Сообщение на тему «Личностно – ориентированный урок как средство развития основных БУД»
методическая разработка
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Личностно – ориентированный урок как средство развития основных БУД» | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированный урок -- как средство развития основных БУД
В последние годы личностно - ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Главным направлением деятельности коррекционной школы является личностно- ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности каждого ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка.
Что же означает понятие «личностно ориентированный подход»?
Это:
-Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
-Ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним.
-Учет индивидуальных особенностей в процессе обучения.
-Создание психолого-педагогических условий для каждого обучающегося.
Личностно-ориентированное учение – обучение, где в центре внимания
стоит личность ребенка, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированный подход на уроке -- это методологическая ориентация в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка,
развитие его индивидуальности
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода в коррекционной школе:
- личностно-ориентированное обучение
- технология саморазвивающего обучения
-педагогические технологии адаптивной школы;
- гуманно-личностная технология - игровые технологии;
-технологии уровневой дифференциации;
- технология индивидуального обучения
(индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- технология «Педагогические мастерские»
ФГОС основного общего образования является стандартом коррекционной школы, в котором максимально учтены особенности учащихся, необходимые для обеспечения их успешности (личностной и профессиональной).
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).
Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
БУД способствуют:
- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;
- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных БУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действиями моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности речи.
Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.
Приемы педагогической коррекции:
- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;
- специальные приемы организации обучения;
- логические приемы переработки учебной информации;
- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Приемы психологической коррекции:
- доверие к личности ребенка;
- формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;
- анализ конфликтных ситуаций;
- безусловное принятие;
- игнорирование;
- эмоциональное поглаживание;
- ассоциации;
- сочувствие;
- обратная связь;
- моделирование желаемого поведения;
- релаксация;
- ритуалы.
Приемы логопедической коррекции:
- повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
- повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;
- изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;
- выделение определенного звука из ряда других звуков;
- дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;
- дефференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- прием удлинения и варьирования слогов;
- анализ и синтез слогов, слов;
- сопоставление и распространение предложений, рассказов;
- употребление и преобразование грамматических форм;
- выделение ударных и безударных гласных;
- рисование буквы;
- обводка, штриховка букв;
- логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т.д.
Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование БУД.
Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий.
Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.
В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.
Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода:
игровые технологии,
технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования,
контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения,
общих алгоритмов действий в ориентировке,
исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.
Работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма, умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:
- не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;
- поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
- используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
- проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
- используйте различные типы рефлексии (коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
- при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
- самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».
Урок – одна из форм организации учебного процесса. Совершенствование урока – главнейшее условие повышения качества обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их успешной социализации
Личностно - ориентированный урок в коррекционной школе, реализуемый с учетом его ценностей, педагогических целей отличается от традиционного урока
Традиционный урок
-Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков
-Распределяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий
-Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель
-Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими детьми
-Осуществляет планирование детской деятельности в определенном русле
-Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки
-правила поведения в классе и следит за их выполнением
-Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виновных
Таким образом, личностно-ориентированное обучение предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений.
Личностно-ориентированный урок
-Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта
-Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решений этих заданий
- Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала
-индивидуальную работу с каждым ребенком
-Помогает детям самостоятельно спланировать деятельность
-Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
-Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение
-Побуждает детей обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.
И хочу представить этапы урока, что мы делали раньше, и что сейчас требуется по внедрению ФГОС.
1.Организационная часть
• Раньше: Цель: создать рабочую атмосферу.
Действия: приветствие, проверка готовности учащихся и оборудования, выявить отсутствующих.
• Сейчас: Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу.
Действия: осуществить эмоциональный настрой, настроить детей на веру в себя, в получение знаний.
2.Сообщение темы и цели урока
• Раньше Цель: сообщить тему и цель урока в готовом виде.
Действия: тема записывается на доске или озвучивается вместе с целью.
• Сейчас Цель: определить вместе с учеником тему и цель; составить план урока; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи урока.
Приёмы: проблемная ситуация; групповая, парная, фронтальная работа.
3.Актуализация опорных знаний и умений
• Раньше Цель: повторить пройденный материал, который лежит в основе новых знаний.
Формы: индивидуальные, фронтальные, комбинированный опросы учащихся.
• Сейчас Цель: повторить, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ученика в конкретную деятельность по решению учебных задач.
Формы: создание ситуации успеха; практическая работа; высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.Изучение нового материала.
• Раньше Цель: формирование новых знаний и умений.
Действия: объяснения учителя; самостоятельное изучение по учебнику; фронтальная беседа.
• Сейчас Цель: формирование новых способов решения поставленных учебных задач.
Действия: создание проблемной ситуации; организация обмена мнениями; открытие нового знания путём поиска решения поставленной задачи; использование видео - аудио материалов, Интернет ресурсов; дидактические игры.
5.Закрепление изученного материала.
• Раньше Цель: закрепить новый материал
Формы: опрос-закрепление; самостоятельная работа.
• Сейчас Цель: подтверждение выдвинутых гипотез; убеждение в правильности вариантов решения поставленных учебных задач.
Формы: корректировка своих знаний; высказывание и обоснование своей точки зрения; выполнение практической работы в группах или парах; организация диалога
6.Оценивание работы учащихся
• Раньше Цель: оценка работы каждого ученика на уроке.
Действия: выставление отметок учащимся за работу на уроке; сообщение и обоснование выставленных оценок.
• Сейчас Цель: самооценка учеником своих учебных достижений.
Действия: сопоставление учебных результатов решения учебных задач с полученным результатом своей деятельности на уроке; самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.
7.Итог урока
• Раньше Цель: подведение итога урока
Формы: Опрос-беседа Окончание урока
• Сейчас Цель: сообщение результатов решения учебной задачи.
Формы: повторения плана и цели урока; сопоставление цели урока с его результатом; обоснование своей точки зрения по уроку; рефлексия.
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
Сообщение на тему
«Личностно – ориентированный урок как средство развития основных БУД»
Подготовила учитель
I категории
Алферова Л.В.
Смоленск
2019 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД
Личностно-ориентированный урок...
Личностно- ориентированный урок как средство развития основных видов УУД.
доклад в рамках ФГОС...
выступление на ШМО "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"
Выступление из опыта работы о подготовке и проведении уроков с использованием технологии личностно-ориентированного обучения....
Доклад. Тема: «Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»
Доклад на тему "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"...
«Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»
Технология примменения...
Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД
Выступление на заседании кафедры учителей начальных классовСовременный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим сред...
"Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов универсальных учебных действий "
Виды универсальных учебных действий....