Организация исследовательской деятельности учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.
Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.
Методики раннего обучения – предмет давних споров специалистов. Одни педагоги и родители склонны обучать своих детей с самого раннего возраста чтению, письму, иностранным языкам, давать ребёнку разностороннюю информацию из сферы естествознания, но ещё больше тех, кто категорически против какого то ни было раннего обучения. Разногласия и споры среди специалистов ведутся и по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, - одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети по природе своей исследователи.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В современной образовательной практике возрастает значение исследовательского обучения детей. Учебное пособие, которое я использую в своей педагогической деятельности, помогает включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
В данный учебно-методический комплект кроме рабочей тетради «Я – исследователь» входит методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Изучив «Методику исследовательского обучения младших школьников», в сентябре 2009 – 2010 учебного года я провела несколько вводных занятий. Цель этих занятий:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
- выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.
Чтобы провести исследование необходимо применить следующую последовательность:
- Актуализация проблемы. (Найти проблему и определить направление будущего исследования).
- Определение сферы исследования. (Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).
- Выбор темы исследования. (Попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
- Выработка гипотезы. (Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
- Выявление и систематизация подходов к решению. (Выбрать методы исследования).
- Определить последовательность проведения исследования.
- Сбор и обработка информации. (Зафиксировать полученные знания).
- Анализ и обобщение полученных материалов. (Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
- Подготовка отчёта. (Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
- Доклад. (Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Для того чтобы научиться добывать самостоятельно знания и проводить собственные исследования надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные в тетради задания, учащиеся осваивают приёмы проведения исследований.
Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если учащийся точно знает, что его интересует в данный момент. Если же ученику трудно определится с темой, то ему можно предложить ответить на следующие вопросы. Если эти вопросы не помогли, то посоветовать ученику обратиться к взрослым или одноклассникам. Может быть, кто-то подскажет интересную идею, тему будущего исследования.
Слайд № 5 «Какими могут быть темы исследования»
Все возможные темы можно условно распределить на три группы:
- фантастические;
- экспериментальные;
- теоретические.
После того как сформулирована тема исследования, необходимо подумать над целями и задачами работы.
Для решения проблемы потребуется гипотеза или даже несколько гипотез-предположений по теме исследования. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную, поставить на первое место.
Как составить план работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод –это способ, приём познания явлений окружающего мира.
- Подумать самостоятельно;
- Посмотреть книги о том, что исследуешь;
- Спросить у других людей;
- Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
- Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
- Понаблюдать;
- Провести эксперимент.
Учащиеся выбирают методы, которые помогут проверить гипотезы. Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, сбор и обработка информации, на помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы, проводят исследование. Желательно, чтобы данный этап работы проходил краткосрочно, так как дети младшего школьного возраста быстро теряют интерес к проделанной работе. В это время организую индивидуальные консультации. Во время консультаций помогаю систематизировать собранную информацию.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Что же для этого требуется?
1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Есть несколько правил, которых необходимо придерживаться в работе, если ученик желает, чтобы его работа была успешной. Правила эти несложны, но эффект от них велик. Эти правила выдаю учащимся в виде памяток. А авторы заканчивают рабочую тетрадь «Я – исследователь» такими словами:
Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена.
Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!
В результате работы по учебному пособию
Учащиеся 4 класса знают:
-структуру учебно-исследовательской деятельности учащихся;
-основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования;
-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
-основные информационные источники поиска необходимой информации;
-способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся 4 класса умеют:
-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов;
-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
-планировать учебно-исследовательскую деятельность;
-пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
"Организация исследовательской деятельности учащихся"
Организация учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному из...
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....
Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе
Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Конструирование урока с использованием технологии организации исследовательской деятельности учащихся
Урок направлен на формирование УУД младших школьников....