Конструирование урока с использованием технологии организации исследовательской деятельности учащихся
учебно-методическое пособие (русский язык) по теме
Урок направлен на формирование УУД младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конструирование урока с использованием технологии организации исследовательской деятельности учащихся
Краткое содержание деятельности учителя при подготовке урока-исследования:
- Сформулировать обобщение урока.
- Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение.
- Определить тип учебного исследования (открытие нового или доказательство существующего правила).
- Сконструировать проблемную ситуацию.
- Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
1-й шаг:
Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока).
Например: «Разные насекомые по-разному готовятся провести зиму. Существуют разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения потомства».
2-й шаг:
Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Учитель планирует для самостоятельного изучения как материал из учебника, так и несколько текстов, специально подготовленных им по материалам энциклопедий и познавательных журналов.
Эти материалы должны быть различны по уровням сложности.
Организуя исследование в малых группах, учитель осуществляет дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных возможностей.
3-й шаг:
Определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае.
Для детального изучения большого объёма нового материала – занятие строится в дедуктивной логике, если планируется общее ознакомление с обширным материалом по теме – стоит выбрать индуктивную логику построения.
4–й шаг:
Сконструировать проблемную ситуацию для учеников, их мотивацию, спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение.
При этом учитель учитывает реальные возможности учащихся. Слишком трудное или слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.
Выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребёнка такого вопроса, ответом на который и будет являться планируемое обобщение.
Поэтому очень важно определить, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, ради чего учитель планирует свой урок-исследование.
Например:
На уроке, «Общие признаки растений», ученики приходят к обобщению: «Растения, как все живые существа, растут, развиваются, размножаются, дышат, проявляют раздражимость и обмен веществ. Но только растения образуют органические вещества из неорганических, при этом выделяя кислород, и способны к неограниченному росту».
Этот вывод-обобщение отвечает на вопрос: «Каковы признаки растений и что их отличает от животных?». Этот вопрос возникает у учащихся в результате выполнения задания, предложенного учителем на этапе мотивации.
5-й шаг, организационный:
Продумать состав рабочих групп;
Распределить материал для изучения по группам;
Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего поиска;
Если на уроке предполагается этап применения, то необходимо продумать содержание этого этапа (на основе результатов проведенного исследования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.
Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...
Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках и в системе внеурочной деятельности" с презентацией
Бикбаева Людмила Фарсановна....
Приемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке
Учебная деятельность сложна для ребенка, но и увлекательна одновременно – наша задача – поддержать, направить и развить стремление детей к знаниям.В статье рассматриваются приемы организации исследова...
Доклад на тему: "Принципы и технологии организации исследовательской деятельности учащихся"
Исследовательская деятельность является актуальным направлением работы учителя с детьми....
Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"
В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...
Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.
Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...
Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого ...