папа Володи – мама Чечевицына);

- точка зрения (прямая-непрямая авторская оценка).

(Что для понимания текста даёт сопоставление этой пары персонажей?)

Окончательно проникнуться пафосом произведения позволит общая  (в силу возраста целесообразна общее размышление, фиксация, уточнение) работа по формулированию законов, по которым устроены «миры» «космоса» рассказа «Мальчики».

Законы мира Дома

1. Тепло, любовь, забота обо всех в семье.

2. Добрые традиции семьи.

3. Уважение ко всем членам семьи, выражающиеся в принятии других точек зрения (в данном случае уважение выбора сына – Чечевицын, друг сына, априори достоин уважения).

5. Ребёнок имеет право на фантазии и ошибки. Семья поможет ему взрослеть.

Законы мира Фантазии (как его понимают мальчики)

1. Настоящие ценности – не в домашнем уюте.

2. Ты должен быть сильным, гордым, независимым.

3. Свобода есть вседозволенность. Сильный выше закона.

  • Эти «миры» в рассказе Чеховым противопоставляются?   В общем обсуждении выясняется, что эти «миры» в рассказе Чеховым не противопоставляются. Ему (как и родителям) симпатичны дети, вдохновлённые героикой приключенческих книг Майн Рида.
  • Чехов осуждает мальчиков? Смеётся над ними? По-доброму или по-злому?  Улыбку вызывает то, что мальчики, не понимая условности искусства,  верят в абсолютную реальность фантазии и действуют, как рекомендует лирический герой баллады В. Высоцкого «Книжные дети»:

Разберись, кто ты - трус

Иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус

Настоящей борьбы.

  • Как отнеслись сёстры Володи? Героический побег мальчиков в Америку навсегда запомнят сёстры Володи, образ г-на Чечевицына в ореоле славы (и рядом – брата) отпечатан в их душах. 
  • Как отнеслись родители Володи? Родители-Королёвы … рады за сына (Чехов!!!). Умение мечтать, жажда воплотить свою мечту - основа творчества. 
  • Родители Королёвы любят сына? Что такое родительская любовь? На этом месте важно задержать разговор подольше – поговорить о том, что такое родительская любовь. (Если есть возможность на это занятие пригласить родителей, нужно обязательно ею воспользоваться.)  
  • модель

Возможный «сухой остаток» понимания текста:

Рассказ о семейных ценностях из разряда «вечных». Володя – в будущем тот самый «чеховский интеллигент, заглядевшийся на звёзды».  Добрая атмосфера семьи помогает  его правильному взрослению.  Он легче, чем Чечевицын, поймет, что « в грёзы нельзя насовсем убежать, краткий век у забав – столько боли вокруг…», и примет не героические, на первый взгляд, но важнейшие семейные ценности семьи как свои: любовь, взаимоуважение, заботу, ответственность. Значит, нужные книги  в детстве читал…  

Задание 1 группе.

Прочитайте текст.

Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Володи. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.

Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?

Володя Королёв

Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: "Бррр!"

Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе.

Володя в рассказе характеризуется «в двух временных пластах».

  • Это мягкий добросердечный ребёнок, выросший в тёплой дружной семье с добрыми традициями. До того, как он стал бледнолицым братом Монтигомо, он с радостью принимал участие в предрождественской суете, был весёлым, контактным, был дружен с сёстрами – очень любил свой дом, семью.
  • Сейчас же, вопреки своей тонкой и нежной природе, он старается вести себя как настоящий закалённый ветрами странствий герой-путешественник, чтобы соответствовать своему другу и их общей мечте.

Задание 2 группе.

Прочитайте текст.

Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о внешности Чечевицына. Если эти предложения расположены в разных местах текста, «соберите» их вместе.

Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?

Две группы учащихся «собирают» портреты героев, попутно отмечая черты характера, оценки этого характера другими персонажами рассказа  и то, кому эта  оценка принадлежит.

Чечевицын

Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то все время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.

 И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев. 

Обсуждая анализ, проделанный первой группой, класс приходит к выводам о том, что

  • Чечевицын – лидер, целеустремлённый, волевой, умеет организовать себя и других на воплощение мечты в реальность: убеждением, уговорами, шантажом.  Ему, наверняка, принадлежит идея, его инициатива.
  •  Описание его внешности начинается краткими прилагательными, что делает описание напряжённым, стремительным, создаёт ощущение ершистости героя, подчёркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь  - и ведёт себя так, как предписывает ему избранное имя. «Необыкновенно замечательный, решительный, неустрашимый, тигр, лев» эта оценочная лексика принадлежит восхищённым сёстрам Володи, Соне и Кате.

Маленькая же Маша ничего этого не видит… и  ассоциируется у неё г-н Чечевицын с… чечевицей, блюда из которой готовят в пост. Она об этом периодически вспоминает и снижает «высокий» образ героя. Делается это по-детски, как бы нечаянно. Но, естественно, по воле Чехова. (Кому принадлежит оценка «некрасивый», «похож на кухаркина сына»? Зачем она? Почему и когда  мы о ней забываем?)

Задание 3 группе.

Прочитайте текст.

Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Чечевицын, как это отражается в его поступках. Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?

А) Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:

- Вы читали Майн-Рида?

- Нет, не читала... Послушайте, вы умеете на коньках кататься?

Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:

- Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.

Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:

- А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.

- А это что такое?

- Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?

- Господин Чечевицын.

- Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых. 

- Так ты не поедешь? - сердито спрашивал Чечевицын. - Говори: не поедешь?

- Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.

- Ты говори: поедешь или нет?

- В таком случае я сам поеду! - решил Чечевицын. - И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны! 

- Так ты не поедешь? - еще раз спросил Чечевицьн.

- Так одевайся!

И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры. 

- На вокзале! - гордо ответил Чечевицын.

Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: "Монтигомо Ястребиный Коготь".

Задание 4 группе.

Прочитайте текст.

Выделите маркерами предложения, которые рассказывают о том, что и как говорит Володя, как это отражается в его поступках. Какой  характер героя рисуют нам эти предложения? Какие чувства вызывает этот герой?

Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:

- А в Калифорнии вместо чаю пьют джин. 

Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие. 

- Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму! 

К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер.

- Господи! - тихо плакал Володя. - Как же я поеду? Мне маму жалко. 

- Я... я не струсил, а мне... мне маму жалко. 

- Я поеду, только... только погоди. Мне хочется дома пожить. 

Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.

- По... поеду. 

Речь и поведение героя подтверждают ситуацию раздвоенности бытия Володи (комметарий-анализ).

Задание 5 группе.

Прочитайте текст.

Выделите маркерами предложения, которые рассказывают об отце Володи и матери Чечевицына. Проанализируйте, как Чехов изображает отца. Какие чувства у вас вызывает этот герой?

Как рассказано о маме Чечевицына? Почему?

Пятая группа сравнивает образы отца Володи и мамы Чечевицына

- Володичка, а это же кто? - спросила шепотом мать.

- Ах! - спохватился Володя. - Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас.

- Очень приятно, милости просим! - сказал радостно отец. - Извините, я по-домашнему, без сюртука... Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание.

- Ну, вот скоро и Рождество! - говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. - А давно ли было лето, и мать плакала, тебя провожаючи? Ан ты и приехал... Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:

- Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?

- Господи боже мой, даже ножниц не дают! - отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись ка спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался. 

Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго говорил с ними; мамаша тоже говорила и плакала.

- Разве зто так можно? - убеждал папаша. - Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Не хорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно? Вы где ночевали? 

Послали куда-то телеграмму, я на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. 

Анализируя портрет и речь отца, ребята приходят к выводу, что он

  • мягок и интеллигентен, уважительно относится к своему сыну.
  • Никаких вопросов и комментариев по поводу неожиданного приезда друга (Рождество  праздник семейный).
  • Обращается к другу сына на «вы».
  •  Очень терпелив к тому, как ведёт себя Володя – под несомненным влиянием друга-подростка. (Изменения в поведении сына не могут нравиться родителям).
  • В финале рассказа мы видим отца решительным, требовательным, проявляющим мужские качества характера. Но его высказывания не унижают человеческого достоинства детей.

Информации о матери Чечевицына чрезвычайно мало. Она «дама», «приехала и увезла» «своего сына». Лаконизм  предложения подтверждает догадку читателя о том, что родители мальчиков не будут шумно разбираться, кто виноват, скандалить при детях. Взрослые обладают чувством собственного достоинства, ведут себя в лучших дворянских традициях. Единственное оценочное слово – «дама». Но  даже маленькие читатели понимают, каких душевных затрат ей стоит выглядеть невозмутимой  после проделок сына, как сложно его воспитывать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Планируемый результат:

Слайд 5

Способ и формат оценивания результатов работы:

Слайд 6

Оборудование, материалы:

Слайд 7

звё з д н ый – звез д а капу с т н ый – капус т а чуде сн ый – чуде с ен Запомни! здра в ствуй праз д ник чу в ство Правописание гласной буквы после шипящего Запомни! ж и -ш и ж и л, мыш и ч а -щ а ч а йник, тащ а т ч у -щ у ч у до, щ у ка Правописание непроизносимого согласного

Слайд 8

Название орфограммы Способ проверки Модели Схемы Примеры слов Задание 1. Прочтите рассказ. Ответьте на вопросы. Задание 2 Смоделируйте способ. Задание 3 Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. Задание 4 Оформите наглядное пособие.

Слайд 9

Рассказ об одной ошибке Дима написал своему дружку Пете записку: - Приходи с мечом вечером, сыграем . Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. - Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру. - Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. - Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось? Какого закона письма не знает Дима? ________________________________________________________________ Выпишите слово, в котором ошибся Дима. ________________________________________________________________ Как называется эта орфограмма? Запишите. ________________________________________________________________ Какой нужно применить способ проверки орфограммы? Запишите. ____________________ _________________________________

Слайд 11

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Постановка задачи -уточняли условие задачи -обсудили содержание задачи -никак не реагировали на задачу Практическая работа в группах Как группа приняла учебную задачу: -задачу приняла вся группа -решал каждый свою задачу -не понимали, что решают общую задачу

Слайд 12

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Как группа приступила к работе: -сразу стали выполнять задания -сначала ознакомились со всеми заданиями -была распределена работа между членами группы -было распределено время Был ли в группе лидер (каким образом он появился): -по собственной инициативе -стихийно -по решению группы

Слайд 13

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практичес-кая работа в группах Как члены группы взаимодействовали в ходе работы: -никак -обсуждали свои решения -помогали друг другу по запросу Коммуникативные умения: -аргументировали точку зрения -выслушивали мнения других членов группы -уважительно относились к мнениям других членов группы -взаимоконтроль по ходу выполнения задания

Слайд 14

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Климат и взаимоотношения в группе: -доброжелательная обстановка -взаимопомощь -ссоры -никакого содержательного общения Представление результатов групп -выступление от группы -помощь -оформление продукта

Слайд 15

Замысел проектной задачи.

Слайд 16

Результат проектной задачи

Слайд 17

Установка на выполнение задачи

Слайд 18

Задание 1. Задание 2.

Слайд 19

Задание 3. Задание 4.

Слайд 20

Этапы работы занятия

Слайд 21

1 этап. Постановка задачи. Деятельность учителя Даёт задание Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Анализируют и планируют выполнение задания (обсуждают план выполнения задания, распределяют работу между членами группы). Обращаются при необходимости за помощью к учителю.

Слайд 22

1 этап. Результаты работы.

Слайд 23

2 этап. Практическая работа в группах. Деятельность учителя Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Читают «Рассказ об одной ошибке», обсуждают и записывают ответы на вопросы. С помощью схем и моделей описывают способ проверки орфограмм слабых позиций, приводят примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие, оформляют пособие. Обращаются при необходимости за помощью к учителю. Оказывают помощь друг другу. Готовят выступление от группы.

Слайд 24

2 этап. Результаты работы. Схемы и модели, описывающие способ проверки орфограмм слабых позиций. Примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие. Готовый для обсуждения вариант пособия от группы. Докладчик от группы, готовый представить результат работы.

Слайд 25

3 этап. Представление результатов работы группы Деятельность учителя Устанавливает последовательность выступлений обучающихся. Строит обсуждение на единой платформе. Участвует в обсуждении выступлений: задаёт вопросы на уточнение понимания, вопросы-ловушки. Деятельность обучающихся Представляют работу группы, аргументируя свое решение. Участвуют в обсуждении выступлений, задают вопросы на уточнение понимания. Обращаются при необходимости за помощью к другим группам, к учителю. Исправляют ошибки, недочёты.

Слайд 26

3 этап. Результаты работы.

Слайд 27

Иллюстрированное пособие: Орфограммы слабой позиции Изменение слова ч. ч. п. п. ч. р. л. в. р. сл о ны – сл о н ска з ка – ска з ок у з кий – у з ок вё з – ве з у м е тёт - м ё л н е сла - н ё с

Слайд 28

4 этап. Рефлексия Деятельность учителя Предлагает оценить работу в группах. Задаёт вопросы на уточнение понимания. Деятельность обучающихся Определяют критерии оценки работы обучающихся в группе. Оценивают собственную работу в группе и работу группы в целом.

Слайд 29

Анкета для обучающихся после презентации. Поставь отметки на оценочных шкалах: 1) Оцени, насколько интересной для тебя была данная задача. 2) Оцени насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) . 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 5) Хотел бы ты работать ещё раз в такой же группе? (обведи) да нет Почему? ____________________________________________________ ___________________________________________________________ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 30

Результаты анкетирования групп:

Слайд 31

Критерии оценивания Работа в группе

Слайд 33

Домашнее задание: Изготовить наглядное пособие, для этого распределить работу между группами. Рассказать родителям о том, что происходило на уроке.

Слайд 34

Краткий самоанализ урока



Предварительный просмотр:

План проведения образовательных сессий на 2019-2020 учебный год

п/п

Тема

Предмет

Класс

Ответственный

Дата

сентябрь

Проектная задача «Конструирование детской площадки для детского сада» (завершение модуля «Введение в школьную жизнь»)

математика

1

Зименкова Л.П.

Шейгец Л.Н.

9.10.

10.10.

ноябрь

Чтение и понимание рассказа Л.Толстого «Косточка»

литература

2

Белёва В.П.

Шейгец Л.Н.

20.11.

21.11.

22.11.

Чтение и понимание рассказа А.П.Чехова "Мальчики"

литература

4

Белёва В.П.

Смолина Л.А.

27.11.

28.11.

декабрь

Проектная задача «Новости программы «Вокруг света» (завершение темы «Правописание падежных окончаний)

Русский язык

3

Фотеева О.А.

Смолина Л.А.

12.12.

14.12.

январь

Проектная задача «Тайны океана»

окружающий мир

3

Иваненко Т.В.

17.01.

18.01.

Чтение и понимание рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»

литература

3

Фотеева О.А.

Смолина Л.А.

29.01.

30.01.

февраль

Общешкольное родительский комитет (завершение модуля «О чём может рассказать таблица»)

математика

4

Бородина В.В.

Смолина Л.А.

26.02.

27.02.

март

Чтение и понимание рассказа В.Драгунского «Синий кинжал»

литература

4

Белёва В.П.

Смолина Л.А.

21.03.

22.03.

апрель

Проектная задача «Ковёр»

математика

2

Бородина В.В.

11.04.

16.04.

Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм" (Рефлексивный (итоговый) модуль)

Русский язык

2

Белёва В.П.

Шейгец Л.Н.

23.04.

24.04.

Проектная задача «Построй дом» (Рефлексивный (итоговый) модуль)

математика

1

Зименкова Л.П.

Шейгец Л.Н.

21.05.,

23.05.

май

Доктор Айболит (Рефлексивный (итоговый) модуль)

межпредметная

4

Белёва В.П.

Бородина В.В.

Смолина Л.А.

23.05.

24.05.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения первого родительского собрания

В данной папке собраны материалы для проведения родительского собрания в 1 классе: презентация для родителей, выступление классного руководителя, анкета для родителей первоклассников....

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов

Методические материалы к проведению мастер-класса для молодых специалистов включают в себя: презентацию по проектноу деятельности, раздаточный материал для проведения мастер-класса....

Пакет методических материалов для проведения диагностики одарённых детей.

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае не в качестве е...

Комплект методических материалов для проведения мониторинга УУД в 1 классе

Комплект методических материалов для проведения мониторинга УУД в 1 классе...

Методические материалы для проведения урока по финансовой грамотности в начальной школе.

Материалы в виде презентации, конспекта урока пригодятся учителю начальных классов для проведения урока математики и ОФГ....