Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД
материал

Борисова Марина Владимировна

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов

Современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. При этом личностно-ориентированный урок по-прежнему остается одним их самых актуальных способов достижения педагогических и воспитательных задач. Сущность такого урока – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту собственной жизнедеятельности учащихся, а также признание самобытности и уникальности каждого ученика в отдельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_urok_borisova.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №23» г.о. Саранск

Личностно-ориентированный урок

как средство развития основных видов УУД

(выступление на заседании кафедры учителей начального обучения)

                                              Подготовила: Борисова М.В.,

                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МОУ «Гимназия №23»

        

Саранск, 2018 г.

Проблема личностно-ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. В существующей практике обучения мы зачастую сталкиваемся с неоднородностью состава учащихся одного класса по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям, по интересам, по национальному признаку, по уровню воспитанности. Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Как это сделать, чтоб урок для всех учащихся стал общий? Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов в учебе? Помочь ученику в его становлении личности, в развитии его познавательных возможностей? Личностно-ориентированные технологии позволяют решать поставленные задачи. Личностно-ориентированное обучение – это то обучение, в процессе которого происходит целенаправленное развитие личности. Л.С. Выготский отмечал, что там, где человек чувствует себя источником поведения и деятельности, он поступает личностно. Личностно-ориентированное обучение – это обучение, при котором обучающийся чувствует себя его источником и субъектом.

Слабым и инертным детям в школе приходится «ломать» себя, приспосабливаться к требованиям обучения. Но у таких детей есть и свои преимущества. Например, в ситуациях, требующих монотонной, однообразной работы, такие дети проявляют себя лучше, чем дети с сильной нервной системой. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой - чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Но возникают и такие ситуации, когда ученикам с сильной нервной системой приходится нелегко. При однообразной, монотонной работе они испытывают чувство раздражения, неудовольствия и начинают отвлекаться. Им с трудом удается работать по шаблону, по алгоритму.

Прежняя психологическая установка учителя «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель» уступило место новой психологической установке для учащегося «возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного "

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей; 

 - успеваемость по основным предметам; 

 -уровень развития речи;  

-степень владения русским языком;  

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; 

-стремление принимать и решать учебную задачу

-навыки общения со сверстниками; 

 - умение контролировать свои действия на уроке.

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Нет сомненья, что современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. При этом личностно-ориентированный урок по-прежнему остается одним их самых актуальных способов достижения педагогических и воспитательных задач. Сущность такого урока – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к опыту собственной жизнедеятельности учащихся, а также признание самобытности и уникальности каждого ученика в отдельности. Бесспорно, все эти условия создают прочную основу для формирования и развития основных видов универсальных учебных действий современных школьников.

Но возможно ли такое развитие в классе, где 25–30 (а то и более) учеников и каждый индивидуален по-своему? Ответ не прост. От учителя требуется при этом не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и более тщательное изучение и использование в практике отдельных педагогических позиций.

Во-первых, любое новое знание должно опираться на субъективный опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности. Ученик, как носитель субъективного, личностно значимого для него опыта должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель. В процессе реализации этого принципа у учащихся формируются такие универсальные учебные действия как: личностное самоопределение, оценивание усваиваемого материала, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечение личностного морального выбора и др.

Во-вторых, при подготовке к уроку учителю необходимо учитывать психофизические особенности учеников. Особое значение при этом педагогу необходимо уделить подбору и использованию в ходе урока дидактического материала. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом, создавая, таким образом, благоприятные условия для развития умения постановки учебной задачи, определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Хотелось бы также подчеркнуть, что подобный подбор дидактического материала способствует развитию познавательных действий учащихся (поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме).

 В-третьих, учебное общение на уроке должно быть построено таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявить себя.  Этот педагогический принцип лежит в основе развития таких универсальных учебных действиях как: внесение необходимых корректив и дополнений в план, внесение дополнений в способ действия, выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, выбор оснований и критериев для сравнения объектов, выведение следствий, установление причинно-следственных связей. Хотелось бы также отметить, что при подготовке к личностно-ориентированному уроку, учитель должен взять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления. Таким образом, учитель создает прочную основу для формирований коммуникативных учебных действий учеников (планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками).

Для успешной реализации вышеупомянутых педагогических принципов можно использовать следующие формы урока:


- уроки  с измененными способами организации (урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок встреча);

- уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок-выставка, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок-портрет);

- уроки с игровой состязательной основой (урок-игра: «Придумай проект», проверочный кроссворд, игра-обобщение,  урок типа КВН,  урок-эстафета, конкурс, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина, урок-тест);

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (парный опрос, урок-зачет,  урок-практикум, итоговое собеседование, ученическая конференция).

В отличие от традиционного   личностно — ориентированный урок изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируется на анализ процессуальной деятельности ученика, а не только на анализ результатов. Модифицируется позиция ученика — к функциональному творчеству от старательного исполнения. Меняется его мышление: оно становится рефлексивным – нацеленным на результат. Видоизменяется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное ведь в том, что учитель должен организовать оптимальные условия для развития личности учащихся, а не только давать знания.

      Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания. Давайте обратимся к документу – к ФГОС НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.

Приведу несколько пунктов из «Федерального государственного образовательного стандарта».  Они гласят так:

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для самостоятельного успешного освоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

        Обратите внимание, что требования стандарта нас ориентируют на развитие личности школьника в целом.

Целью урока является   -     создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы анализировать способы  работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

      Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью имеет свою специфику.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

        Признаки лично-ориентированного обучения.

- Использование субъективного опыта ребенка

- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

- Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха.

       Урок в личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие.

 Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше.

Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. 

Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.

        Существует много видов заданий для развития индивидуальности в рамках урока. 

1.Задания на создание возможностей самопознания.   По заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить работу, сделать вывод о том, что получилось, а что нет. Оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умею ли я ставить учебные цели, планировать работу).

2. Задания на создание возможностей для самоопределения («Выбирай себя»). Задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной балл.

3.Задания на включение самореализации («Проверь себя»). Задания, предполагающие реализацию себя в определенных ролях. Задания требующие творчества в способе учебной работы (переделать в схему, провести опыт).

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно»). Обычные творческие совместные задания, но без какого- либо распределения учителем ролей, работа в парах, игровые задания. Задания, предполагающие взаимопомощь,   

5. Задания и группа приемов организации совместной работы направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствоваться и саморазвиваться .(«Меняй себя ради себя »). Каждому ребенку оценить свою работу, на основе заданных учителем критериев.

  Очень хорошо если ребенок совместно с педагогом составит «Цепочку достижений», где прослеживаются все его успехи.      

        В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий, среди которых самыми распространенными и эффективными являются:

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- проектная деятельность;

- уровневая дифференциация;

- портфолио;

- технология развития критического мышления;

- проблемно-диалогическое обучение;

- информационные технологии.

        Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические      и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.

Литература

Алецкая И. Личностно ориентированный образовательный процесс. // Начальная школа плюс. – 2006, №12. – с.11.

Вострякова С.А., Николаева И.В., Организация личностно-ориентированного обучения в школе, http://festival.1september.ru , 2010.

Гребнёва В., Щербаченко И. Как понять и принять ребёнка во всей полноте. //Народное образование. – 2006,№8. – с.201-211

Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок: научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2. – 30-36

Зайцев С. В. Личностно-ориентированное обучение младших школьников //Директор школы. -2005, №3.-с.56-63; №4. – с.57-65

«Личностно-ориентированные технологии обучения»: В кн.:Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. – с.200-234

Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. // Завуч. – 2006, №2. – с.5-115

Разина Н.А.  Технологические характеристики личностно-ориентированного урока. // Завуч. – 2004,№3. – с.125-127

Якиманская И. Личностно-ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки её деятельности. // Директор школы. – 2003, №6. – с.27-37

Никодимова Е.А. Внедрение личносто - ориентированных технологий //Школьные технологии. -2004, №6.-с.124-132



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на ШМО "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"

Выступление из опыта работы о подготовке и проведении уроков с использованием технологии личностно-ориентированного обучения....

Доклад. Тема: «Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»

Доклад на тему "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"...

Личностно- ориентированный урок как средство развития основных видов УУД

Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особеннос...