Организация исследовательской деятельности учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Баранова Светлана Александровна

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности учащихся  

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

     Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Методики раннего обучения – предмет давних споров специалистов. Одни педагоги и родители склонны обучать своих детей с самого раннего возраста чтению, письму, иностранным языкам, давать ребёнку разностороннюю информацию из сферы естествознания, но ещё больше тех, кто категорически против какого то ни было раннего обучения. Разногласия и споры среди специалистов ведутся и по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, - одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети по природе своей исследователи.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Учебное пособие, которое я использую в своей педагогической деятельности,  помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

В данный учебно-методический комплект кроме рабочей тетради «Я – исследователь» входит методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».

Изучив «Методику исследовательского обучения младших школьников», в сентябре 2009 – 2010 учебного года я провела несколько вводных занятий. Цель этих занятий:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

- выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

        Чтобы провести исследование необходимо применить следующую последовательность:

  1. Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые  хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
  9. Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
  10. Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные в тетради задания, учащиеся осваивают приёмы проведения исследований.

        Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.

Слайд № 5 «Какими могут быть темы исследования»

        Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  • фантастические;
  • экспериментальные;
  • теоретические.

        После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.

        Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.

        Как составить план работы?

        Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод –это  способ, приём познания явлений окружающего мира.

  • Подумать самостоятельно;
  • Посмотреть книги о том, что исследуешь;
  • Спросить у других людей;
  • Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
  • Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • Понаблюдать;
  • Провести эксперимент.

        Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.

        Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?

1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.

2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.

5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.

8. Подготовить текст сообщения.

9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.

10. Приготовиться к ответам на вопросы.

        Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. А авторы заканчивают рабочую тетрадь «Я – исследователь» такими словами:

   Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская  работа завершена.
       Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!

В результате работы по учебному пособию

Учащиеся 4 класса знают:

-структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;

-основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

-основные информационные источники поиска необходимой информации;

-способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся 4 класса умеют:

-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;

-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

-планировать учебно-исследовательскую деятельность;

-пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

"Организация исследовательской деятельности учащихся"

—Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...