рабочая программа "Окружающий мир" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Давиденко Татьяна Валерьевна

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_okruzhayushchiy_mir_2021.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Покрышкина станицы Калининской

Рабочая программа

по Окружающему миру

Уровень образования (классы): начальное общее образование(1-4 классы)

Количество часов: всего 135 ч (1 класс –33 ч, 2 класс - 34 ч, 3 класс -34 ч., 4 класс –34 ч.) 

Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО с учётом   Примерной   рабочей программы начального общего образования по музыке, с учётом примерной программы воспитания, одобренной   решением ФУМО от 02.06.2020г (на сайте Института стратегии развития образования РАО https://www.instrao.ru/)  

Планирование составлено на основе программы «Окружающий мир 1-4», Плешаков А.А. Сборник примерные рабочие программы «Школа России»1-4классы. Издательство «Просвещение», 2019г

           

1. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоение конкретного учебного предмета, курса.

  При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • уважение к своему и другим народам;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений

Духовно-нравственное воспитание:

  • признание индивидуальности каждого человека;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе;
  • неприятие действий, приносящих ей вред .

Формирование представлений о ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

Познавательные

  • базовые логические действия:
  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
  • базовые исследовательские действия:
  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
  • работа с информацией:
  • выбирать источник получения информации;
  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки;
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации

Коммуникативные

  • общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Регулятивные

  • самоорганизация:
  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;
  • самоконтроль:
  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 класс

К концу обучения в первом классе обучающийся научится:

  • называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, фамилии и отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы, название своего населённого пункта (городского, сельского), региона, страны;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • приводить примеры культурных объектов родного края; семейных традиций, школьных традиций и праздников; профессий;
  • различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы; овощи и фрукты; части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя); дикорастущие и культурные растения; лиственные и хвойные растения; группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
  • применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
  • описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, лиственные и хвойные растения; деревья, кустарники, травы;
  • основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери), выделять их наиболее существенные признаки;
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), опыты под руководством учителя и измерения (в том числе вести счёт времени), фиксировать результаты наблюдений и опытов;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • соблюдать правила безопасной работы на учебном месте школьника;
  • соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
  • безопасно использовать ресурсы сети Интернет, электронного дневника и электронных ресурсов школы;
  • соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; правила безопасного поведения в природе;
  • безопасно использовать бытовые электроприборы .

2 класс

К концу обучения во втором классе обучающийся научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
  • находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;
  • приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; хозяйственных занятий жителей родного края, соотнося их с профессиями;
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты);
  • распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды и созвездия, планеты;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
  • приводить примеры изученных взаимосвязей в природе (в том числе связанных с годовым ходом изменений в жизни растений и животных), примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека;
  • ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу;
  • проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
  • использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
  • создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе и обществе;
  • соблюдать правила нравственного поведения на природе;
  • безопасно использовать мессенджеры сети Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы;
  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро;
  • соблюдать режим дня и питания;
  • соблюдать правила безопасного поведения в школе

 3 класс

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
  • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;
  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
  • различать расходы и доходы бюджета семьи;
  • приводить примеры изученных памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и его столицы;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
  • сравнивать по заданному количеству признаков;
  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
  • использовать знания о взаимосвязях в природе, знания о взаимосвязях человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
  • использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
  • безопасно использовать персональные данные в сети Интернет; определять мошеннические действия по их характерным признакам;
  • соблюдать правила нравственного поведения на природе

4 класс

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
  • рассказывать о государственных праздниках России, изученных наиболее важных событиях основных периодов истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов истории и знаменитых современниках, достопримечательностях столицы России и родного края;
  • называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом;
  • называть экологические проблемы и определять пути их решения;
  • знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
  • показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
  • показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
  • находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
  • распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
  • использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
  • использовать различные источники информации для извлечения информации, ответов на вопросы;
  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
  • определять возможные последствия вредных привычек по их характерным признакам;
  • осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет;
  • соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
  • соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста;
  • соблюдать правила нравственного поведения на природе

2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

 1 класс (33 ч)

Человек и общество. Школьные традиции и праздники, совместная деятельность с одноклассниками . Адрес школы . Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых . Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи

Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха

Россия . Москва — столица России . Народы России . Первоначальные сведения о родном крае Название своего населённого пункта (города, села), региона Культурные объекты родного края Ценность и красота рукотворного мира Правила поведения в социуме

Моя семья в прошлом и настоящем Имена и фамилии членов семьи, их профессии Взаимоотношения и взаимопомощь в семье Совместный труд и отдых Домашний адрес

Человек и природа. Природа и предметы, созданные человеком . Природные материалы . Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними Неживая и живая природа Погода и термометр Наблюдение за погодой своего края Сезонные изменения в природе Взаимосвязи между человеком и природой Правила нравственного и безопасного поведения в природе

Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание) Лиственные и хвойные растения Дикорастущие и культурные растения Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя Комнатные растения, правила содержания и ухода

Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др . ) . Главные особенности животных — представителей одной группы: насекомые — шестиногие, звери — млекопитающие, рыбы — живут в воде, плавают и др . Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни) . Забота о домашних питомцах

Правила безопасной жизни. Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами

Дорога от дома до школы Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)

Безопасность в сети Интернет: электронный дневник и электронные ресурсы школы

Правила безопасного поведения пассажира. Безопасное поведение на велосипеде

2 класс ( 34 ч)

Человек и общество. Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте Государственные символы России, символика своего региона Россия — многонациональное государство . Москва — столица России . Святыни Москвы — святыни России Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др . Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др ) Герб Москвы Расположение Москвы на карте Города России Народы России, их традиции, обычаи, праздники Родной край, его природные и культурные достопримечательности Свой регион и его главный город на карте Значимые события истории родного края

Семейные ценности и традиции Родословная Составление схемы родословного древа, истории семьи

Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края Значение труда в жизни человека и общества

Культура поведения в транспорте Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества

Человек и природа. Наблюдения, опыты, эксперименты, измерения . Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба . Планеты . Изображения Земли: глобус, карта, план . Карта мира . Материки, океаны

Определение сторон горизонта при помощи компаса . Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги Заповедники, природные парки Охрана природы Правила нравственного поведения на природе

Многообразие растений . Деревья, кустарники, травы . Дикорастущие и культурные растения . Связи в природе . Годовой ход изменений в жизни растений

Многообразие животных Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков Связи в природе Годовой ход изменений в жизни животных

Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания) Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья

Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках, при самостоятельном передвижении по улицам и дорогам Номера телефонов экстренной помощи

Безопасность в сети Интернет: социальные сети (коммуникация в мессенджерах, социальные группы и сообщества)

Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте)

 3 класс (34 ч)

Человек и общество. Наша Родина — Российская Федерация . Уникальные памятники культуры России, родного края Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России . Города Золотого кольца России

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели Правила нравственного поведения в социуме Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них Семья — коллектив близких, родных людей Семейный бюджет, доходы и расходы семьи Значение труда в жизни человека и общества Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся Человек и природа Способы изучения природы Карта мира Материки и части света

Вещество Разнообразие веществ в окружающем мире Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ Твёрдые тела, жидкости, газы Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами

Воздух — смесь газов Свойства воздуха Значение воздуха для растений, животных, человека

Вода Свойства воды Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека Круговорот воды в природе Охрана воздуха, воды

Горные породы и минералы . Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым Полезные ископаемые родного края (2—

примера) .

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека

Грибы: съедобные и несъедобные Первоначальные представления о бактериях

Природные сообщества: лес, луг, пруд Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений Влияние человека на природные сообщества Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений) Человек — часть природы Общее представление о строении тела человека Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма Гигиена отдельных органов и систем органов человека Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Правила нравственного поведения на природе Разнообразие растений Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие растений . Особенности питания и дыхания растений . Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям . Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) Наблюдение роста растений, фиксация изменений Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений Охрана растений

Разнообразие животных Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды Размножение и развитие животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) Особенности питания животных . Цепи питания . Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным Охрана животных

Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений

Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний Забота о здоровье и безопасности окружающих людей

Безопасность в сети Интернет: мошенничество в сети (признаки мошеннических действий, защита персональной информации, способы противодействия мошенничеству) .

Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)

Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, авиа- и водного транспорта (на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна)

 4 класс (34 ч)

Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации . Права и обязанности гражданина Российской Федерации Президент Российской Федерации — глава государства . Политико-административная карта России . Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники

Города России Святыни городов России Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции Праздники и памятные даты своего региона

Уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России

История Отечества . «Лента времени» и историческая карта . Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей

Наиболее значимые объекты Списка всемирного культурного наследия в России и за рубежом Охрана памятников истории и культуры Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края

Правила нравственного поведения в социуме Человек и природа Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле . Характеристика планет Солнечной системы . Естественные спутники планет Смена дня и ночи на Земле Вращение Земли как причина смены дня и ночи

Времена года, их особенности (на основе наблюдений) Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений)

Наблюдения в окружающей среде и опыты по исследованию природных объектов и явлений

Наиболее значимые природные объекты Списка всемирного наследия в России и за рубежом Международная Красная книга . Экологические проблемы и пути их решения .

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира

Правила нравственного поведения на природе Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы) Причины смены природных зон Экологические связи в природных зонах

Правила безопасной жизни. Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек

Безопасность в сети Интернет: поиск достоверной информации (поиск и опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов)

Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха)

Правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Описание места учебного предмета, курса

    На изучение курса «Окружающий мир» в авторской программе отводится 270 ч:

1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).

Данная рабочая  программа   рассчитана на 135 часов: 1 класс- 33 часа  ( 33 учебные недели), 2-4 классы- 34 часа (34 учебные недели) .

  Это связано с уменьшением количества часов по учебному плану с 2-ух часов в неделю на 1 час.

Сокращение количества часов выполнено за счёт:

  • Изучение тем схожих по содержанию в курсе Кубановедения.
  • За счёт синтезирования тем схожих по содержанию.

                                Таблица распределения часов:

Авторская

и/или  примерная

программа

Рабочая

программа

1

1 класс

Задавайте вопросы!

1 ч.

1 ч.

2

«Что и кто?»

20 ч.

10 ч.

3

«Как, откуда и куда?»

12 ч.

6 ч.

4

«Где и когда?»

11 ч.

5 ч.

5

«Почему и зачем?»

22 ч.

11 ч.

2 класс

6

«Где мы живём?»

4 ч.

2 ч.

7

«Природа»

20 ч.

10 ч.

8

«Жизнь города и села»

10 ч.

5 ч.

9

«Здоровье и безопасность»

9 ч.

5 ч.

10

«Общение»

7 ч.

3 ч.

11

«Путешествия»

18 ч.

9 ч.

3 класс

12

«Как  устроен мир»

6 ч.

3 ч.

13

«Эта удивительная природа»

18 ч.

9 ч.

14

«Мы и наше здоровье»

10 ч.

5 ч.

15

«Наша безопасность»

7 ч.

3 ч.

16

«Чему учит экономика»

12 ч.

6 ч.

17

«Путешествия по городам и странам»

15 ч.

8 ч.

4 класс

18

«Земля и человечество»

9 ч.

4 ч.

19

«Природа России»

10 ч.

5 ч.

20

«Родной край – часть большой страны»

15 ч.

8 ч.

21

«Страницы Всемирной истории»

5 ч.

3 ч.

22

«Страницы истории России»

20 ч.

10 ч.

23

«Современная  Россия»

9 ч.

4 ч.

ИТОГО:

270 ч.

135ч.

1 класс (33 часа)

Раздел учебного курса

кол-во

часов

Основные виды деятельности

обучающихся (на  уровне УУД)

Задавайте вопросы!

Введение. Задайте вопросы?

1

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

Духовно-нравственное  воспитание

Эстетическое воспитание

«Что и кто?»

Что такое Родина?

 Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

Что у нас над головой?

Что у нас под ногами?

Что общего у разных  растений

Что растёт на подоконнике?

Что растёт на клумбе?

Что это за листья?

Что такое хвоинки?

Кто такие насекомые?

Кто такие рыбы?

Кто такие птицы?

Кто такие звери?

Что окружает нас  дома?

Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным?

На что похожа наша планета?

Проверочная работа  по разделу «Что и кто?».

Проект  «Моя малая Родина» 

10 ч

- рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию по теме урока

— работать в паре: рассказывать (по фотографиям  личным впечатлениям) на тему урока

— работать со взрослыми: находить информацию относящуюся к теме урока

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

-оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

-наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;

— моделировать форму Солнца;

— работать в паре: моделировать форму созвездий;

— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями

— выполнять тестовые задания учебника

Гражданско- патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Формирование представлений о ценности научного познания

«Как, откуда и куда?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Откуда в наш дом приходит

электричество?

Как путешествует письмо?

Куда текут реки?

Откуда берутся снег и лёд?

Как живут растения?

Как живут животные?

Как зимой помочь птицам?

Откуда берётся и куда девается мусор?

Откуда в снежках грязь?

Проверочная работа  по разделу «Как, откуда

и куда?»

Проект «Моя семья»         

— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

— работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;

— практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;

— наблюдать зимующих птиц, различать

зимующих птиц по рисункам и в природе;

— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

— практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;

— запомнить правила подкормки птиц;

— обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- иллюстрировать их наглядными материалами;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;

— обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;

- иллюстрировать их наглядными материалами;

Экологическое воспитание

Трудовое воспитание

Формирование представлений о ценности научного познания

Где и когда?  

Когда придёт суббота?

Когда наступит лето?

Где живут белые медведи?

Где живут слоны?

Когда появилась одежда?

Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

Проверочная работа  по разделу «Где и  когда?».

Проект «Мой класс и моя школа».

— высказывать предположения о причине возникновения эха

— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;

— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;

Формирование представлений о ценности научного познания

Духовно-нравственное воспитание

Почему и зачем?

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Почему Луна бывает разной?

Почему идёт дождь и дует ветер?

Почему звенит звонок?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Зачем нам телефон и телевизор?

Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда?

Зачем строят корабли?

Почему в автомобиле и в поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила  безопасности?

Зачем люди осваивают космос?

Почему мы часто слышим слово  «экология»?

Проверочная работа  по разделу «Почему и зачем?».

Проект  «Мои  домашние питомцы»

11ч

презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов);

— оформлять фотовыставку;

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

— работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку;

— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои

- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд

формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

-наблюдать за дождями и ветром;

- работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя

( ливень, косохлёст, ситничек);

- обсуждать, почему и как следует беречь уши;

- работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А,В,С в жизнедеятельности организма;

- запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

- различать средства связи и средства массовой информации;

- рассказывать ( с опорой на фото в учебнике) о видах телефонов;

- работать в паре: сравнивать старин. и современ. предметы

( телефоны, телевизоры, радиоприёмники) ;

- моделировать ситуации вызова экстрен. помощи по телефону;

- классифицировать автомобили и объяснять их назначение;

- работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороге, осуществлять самоконтроль;

- обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

- работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасат. Средствами на корабле и в самолёте;

--отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои достижения  на уроке.

-  рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

-моделировать экипировку космонавта;

- участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;

-отвечать на итоговые вопросы и  оценивать свои достижения  на уроке.

- оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

-выступать с сообщениями, - обсуждать выступления учащихся;

Физическое воспитание  формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Экологическое воспитание

2 класс (34 часа)

Раздел учебного курса.

Тема

кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на  уровне УУД)

«Где мы живём?»  

Родная  страна.

Проект « Город и село.»

Природа и рукотворный мир

Проверочная работа по разделу

 

- различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России;

- анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны,

-приводить примеры народов России,

-различать национальные языки и государственный язык России;

- работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

-оценивать свои достижения на уроке.

- сравнивать город и село;

- рассказывать о своём доме по плану;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- собирать информацию о выдающихся земляках;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий;

Гражданско- патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

 Эстетическое воспитание

Природа

Неживая и живая природа. Явления природы

Что такое погода?

В гости к осени.

Звёздное небо.

Заглянем в кладовые Земли.

Про воздух и про воду.

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

 Невидимые нити  

Дикорастущие и культурные растения Комнатные растения  

Дикие и домашние животные Животные живого уголка  

Про кошек и собак  

Красная книга. Будь природе другом!

Проект «Красная книга» 

Проверочная работа по разделу

10 ч

различать объекты природы и  предметы рукотворного мира; работать в паре и группе;

 - классифицировать объекты окружающего мира;

- формулировать выводы из изученного материала

- различать объекты неживой и живой природы;

- работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

-приводить примеры явлений неживой и живой природы и сезонных изменений

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа.

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии;

- прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе

-находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе,  Интернете;

 - исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах;

- формулировать выводы, рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека,  работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; находить информацию об охране воздуха и воды родного края.

- использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

- подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета

сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору).

- выявлять причины исчезновения  изучаемых растений и животных;

- предлагать и обсуждать меры по их охране;

Экологическое воспитание

Формирование представлений о ценности научного познания

Жизнь города и села

Что такое экономика

Из чего что сделано.

Как построить дом?

Какой бывает транспорт

Культура и образование.

Все профессии важны.

В гости к зиме.

 Проверочная работа по разделу

Проект Профессии»

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов;

- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом;

- извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

- классифицировать предметы по характеру материала;

- прослеживать производственные цепочки, моделировать их,  приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

- рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям);

- сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского;

- рассказывать о строительных объектах в своём селе;

- предлагать вопросы к тексту.

- классифицировать средства транспорта;

- узнавать транспорт служб экстренного вызова;

- запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03.

- различать учреждения культуры и образования;

- приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

- определять названия профессий по характеру деятельности;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- формулировать выводы;

- распределять обязанности по подготовке проекта;

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

Трудовое воспитание

Гражданско- патриотическое воспитание

Здоровье и безопасность

 Строение тела человека

Если хочешь быть здоров.

Берегись автомобиля Школа пешехода.

Домашние опасности

Пожар.

На воде и в лесу.

Опасные незнакомцы

Проверочная работа по разделу

- познакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений.

- называть и показывать внешние части тела человека;

- определять на муляже положение внутренних органов человека;

- моделировать внутреннее строение тела человека.

- рассказывать о своём режиме дня;

- составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- различать продукты растительного и животного происхождения;

- формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

- моделировать сигналы светофоров;

- характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- соотносить изображения и названия дорожных знаков;

- формулировать правила движения по загородной дороге.

- формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- формулировать правила безопасного поведения в быту;

-узнавать правила по предложенным в учебнике знакам;

- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике.

- характеризовать пожароопасные предметы;

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

- рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности

Физическое воспитание  формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия

Общение

Наша дружная семья. Проект «Родословная».

В школе.

Правила вежливости.  

Ты и твои друзья

Мы -зрители и пассажиры.

Проверочная работа по разделу

3 ч

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива;

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект.

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения;

- моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

- формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

- формулировать правила этикета в гостях.

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

Путешествия

Посмотри вокруг.

Формы земной поверхности  

Водные богатства

В гости к весне

(экскурсия)

Россия на карте

Проект «Города России»

Путешествие по Москве

Московский кремль

Город на Неве  

Путешествие по планете и материкам

Страны мира.

Впереди лето

сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

- формулировать вывод о форме Земли.

- находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе;

- знакомиться с устройством компаса и правилами работы

- осваивать приёмы ориентирования по компасу;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам.

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

- сравнивать по схеме холм и гору;

- характеризовать поверхность своего края

- различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

- обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

- знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

- моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

- сравнивать изображение России на глобусе и карте;

- соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

- осваивать приёмы чтения карты;

- учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

-описывать достопримечательности по фотографиям

- сравнивать глобус и карту мира;

- находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

- находить материки на карте мира;

- знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации;

- готовить сообщения и выступать с ними перед классом.

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

- находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей

- определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

Формирование представлений о ценности научного познания

Гражданско-патриотическое воспитание

Итого:      34 часа

3 класс (34 часа)   

Раздел учебного курса

кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на  уровне УУД)

Природа.

Человек.

Проект  «Богатства,  отданные людям»

Общество.

Что такое экология.

Природа в опасности!

- доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей;

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала,

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

на уроке

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека;

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека;определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, интернете;

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу;

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках;

Экологическое воспитание

Трудовое воспитание

Эта удивительная природа

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ.

П.Р.№1 Растворимости веществ

Воздух и его охрана. П.Р.№2 «Исследования и свойства воздуха»

Превращения и круговорот воды      Берегите воду!

П.Р.№ 3 « Исследование свойств воды»

Что такое почва.

Как разрушаются камни.

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.

Размножение и развитие растений.

Охрана растений

Разнообразие животных.

Кто что ест?

 Проект «Разнообразие природы родного края»

Размножение и развитие животных

Охрана животных

В царстве грибов.

Великий круговорот жизни.

растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах;

 -характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

-классифицировать тела и вещества;

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ;

- наблюдать опыт с растворением вещества;

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта;

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;

- наблюдать в ходе научного  эксперимента образование капель при охлаждении пара;

-высказывать предположения о состояниях воды в природе;

-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку; - наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные из учебника; - доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам;

-работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве

-высказывать предположения о плодородии почвы;

-классифицировать группы растений

- приводить примеры разнообразия растений;

-работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; характеризовать процессы образования и разрушения почвы;

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве

-высказывать предположения о плодородии почвы;

-классифицировать группы растений

- приводить примеры разнообразия растений;

- работать в группе определение растения с

помощью «Атласа-определителя»;                                   

Формирование представлений о ценности научного познания

Экологическое воспитание

Мы и наше здоровье

Организм человека. Органы чувств. Лабораторная работа « Опознавание предметов на ощупь и по запаху»

Надёжная зашита организма. Практическая работа № 4

« Свойства кожи»

Опора тела и движение.

Наше питание.

Проект  «Школа кулинаров»

Дыхание и кровообращение.

Умей предупреждать болезни.

Здоровый образ жизни. Проверочная работа

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;

- моделировать строение пищеварительной системы;

- приводить примеры правильного питания;

-составлять меню здорового питания;

характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме;

-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы;

-работать в паре;

-характеризовать факторы закаливания;

- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку;

-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний

-характеризовать понятие ЗОЖ;

-формулировать правила ЗОЖ;

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Наша безопасность  

Огонь, вода и газ

Чтобы путь был счастливым

Дорожные знаки

Проект «Кто нас защищает».

Опасные места.

Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

-моделировать сигналы светофора; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах.

-соотносить изображение и название дорожных знаков.

-объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций.

-формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков.

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов.

-учиться соблюдать изученные правила безопасности  

-характеризовать пожароопасные предметы.

-запомнить правила предупреждения пожара.

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Экологическое воспитание

Чему учит экономика

Для чего нужна экономика.

Природные   богатства . Полезные ископаемые.

Растениеводство. Практическая работа № 5 « Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану».

Животноводство.

Какая бывает промышленность

Проект «Экономика родного края»

Домашняя практическая работа № 6

« Исследование продуктов животноводства, используемых семьёй в течение дня».

Что такое деньги

Государственный бюджет.

Семейный бюджет.

Экономика и экология.

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

- обсудить проблему экологической ситуации

раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

- различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;

- характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

- работать с терминологическим словариком

- раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

- приводить примеры использование природных богатств;

- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

- раскрывать роль науки в экономическом развитии;

- актуализировать знания о полезных ископаемых полученные в 1-2 классах;

- определять полезные ископаемые с помощью атласа определителя; выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности

-характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

- соотносить продукцию и отросли промышленности;

- выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

- собирать информацию об экономике своего края;

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

-характеризовать понятия  виды обмена товарами;

- моделировать ситуации бартера и купли  продажи;

- раскрывать роль денег в экономики;

- различать денежные единицы разных стран

-характеризовать государственный бюджет и доходы;

- выявить взаимосвязь между доходами и расходами государства;

оформлять экспозицию музея;

— готовить сообщения (экскурсии по музею);

— презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах  Европы , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

— соотносить государства и их флаги;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей

— соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

— обсуждать цели международного туризма;

— работать с картой;

Формирование представлений о ценности научного познания

Трудовое воспитание

Путешествие по городам и странам.

Золотое кольцо России

Проект «Музей путешествий»

Наши ближайшие соседи. На севере Европы

Что такое Бенилюкс

В центре Европы Дом. Пр. работа № 7 « Выяснение в магазинах, какие товары поступают из из. стран».

По    Франции    и Великобритании

( Франция)

На юге Европы

По знаменитым местам мира

Проверочная работа по разделу

8 ч

прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

—рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

—узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

—составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры

— собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

— готовить сообщения (экскурсии по музею);

— презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

— работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах  Европы , подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

— соотносить государства и их флаги;

— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей

— соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

— обсуждать цели международного туризма;

— работать с картой;

Гражданско-патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

  4 класс 34 часа

Раздел учебного курса. Тема

кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

(на  уровне УУД)

Земля и

 человечество

Мир глазами астронома.

Планеты Солнечной системы.

Звёздное небо Великая книга Природы.

Мир глазами географа.

Мир глазами историка.

Когда и где?

Мир глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества.

- характеризовать особенности самой маленькой и самой большой планет Солнечной системы;

 - отличать планеты и их спутники;

 - моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси;

 - устанавливать связи между движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи и движением вокруг Солнца и сменой времен года;

- наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа);

- анализировать готовые схемы вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

 - находить в небе и на карте звездного неба атласа- определителя изучаемые объекты;

- моделировать изучаемые созвездия;

-  определять направление на север по Полярной звезде;

- выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

- составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

-характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

- посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

- обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

- характеризовать современные экологические проблемы;

- предлагать свои меры по решению экологических проблем;

- рассказывать о мире с точки зрения эколога

- рассказывать о причинах появления списка Всемирного наследия;

- различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;

- определять по карте мира расположение наиболее значимых объектов Всемирного наследия;

- определять объекты природного и культурного Всемирного наследия по фотография

Формирование представлений о ценности научного познания

Экологическое воспитание

Природа России

Равнины и горы России.

Моря, озёра и реки России.

Природные зоны России.

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей.

Пустыни.

У Черного моря

5 ч

- находить на физической карте России изучаемые географические объекты;

- различать холмистые, плоские равнины и плоскогорья;

- характеризовать формы рельефа России;

- находить на физической карте России изучаемые водные географические объекты;

- различать моря и озера;

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов

- различать физическую карту России и карту природных зон;

- находить на карте природные зоны России и характеризовать их;

- устанавливать взаимосвязь между освещенностью Солнцем поверхности Земли и широтным расположением природных зон;

-  работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;

- различать широтную и высотную поясность;

- находить на карте природных зон зоны высотной поясности;

- устанавливать взаимосвязь природных особенностей различных природных зон

-характеризовать природные особенности

- выявлять экологические связи в природных зонах

- прослеживать цепи питания

Формирование представлений о ценности научного познания

Экологическое воспитание

Родной край

– часть

большой

страны

Наш край

Поверхность нашего края

Водные богатства нашего края

Наши подземные богатства

Земля – кормилица

Жизнь леса и луга

Жизнь в пресных водах.

Растениеводство и животноводство в нашем крае.

Экскурсии в природные сообщества родного края.

Проверочная работа за первое полугодие.

Презентация проектов

(по выбору).

8 ч

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;

- моделировать знакомый участок поверхности своего края;

- сопоставлять карту своего региона с политико-административной картой России с целью выяснения местоположения региона;

- находить свой регион и его главный город на физической карте России и карте природных зон;

- характеризовать рельеф поверхности своего края в

соответствии с цветовым обозначением на физической карте;

- рассказывать о значении водных богатств в жизни людей;

- составлять список водных объектов (рек, озер, морей, прудов) своего региона;

- описывать одну из рек по данному в учебнике плану;

- составлять план описания озера (пруда);

- моделировать наиболее знакомый водный объект;

- находить на карте природных значки тех полезных ископаемых, которыми он обладает;

- работая в группах определять название полезного ископаемого, образец которого выдан учителем;

- выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

- извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

- различать виды почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона;

- моделировать тип почв своего региона;

- выявлять нарушения экологического равновесия по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем

Формирование представлений о ценности научного познания

Экологическое воспитание

Трудовое воспитание

Страницы всемирной истории

Начало истории человечества.

Мир древности: далёкий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытного общества;

- обсуждать роль огня и приручения животных;

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

- понимать роль археологии в изучении первобытного общества;

- определять по «ленте времени» длительность существования Древнего мира, Средневековья, Нового времени, Новейшего времени

- находить на карте местоположение древних государств;

- обобщать сведения о  государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;

-описывать по фотографиям  достопримечательности современных городов;

- понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

- прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

- обсуждать роль великих географических открытий

в истории человечества;

Гражданско- патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

«Страницы

истории России

Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси.

Страна городов.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья.

Куликовская битва.

Иван Третий.

Мастера печатных дел.

Патриоты России.

Пётр  Великий.

Михаил  Васильевич  Ломоносов.

Екатерина Великая.

Отечественная война 1812 года.

Страницы истории XIX века.

Россия вступает в XX век.

Страницы истории 1920- 1930-х годов.

Великая война и великая Победа.

Страна, открывшая путь в космос.

10ч

- характеризовать верования древних славян;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- характеризовать систему государственной власти  в IX-XI веках в Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника;

- находить на карте места сражений ;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

-  составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

- готовить праздник ко Дню Победы;

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- презентовать проект;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; - рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX-XXI веков;

- характеризовать верования древних славян;

- составлять план рассказа на материале учебника;

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XI веках;

- характеризовать систему государственной власти  в IX-XI веках в Древней Руси;

- отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

- обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

- обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

- развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

- характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

- рассказывать о монгольском нашествии, о Ледовом побоище по плану учебника;

- находить на карте места сражений ;

- прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

- составлять план рассказа о Куликовской битве;

- рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

- рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

-  составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;

- составлять план сценария о жизни М.В.Ломоносова;

- обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;

- высказывать свое отношение к личности М.В. Ломоносова;

- описывать достопримечательности Петербурга;

- сравнивать положение разных слоев российского общества;

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным строением страны;

- сравнивать герб России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

- обсуждать, в чем значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

- встречаться с ветеранами войны,  интервьюировать их;

- выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу;

- готовить праздник ко Дню Победы;

- составлять группу по интересам, распределять обязанности;

- подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- презентовать проект;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях

их взаимосвязь;

Гражданско- патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

Духовно–нравственное воспитание

Современная

Россия  

Основной закон России и права человека.

Мы – граждане России.

Славные символы России.

Такие разные праздники.

Путешествие по России

Проверочная работа за второе полугодие.

Презентация проектов

( по выбору).

подбирать материал из различных источников в соответствии с инструкцией в учебнике;

- составлять план и текст доклада;

- презентовать проект;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- презентовать проект;

- анализировать закрепленные в Конвенции права ребенка;

- обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

- следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам);

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб РФ от гербов других государств;

- выучить текст гимна РФ, знать, в каких случаях он исполняется и правила его исполнения, знакомиться с историей гимнов России, отличать  гимн РФ от гимнов других государств;

- обсуждать, зачем государству нужны символы;

- моделировать символы своего класса, семьи;

Гражданско- патриотическое воспитание

Эстетическое воспитание

Духовно–нравственное воспитание

ИТОГО: 34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...