Формирование УУД на уроках в начальной школе
учебно-методический материал

Русских Марина Николаевна

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными , т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.  При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx103.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Актуальность 

         Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными , т. е. не зависят от конкретного содержания предмета.  При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе своё место.

                   В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций,  но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных , социальных, семейных и других ценностей. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя!

                  В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД.

Цель работы над темой:

Создание условий  для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников.

 Задачи:

1. Изучить сущность универсальных учебных действий.

1.Проанализировать  УМК «Перспектива»  на наличие  материала, способствующего формированию УУД. Рассмотреть ресурсы каждого учебного предмета на возможность  формирования УУД

3.  Подобрать и апробировать приемы и методы формирования УУД младших школьников

Направления работы:

1.     Изучение  новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.

2.     Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики  и методики.

3.     Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.

4.     Применение на уроках новых, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.

5.     Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.

6.     Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание  папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Сущность универсальных учебных действий
     Проанализировав свои профессиональные возможности, оценив себя как специалиста, я выявила какие дополнительные знания и профессиональные умения необходимо освоить, чтобы решать новые задачи.

           Во-первых, я   изучила материалы и документы по теме.Во-вторых,  прошла курсы повышения квалификации по теме «Современное начальное образование в соответствии с ФГОС» В-третьих, уделила много времени изучению материалов с образовательных сайтов  по программе  формирования УУД, педагогическую и методическую литературу, приняла участие в школьном МО.

            УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования. УУД  определяются как способы деятельности и по сути своей являются умениями, связанными с самостоятельным осуществлением учебной деятельности во всей ее полноте.

 Выделяют следующие виды УУД:

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

  • Осмысление (Смыслообразование)
  • Осознание (Самоопределение)
  • Принятие жизненных ценностей

Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека. Целенаправленная организация этой работы формирует у учащихся умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы, оценивать действия и их результат. А ещё адекватно воспринимать оценку учителя, стремиться преодолевать препятствия (волевая саморегуляция).

Регулятивные:

  • Целеполагание( постановка учебной задачи)
  • Планирование (составление плана и последовательности действий)
  • Прогнозирование( предвосхищение результата и уровня усвоения знаний)
  • Контроль( в форме сличения способа действий и и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений или отличий от эталона)
  • Коррекция( внесение дополнений, изменений в план и способ действий)

  • Оценка (осознание качества и уровня усвоенного)

Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии , к волевому усилию, к преодолению препятсвий)

Универсальность регулятивных УУД в том, что при создании любого продукта особые требования предъявляются именно к ним. Ведь без участия регулятивных УУД невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

 Познавательные

  • Общеучебные ( самостоятельное выделение и постановка познавательной цели, поиск информации, осознанное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задачи, рефлексия, контроль и оценка способов и условий действий, процесса и результата деятельности, смысловое чтение, создание алгоритмов, моделирование)
  • Логические( анализ, синтез-составление целого из частей, выбор критериев для сравнения, классификации, установление причинно-следственной связи, построение логической цепи, выдвижение гипотез и их обоснование)
  • Постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества (определение цели, функции и способов взаимодействия)

  • постановка вопросов( поиск и сбор информации)
  • разрешение конфликтов(выявление идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решения и реализация)
  • контроль, коррекция, оценка действий партнера(управление поведением партнера)

  • умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • владение монологической и диалогической формами речи

УУД могут быть сформированы как в процессе определенной учебной деятельности, так и в мероприятиях воспитательной направленности.

2.            Я работаю по УМК «Перспектива». Проанализировав данный УМК,  я обнаружила, что авторы позаботились о том, чтобы формирование универсальных учебных действий было   системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК и буквально на каждой странице учебников предложен ряд заданий на формирование всех видов УУД
Содержание учебников УМК «Перспектива» нацелено на
формирование познавательных универсальных учебных действий (общеучебных и логических).    

    Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала  развиваются познавательные интересы, любознательность.  Здесь будет пример из учебников!!!

      Типовые задания на информационный поиск способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.Здесь будет пример из учебников!!!
      Задания по гуманитарным предметам  нацелены на формирование

 навыков смыслового чтения, Здесь будет пример из учебников!!!

умений грамотно излагать высказывания в устной речи и записывать основные положения своего сообщения. Здесь будет пример из учебников!!!

      Задания по математике направлены на системное обучение моделированию условий текстовых задач и усвоение общих способов решения задач; 

установление аналогий и обобщенных способов действий при организации вычислений,

решении текстовых задач, нахождении неизвестных компонентов арифметических действий,

а также на формирование умения выполнять вычисления и решать задачи разными способами и выбирать наиболее эффективный способ вычислений. Здесь будет пример из учебников!!!

Задания по математике, русскому языку, окружающему миру способствуют формированию способностей к выделению существенных и несущественных признаков объектов, сравнению объектов, их классификации.  Так типичными являются задания:

 сравни и сделай вывод;

объедини в группы,

какие варианты деления на группы возможны;

 как ты думаешь, почему и т.д. Здесь будет пример из учебников!!!

    Включение учащихся в работу над
проектами создаёт благоприятную среду для формирования познавательных действий. Любой ученик имеет возможность для выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями. Предоставление права выбора даётся и в дифференцированных и в творческих заданиях, что способствует созданию мотива деятельности и выхода детей в собственную деятельность. Здесь будет пример из учебников!!!

Коммуникативный характер предметных курсов УМК «Перспектива»» обеспечивает формирование коммуникативных действий учащихся.
Особое внимание развитию речевой и языковой компетентностей уделяется в курсе русского языка, который решает задачи свободного владения языком во всех жизненных сферах, добывания, переработки, передачи, использования информации, овладения основными видами речевой деятельности:
умению слушать, читать, говорить, писать. В курсе русского языка коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих. При этом речевое общение способствует реализации и других функций языка и речи: познавательной, регулятивной, ценностно-ориентированной и др. Здесь будет пример из учебников!!!

Система заданий в учебниках «Литературное чтение», нацеленная на развитие внимания к чувствам персонажей, способствует воспитанию качеств учащихся, необходимых при общении с другими.
 Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие
регулятивных и познавательных умений, но и на формирование коммуникативных: умение

договариваться с партнером,

распределять роли,

устанавливать очередность действий,

находить общее решение. Здесь будет пример из учебников!!!

С 1 класса формируется у учащихся

умения слушать другого,

 высказывать собственное мнение,

 дополнять другого,

участвовать в обсуждении,

приходить к общему мнению,

 задавать вопросы.

        Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям УМК «Перспектива»,

 является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного сквозными героями диалога.  Здесь будет пример из учебников!!!

Задания всех учебников, начиная с первого класса, предлагают учащимся 
мини-исследования и проекты:

 провести наблюдения,

высказать свои предположения,

 провести их проверку,

обсудить результаты и

 сделать вывод. 
          В учебниках УМК «Перспектива» по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.
Здесь будет пример из учебников!!!
    Это имеет большое значение для формирования
коммуникативных (умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для регулятивных универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.).

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников.              

       У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, Здесь будет пример из учебников!!!

специальные рабочие тетради, Здесь будет пример!!!

контрольные работы и тесты, Здесь будет пример!!!

возможность выбора разноуровневых заданий для проверки своих знаний в тетрадях для самостоятельных работ. Здесь будет пример !!!

           
Системы заданий, ориентированных на формирование всех видов УУД очень полно расписаны в «Программе по учебным предметам»

              Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Таким образом работая с УМК, я пришла к выводу, что именно в УМК «Перспектива» способы и приёмы организации учебной деятельности школьников представлены как основное средство формирования УУД.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

            Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования определенных  УУД.  Например:

  На уроке литературного чтения происходит формирование всех видов УУД с приоритетом развития сферы коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения  себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план)

  Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, регулятивных, личностных и коммуникативных

Разного рода планирования,

систематизации

структурирования,

моделирования,

формирования системного мышления,

выработки вычислительных навыков,

формирования  приёмов решения  задач.

Работа в парах и группе

Оценка и самооценка

    На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия

 Происходит формирование

логических действий анализа,

сравнения, установления связей,

ориентация в структуре языка и усвоение правил,  

моделирование. 

           На уроке окружающего мира также происходит формирование всех видов УУД

анализ

Сравнение

Установка связей

Моделирование

Работа в паре и группе

 На уроках технологии, музыки и изобразительного искусства также происходит формирование всех видов УУД

Моделирование

структурирование

анализ

Сравнение

Установка связей

Моделирование

Работа в паре и группе

Оценка и самооценка

       

Методы и приемы, используемые для  формирования УУД. 

          Я обратила  внимание на тот факт, что, чем больше в уроке  заданий, направленных на формирование УУД, тем выше его качество. Кроме этого, становится принципиально важным на уроке соотношение действий учителя и ученика. Очевидно, что профессионализм учителя проявляется более четко в случае, когда в его конспекте при формировании УУД отражена деятельность учеников. Поэтому  при проектирование уроков, кроме  материалов учебника я использую разнообразные приемы и методы, которые помогаю в наибольшей степени сформировать УУД. Приведу пример некоторых из них.

 Для формирования личностных УУД:

  1.Вход в урок

Приветствие

-Утром солнышко проснулось , всем на свете улыбнулось!

Я вам тоже дарю улыбку!

Подарите и вы мне, соседу, другу!

 "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "смайлик " с эмоциями )

  Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Задание массивом

Любой из уровней домашнего задания задаю массивом. Например, я даю десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Важный психологический аспект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, а учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Отсроченная реакция

Этот прием я начинаю применять с первых дней детей в школе.

После заданного вопроса не тороплюсь опрашивать учеников. Выдерживаю паузу. Это позволяет «подтянуться» тем ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию.

Лови ошибку!

 Использую этот прием на любом этапе урока и на любом учебном предмете

  1. допускает ошибки.

Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Например:

Одна девочка написала письмо в газету. Вот что у нее получилось

«Здравствуйте, меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые геро- буратино, золушка. А еще я люблю играть с шариком»

  1. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками-одноклассниками .Тексты с ошибками встречаются и в учебниках по предмету «Русский язык»

Светофор

 «Светофор» – это всего лишь карточка (круглая она или квадратная, не имеет значения эти карточки многофункциональны, они сгодятся и для сигналов и для описания настроения и для оценки и самооценки)

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал

– «Знаю!»

Театрализация.(пример)

   

Для формирования  регулятивных УУД.


   

 Метод  проблемного диалога!( он служит для формирования умения самостоятельно определять тему и задачи урока, эту работу я начинаю с первого класса)

Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

        При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». 

    4.    Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Заранее обговариваем нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

  5.    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке , здесь также использую метод «Светофор»

Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

Или метод «Телеграмма» с просьбой пожеланием мне, себе, с вопросом. С оценкой своей работы. Для чего? Самые застенчивые дети имеют возможность задать вопрос, высказать

      Для развития познавательных УУД:

    Метод проблемного обучения.

  Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.

      «Я беру это с собой»

Этот прием я использую на любом  уроке, как на этапе актуализации знаний учащихся, так и для закрепления пройденного материала.

Например: При изучении четных и нечетных чисел, детям предлагается взять с собой только четные числа

На уроках окружающего мира можно из зимующих и перелетных птиц взять с собой только перелетных

На уроках русского языка можно взять с собой только слова с непроверяемыми гласными , с мягким знаком на конце после шипящих и т.д.

На рисовании взять только холодные цвета

Педагогические игры

   Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Я приехал".

Упражнение«Я-учитель».

Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.  Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Для формирования коммуникатихных УУД

Работа в группах.

Работа в парах

“Карточки сомнений” + “Я понял все - “ Не совсем усвоил, сомневаюсь” ? “Не понял”

     

            Конечно же я не забываю об ИКТ технологиях для формирования всех видов УУД Они могут быть использованы на любом этапе урока:

  1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

  1. На этапе открытия нового знания (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

  1. Как информационно-обучающее пособие.
  2. Для контроля учащихся.


Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 

                                                                                     

               Результаты: 

                  Для диагностики  сформированности УУД я использую листы наблюдений за формированием УУД  на основе имеющихся пособий по формированию УУД. При этом используются методы диагностики: наблюдение, тестирование, устный опрос, анализ документации.

В результате я имею возможность проследить динамику.

Здесь примеры диагностических работ, и их результаты (таблицы, диаграммы)

Результаты работы над данной темой:
1. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. 
2. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника; 
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы. 
4. Дети умеют  использовать знаково-символические средства.

5.  Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.

7. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Перспектива»

       Вывод: Для  формирования  УУД на уроках  следует соблюдать требования к подготовке урока, которые учитывают формы работы с учащимися, методы, приемы и средства обучения, действия учителя и учащихся на каждом этапе урока.

 

           

      

Список используемой литературы

1.Арефьева О.М. «Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников» - журнал «Начальная школа«+» «-» № 2/ 2012г., с. 74

2.Горленко Н М. и др. «Структура УУД и условия их формирования» - журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

  1. Клепинина З. А. «Моделирование в системе УУД» - журнал «Начальная школа» №1/ 2012 г., с.26

  1. Логвинова И.М. «Конструирование технологической карты урока в соответст-вии с требованиями ФГОС», журнал «Управление начальной школой» № 12 / 2011 год,

с.12.

5.Меркулова Т. «Подходы к решению профессиональных задач по развитию УУД»

  • журнал «Начальная школа» № 2/2012год, приложение к газете «Первое сентября», с.40.

  1. Миронов А.В. «Проект урока как индикатор готовности учителя работать по но-вому стандарту» - журнал «Начальная школа «+» «-» № 4/2012г., с.23

7.Ушева Т.Ф. «Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы», журнал «Начальная школа» № 11 /2011 г., с. 65

  1. Шкуричева Н.А. «Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности» - журнал «Начальная школа» №11/2012г., с.4

15.10 2012

Методисты ОАОУ «НИРО» УМЛ общего образования по начальной школе: Гусарова Г.П., Федорова Н.П.

   

           

Наименования показателей коммуникативных УУД

Уровни сформированности коммуникативных УУД

Диагностический инструментарий

класс

низкий

средний

высокий

Продуктивность совместной деятель- ности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках.

1

66 %

34%

0  %

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман, «Совместная сортировка»

2

44 %

45%

11%

3

22%

55%

 22%

Умение детей договариваться, прихо- дить к общему решению, умение убеждать,

1

77%

23%

0%

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже). Коммуникация как взаимодействие

2

56%

33%

11%

3

34%

43%

33%

Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального за- мысла, как на них

1

55%

34%

11%

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Германцев и др.) Коммуникация как кооперация.

2

34%

44%

22%

3

22%

54%

34%

Взаимопомощь во время рисования; эмоциональное отношение к совмест- ной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом); нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу не- обходимости); отрицательное (игнорируют друг

1

56%

33%

11%

Узор под диктовку», Задание «Дорога к дому» (модифицированны й вариант) Коммуникация как условие передачи информации другим людям

2

34%

34%

22%

3

32%

34%

34%

Итак, можно сделать вывод:

  • Совместная деятельность  сформирована на высоком уровне у 35%

обучающихся         (1класс-0 %);

  • Умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение

убеждать, аргументировать  33% обучающихся, что на 33% больше,

чем в 1 классе       (1класс-0%);

  • Высокий уровень готовности к общению, взаимному контролю наблюдается

 у 33 % обучающихся 3-го класса по сравнению с 11 % обучающих 1 класса;

  • Доля обучающихся, которые позитивно взаимодействуют друг с другом в

               общей творческой деятельности на высоком и среднем уровне выросла на 22 %;

   Результаты сравнительной диагностики сформированности                   коммуникативных        универсальных учебных действий

низкий

средний

высокий

1 класс

56%

33%

11%

2 класс

45% (-11%)

39% (+6%)

16%(+5%)

3 класс

25%(-17%)

45%(+6%)

30%(+14%)

Положительная динамика

-39%

+12%

+19%

  Предполагаемые результаты:

 

  

 

    

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/2174_55adadf48f87bff3142402b248bf83b3.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Выступление и презентация на тему Формирование УУД на уроках в начальной школе....

Формирование УУД на уроках в начальной школе.

Методические   рекомендации  для  учителя....

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Материал предназначен для учителей начальных классов....

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Формирование УУД на уроках в начальной школе

Матеирал содержит доклад и презентацию на тему "Формирование УУД на уроках в начальной школе"....