Статья "Особенности в подготовке и проведении уроков по выполнению иллюстраций"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

В статье представлен материал раскрывающий особенности обучения детей изобразительному искусству через иллюстративную деятельность. Обучение детей не может существовать без книг и их иллюстраций. Именно из книг и иллюстраций к ним ребенок узнает об устройстве окружающего мира, они дают огромный простор воображению, расширяют границы творчества.

Детские книги различной конструкции не только привлекают своей нестандартностью и помогают быстрее усваивать материал, но и  позволяют проводить игровые занятия с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности в подготовке и проведении уроков по выполнению иллюстраций

Изобразительная деятельность имеет большое значение для развития ребенка. Она способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической форме. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладном искусстве). Дети узнают жанры, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.

Наиболее общие вопросы значение изобразительной деятельности освящены в работах А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, Б. М.Теплова, П. П. Чистякова. Многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.

Иллюстрирование сюжетов литературных произведений имеет место в каждом классе  начальной школы. Рассмотрим планирование этого материала по программе В.С.Кузина:

1 класс

Иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

2 класс

Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя…» А.С.Пушкина, «Берёза» С.Есенина, «Ласточки» А.Плещеева, «Радуга-дуга» С.Маршака, «Ёлка» Е.Благининой; рассказов Е.Чарушина, «На лесной поляне зимой» Г.Скребицкого, «Цветы и ягоды» Н.Надеждиной, «Снежинки» по М.Ильину и Е.Сегал.

3 класс

Иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказки «Сивка-бурка», «Сказка о царе Салтане…», А.С.Пушкина, «Вот и хлеба созрели», Э.Шима, стихотворений А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «Зимнее утро», «Серая Шейка» Д.Мамина-Сибиряка, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.Некрасова, «На Красной площади» Н.Ходзы, «Моя Родина», В.Лебедева-Кумача, «Всемирный хоровод» Д.Родари, «Красное лето» Соколова-Микитова, «Художник-осень» Г.Скребицкого.

4 класс

Иллюстрирование литературных произведений: «Приёмыш» Д. Мамина-Сибиряка, «Лягушка-путешественница» В.Гаршина, «Родина» З.Александровой, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, «Как скворец летал домой» С.Михалкова, «В Москве на мирном торжестве» С.Маршака, «Рожь, рожь …», «Рассказ танкиста» А.Твардовского, «Ворона и Лисица» И.Крылова и др. (по усмотрению учителя).

По программе Б.М. Неменского  в третьем классе, I четверти тема одного из уроков звучит так: «Твои книжки (иллюстрация)». Этот урок посвящён книге и книжной иллюстрации. На этом уроке учитель показывает детям всё многообразие форм и видов книг (книжки-раскладушки, гармошки и др.). Педагог обращает внимание на то, что каждый художник по-разному решает строение своей книги, и иллюстрации. На этом же уроке дети выполняют эскиз к русской народной сказке (по своему усмотрению или усмотрению учителя).

Успех обучения школьников иллюстрированию зависит от правильного определения целей и содержания, а также методов обучения.

В процессе иллюстрирования формируются, совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Особое  значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять иллюстрации.

Отличительными особенностями в подготовке и проведении уроков по выполнению иллюстраций являются следующее:

1) работа над ними связана с литературным текстом;

2) перед выполнением иллюстраций дети имеют возможность порисовать с натуры чучела тех животных и птиц, которые являются персонажами иллюстрируемых сказок. Поскольку в сказках часто фигурируют животные, птицы, растения, то программой в разделе рисования с натуры предусмотрено рисование различных игрушек: животных (медведь, лиса, козлик, гусь и др.). В тех случаях, где требуется изображение человека, учитель на уроках может организовать выполнение с детьми набросков с одного или нескольких учеников.

По мнению Шорохова Е.В. важную роль в процессе обучения детей иллюстрированию играет рисунок учителя мелом, углем и красками на классной доске и на больших листах бумаги. Рисунки на доске во многом аналогичны применяющимся, а качестве наглядных пособий таблицам большого размера; их прекрасно видят даже сидящие на последних партах.

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приемы:

1. Показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных  компонентов сюжета.

2. Показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции.

3. Сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков .

4. Сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами, например, веток деревьев, скворечника, лопаты, чайника и т. д.

5. Предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза. При этом важно следить, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции, - это может сковывать их творческую фантазию. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решают композицию своей иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году

Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году....

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....

Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.

Приказ  Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....

Этапы подготовки и проведения урока развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

I этап: Осознание цели своей деятельности, задач и ориентировки в условиях её протекания. II этап: Планирование действий  в соответствии ориентировки. III этап: Реализация намеченного плана. IV э...