«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»
статья
Выступление на РМО по теме «Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_sakaeva.docx | 75.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирующее оценивание и оценка результатов проектной деятельности учащихся»
Сакаева Алия Альбертовна
Введение
Решение дидактических задач через самостоятельную разработку проблемы учащимися - в этом заключается суть метода проектов в начальной школе. Виды проектов бывают различными, но всегда предполагают оформление результатов в виде конечного продукта. Им может стать макет, книга, презентация, видеофильм, инсценировка и т. д. Особую ценность представляет не полученный результат, а опыт, приобретенный ребенком в процессе работы.
Виды проектов в начальной школе по ФГОС должны подбираться с учетом детских возможностей. Чем младше ученики, тем проще будут поставленные задачи, в младшей школе предпочтение отдается краткосрочным .
Наиважнейшим критерием оценки эффективности проектной деятельности детей является применение методик и инструментов формирующего оценивания. С какой целью используются методики и инструменты в проектной деятельности – какие результаты прогнозирует?
Назовём четыре основных шага, которые формируют алгоритм оценивания в проектной деятельности детей, легко переносимых на разные предметы и формы работы.
1. Показать, что получилось хорошо.
2. Указать, что нуждается в улучшении (исправлении).
3. Дать рекомендации о необходимых исправлениях.
4. Дети вносят исправления.
Проектная деятельность детей реализуется через урочную, внеурочную деятельность, воспитательную работу.
Ожидаемые результаты:
- у детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач;
- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;
- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность;
- развиваются умения вести себя в условиях, когда требуется за короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых им встретились впервые;
- учатся управлять своим учебным процессом, оценивать себя и своих товарищей;
- учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;
- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях.
Из опыта работы.
Работа над проектами в начальной школе начинается уже с 1 класса. Проекты в начальной школе выполняются разные. Групповые и коллективные проекты получаются особенно удачными.
Больше всего проблем возникает с проектами с первоклассниками, которые еще плохо читают и пишут, не умеют работать с информацией. На этом этапе рекомендованы мини-проекты. Рассмотрим групповой мини-проект на примере урока окружающего мира. По теме «Здоровая пища» первоклассникам предлагается выполнить мини-проект «Витамины». Класс делится на 3 группы по рядам (витамин А,В,С), в каждой группе выбирается хорошо читающий ребенок, который читает для своей группы информацию про соответствующий витамин. Группе нужно выбрать продукты, богатые витаминами и приклеить их на ватман и рассказать про свой витамин. В итоге у нас получились 3 мини-проекта. По итогу этой работы ребятам было предложено оценить свою работу путем приема «Дерево успеха», где каждый ребенок приклеил фрукт соответствующего цвета.
Работая по программе «Школа России» уже в первом классе мы начинаем детей знакомить с индивидуальными проектами, которые могут быть выполнены как в классе, так и дома.
Например на уроках окружающего мира проекты «Моя семья», «Мои домашние питомцы», на уроках математики «Орнамент на посуде», на уроках русского языка «Пословицы», «Загадки» и т.д. Если для оценивания этих работ в 1 классе , также можно использовать самооценку, используя различные приемы, то уже в 3-4 классах оцениваем не только полученный продукт, но и умение демонстрировать полученный продукт, лаконично, но полно рассказывать о нем; выступать перед публикой, аргументированно доказывать свое мнение. Для оценивания используем таблицы с критериями оценивания, которые известны детям заранее.
Проекты очень часто используются на уроках технологии, как групповые, парные, так и индивидуальные. Например индивидуальный проект «Танграмм». Использовался прием оценивание по критериям.
Использовались все части танграмма | Да/нет |
Получилась узнаваемая фигура | Да/нет |
Работа выполнена аккуратно | Да/нет |
Разберем проект, выполненный детьми на курсе внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». Был задуман проект совместно с детьми под общим названием «Природа родного края», который был связан с проектом РДШ «Родина моя». Целью этого проекта было рассказать о природе родного края. Для этого проекта использовался мобильный класс, продуктом проекта стали презентации, выполненные в паре. Учащиеся должны были выбрать более узкую тему, пользоваться только базой данных из нетбуков, в которые была загружена общая информация о нашем крае и фотографии по теме. Первый урок дети выбирали тему и готовили информацию, которую они хотят донести до слушателя. На втором уроке выполнялись непосредственно презентации. В итоге у нас получились 12 презентаций о природе родного края.
Для оценивания этой работы использовались карточки самооценки и взаимооценки. После каждой защиты обсуждались плюсы и минусы каждой работы совместно с детьми. Так как подобная работа ведется постоянно, дети адекватно оценивают свою работу и умеют оценивать работу своих одноклассников.
Также надо сказать и о творческих проектах. У нас это проекты «День победы», «Наш Самуил Маршак», проект посвященный Н.Носову «Живая шляпа». проект «Моя семья-мое богатство» и т.д. В основном в творческих проектах, в котором участвуют дети, применяется оценивание жюри по критериям. Но важно после объявления результатов обсудить с детьми что получилось и что не получилось, над чем надо работать.
Заключение.
Таким образом идет плодотворная работа по формированию у младших школьников первоначальных навыков проектной деятельности, а правильно спланированное оценивание помогает детям самостоятельно продвигаться по проекту, получить и презентовать определенный продукт. Дети уже с первого класса учатся оценивать себя и своих одноклассников, также аргументировать свое оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования
Современный урок: как научить учиться...
«Как оценить результаты учебной деятельности учащихся. Критерии оценивания на основе разных УМК.»
Материал в помощь учителю при оценивании результатов учебной деятельности учащихся...
Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников
Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Использование инструментов формирующего оценивания для экспертизы эффективности внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность также является одной из составляющих ФГОС. Наверное все ведут курсы внеурочной деятельности. Сегодня я х...
Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования
Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с ...
Формирующее оценивание. Приемы оценки.
Формирующее оценивание. Приемы оценки....