Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
статья
В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе перед учителями наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Речь уже не идёт о совершенствовании деятельности педагога, а о том, что необходимо осваивать новые способы и приёмы организации этой деятельности. Вполне понятно, что надо осознать, каким новым методам и технологиям, открывающим широкие возможности для творчества, отдать предпочтение. Научиться применять их так, чтобы не просто способствовать самостоятельному открытию нового знания учащимися, но и формированию метапредметных умений. В этом случае, методы и технологии являются инструментом формирования универсальных учебных действий.
На мой взгляд, большой интерес представляет технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Учебная деятельность, организованная в контексте данной технологии, способствует самостоятельному формулированию учебной проблемы и поиску её решения, то есть открытию новых знаний учащимися, учитель же выступает в качестве организатора и координатора деятельности. Задача учителя грамотно и качественно организовать диалог с учениками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_problemnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе перед учителями наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Речь уже не идёт о совершенствовании деятельности педагога, а о том, что необходимо осваивать новые способы и приёмы организации этой деятельности. Вполне понятно, что надо осознать, каким новым методам и технологиям, открывающим широкие возможности для творчества, отдать предпочтение. Научиться применять их так, чтобы не просто способствовать самостоятельному открытию нового знания учащимися, но и формированию метапредметных умений. В этом случае, методы и технологии являются инструментом формирования универсальных учебных действий.
На мой взгляд, большой интерес представляет технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Учебная деятельность, организованная в контексте данной технологии, способствует самостоятельному формулированию учебной проблемы и поиску её решения, то есть открытию новых знаний учащимися, учитель же выступает в качестве организатора и координатора деятельности. Задача учителя грамотно и качественно организовать диалог с учениками.
Цель моей деятельности: формирование устойчивых познавательных процессов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.
Задачи:
-развивать умения учащихся самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы, развивать творческие способности;
-повышать интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению;
-воспитывать активную личность.
Одной из возможностей развития и достижения качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Главные цели проблемного обучения:
1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
3. Развитие профессионального проблемного мышления.
С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.
Условия успешного использования технологии проблемно – диалогического обучения
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Виды проблемного обучения
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
Структура проблемного урока
1.Организационный момент
| - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области. |
2. Актуализация знаний
| - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме. |
3. Постановка учебной проблемы
| - определение затруднения, его место. - определение необходимости нового знания. |
4. «Открытие» учащимися нового знания
| - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы. |
5. Первичное закрепление
| - внешнее оформление новых алгоритмов; - фиксирование уже оформленного знания. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
| - самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы. |
7. Повторение
| - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала. |
8. Итог занятия
| - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности. |
Приемы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Проблемное обучение:
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение
2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3. ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.
4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7
5. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М.: Знание, 1985
6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. Пособие для учителя - Москва, 2002.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...
Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе
Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....
Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...