"Нейропсихологические упражнения, как средство совершенствования навыка письма у младшего школьного возраста"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Рада приветствовать всех!
В данном материале предлагаю ознакомиться с нейропсихологическим подходом в коррекции дисграфии.
Проблема трудностей в освоении образовательной программы рассматривается в трудах многих отечественных и зарубежных ученых (Ананьев Б.Г, Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Дж. Варгас, И.В. Дубровина, Безруких М. М., Дубровинская Н. В., Н.П. Локалова, Р. И. Лалаева, Р. Е. и др.). Современное состояние проблемы говорит о необходимости создания особых условий для развития личности обучающегося с целью преодоления трудностей в освоении образовательной программы (С.В. Алехина, Н.Н. Малофеев, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов). На данный момент разработана нормативно-правовая база, регламентирующая создание таких условий, где одним из условий является проведение коррекционно-развивающей работы с данной категорией учеников (ст. 42 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ «Психологопедагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»). Таким образом, существует необходимость к рассмотрению подходов к коррекционной работе по трудностям в освоении образовательной программы: педагогический подход (Я. Коменский, А.В. Хуторской), психологический подход (В.В. Гладкая, Н.П. Локалова, Р. И. Лалаева), нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман, Н.М Пылаева), комплексный подход (М.М. Безруких, И.В. Дубровина, В.А. Козлова). Комплексный подход включает в себя различные компоненты образовательного процесса: организация обучения, работа с детьми, коррекционно-развивающая работа, работа с родителями и др.[4]. Однако комплексное решение проблемы порой бывает недоступно по ряду причин: низкий уровень компетентности педагога, недостаточность специалистов различного профиля, низкие воспитательные возможности семьи (неблагополучные семьи) и др. В связи с этим рассматриваются отдельные подходы. В педагогическом подходе уделяется большое внимание вопросу «как преподавать», для того, чтобы обучающиеся успешно освоили необходимые знания, умения, навыки. При этом данный подход не обеспечивает устранение первопричины появления этих ошибок. Психологический подход дает нам понимание проблемных зон возникновения трудностей с позиции психологического развития и воспитания ребенка, не учитывая его психофизиологическую зрелость. При данном подходе эффективность работы будет также зависеть и от правильного медикаментозного лечения, дополнительного сопровождения с целью физиологического развития ребенка (например: занятия по лечебной физкультуре, занятия по развитию общей и мелкой моторике). В то время как нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина, Ж.М. Глозман) учитывает различные характеристики обучающегося, степень его зрелости относительно возрастных норм (с учетом дифференциальной диагностики). Нейропсихологическая коррекция позволяет работать с первопричинами трудностей в освоении образовательной программы. Исходя из анализа научных исследований по проблеме коррекции трудностей в освоении образовательной программы младших школьников, можно выделить некоторые противоречия: - между потребностью общества в новых, эффективных формах работы с детьми, имеющими трудности в освоении образовательной программы и отсутствием достаточно эффективных методов при работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в работе головного мозга, развитии высших психических функций; - между осознанием необходимости и возможностей коррекции трудностей в освоении образовательной программы в младшем школьном возрасте и недостаточной методической обеспеченности данного процесса; - между наличием возможностей коррекционно-развивающей работы с детьми и недостаточной интеграции и апробации нейропсихологического подхода к коррекции трудностей в обучении в системе образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrop.pod_.v_korr._disgraf.ppt | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский
Процесс письма Речезрительный анализатор Двигательный анализатор Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор помогает осуществлять проговаривание помогает произвести отбор нужного звука участвует в подборе нужных букв помогает осуществлять движения мелких мышц кисти согласованная работа различных анализаторов
Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма
нередко логопедам встречаются сложные случаи нарушений письма, механизмы которых непонятны, а применение традиционных методов коррекционного воздействия зачастую не дает положительных результатов. Научные публикации Т. В. Ахтуниной, А. Н. Корнеева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, Л. С. Цветковой дополняют знания логопедов о дисграфии и возможных методах ее преодоления
Дисграфия рассматривается как специфическое нарушение, отражающее в большей мере недостаточность фонологических способностей, дефицит зрительного восприятия и зрительно-пространственного анализа наряду с проявлением ряда моторных трудностей
Стойкие Сохраняются в течение многих месяцев Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов
Регуляторная дисграфия, обусловленная несформированностью произвольной регуляцией действий (функции планирования и контроля) Поддержание рабочего состояния активного тонуса головного мозга Зрительно-пространственная дисграфия по правополушарному типу
У детей отмечаются проблемы: с удержанием произвольного внимания; с ориентировкой в задании; включения в задание; с переключением с одного задания на другое
У детей отмечаются ошибки: инертное повторение букв, слогов, слов; пропуски букв, слогов, слов; трудности языкового анализа;
У детей отмечаются ошибки: устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с; пропуски и замены гласных; нарушение порядка букв в слове; слитное написание слов
У детей наблюдается: повышенная утомляемость, уровень работоспособности меняется в течение недели, дня, урока; величина букв, нажим, наклон колеблются в зависимости от утомления
У учащихся наблюдаются сложности: В ориентировке на тетрадном листе; В нахождении начала строки и ее удержании; У детей отмечаются ошибки: наклона и высоты букв; несоответствия букв по размеру; раздельное написание букв в слове; замена зрительно похожих и близких по написанию букв (к-н)
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД позволяет разработать специфические, индивидуальные коррекционные программы, в которых «отставшие» функции формируются в деятельности не изолированно, а во взаимосвязи с другими психическими функциями и во взаимодействии с определенными зонами мозга
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ Упражнения при смешивании букв по зрительнопространственному сходству «Зеркальные рисунки»: написание букв, сопровождается их иллюстрациями; воспроизведение картинки, соответствующей исходной; написание «волшебного диктанта» , в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные черточками: шуба – ш _ _ _
Упражнения при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству игра «Хлопни и топни»: Звонкие звуки – прохлопать, глухие протопать. Чем больше жестов будет включено в упражнение, тем скорее будет достигнут результат игра «Плюс-минус» Работа с карточками. На одной написан знак «+», на другой знак «-». Произнося слова с начальными звонкими и глухими согласными звуками, учащийся должен поднимать соответствующую карточку
Работа с материалом Учащийся ощупывает материал и одновременно называет звуки: Упражнения при пропусках букв в словах: «Арабское письмо» Ученик должен записать слова, диктуемые с правой стороны строчки и наоборот, т. е. задом на перед: б – бархат, п – пенопласт, т – тесьма, в – вельвет и т д. «В океане живет рыба ёж». Ребенок пишет: «же абыр тёвиж енаеко В».
Упражнение «Древнерусское письмо» Ребенок записывает слова только согласными буквами, обозначая гласные многоточиями, затем только гласными по такому же принципу: Упражнение «Неудачный робот» Ребенок - робот, взрослый-конструктор. Робот пишет слова не полностью, а только определенную часть. Недописанную часть слова робот отмечает черточками: «Отважный Миша бежит от мыши». Ребенок пишет: «…тв…жн…й М…ш... б…ж…т …т м…ш…». Затем: «О… …а… …ы… …и…а …е…и… о… …ы…и». слово понедельник будет написано: по _ _ де _ _ _ ик.
Упражнение «Волшебный диктант» Вводятся символы обозначения слов. Например, слова с буквой с обозначаются как «Х», слова с гласной е – «+», все остальные – «/»: «Мы смотрим на птичьи стаи на небе». Ребенок пишет: «/ Х / / / / +».
В представленных методах предусматривается развитие всех необходимых функций и одновременно достигается развивающая цель; Вырабатывается умение следовать правилам, развивается речь, воображение, пространственные представления, мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое мышление – все, что необходимо для овладения русским языком
Представленные игры повышают грамотность обучающихся, оживляют логопедические занятия, делают их веселыми и интересными, вносят определенный соревновательный элемент в процесс обучения, что повышает мотивацию к занятиям с логопедом
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
страдала дисграфией, то есть практически не могла писать от руки. Все ее знаменитые романы были надиктованы.
датский писатель, Андерсен сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».
физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.
писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.
В своей работе автор доказывает важность общения для развития речи и как следствие успешному познанию связей в природе, и в жизни вообще....
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста
Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности, включает в себя: уход за кожей, за по...
«Развитие образного мышления и графических навыков у детей младшего школьного возраста по средствам уроков ИЗО»
В статье рассказываертся о методах и приемах,используемых на уроках ИЗО, которые способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир и ведут к пониманию законов мироздания...
Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
В системе обучения письму Л.Я. Желтовская выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Коррекционная работа на уроках русского языка как средство развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В данной статье рассматривается эффективность работы по преодолению нарушений графомоторных навыков посредством использования коррекционных методов на уроках русского языка. Нарушения графомоторных на...