Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 2 класса УМК "Школа России"
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе авторской программы В. П.Канакиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 67.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - лицей «Воскресенская кадетская школа»
города Воскресенска Московской области
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель:
Чередова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
г. о. Воскресенск
2021 год
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе авторской программы В. П.Канакиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2017.) и рассчитана на использование учебника «Русский язык» 2 класс, в 2-х частях. Канакина В. П., Горецкий В., Просвещение, 2017; «Русский язык»: Рабочая тетрадь, 2 класс. В 2-х частях. Канакина В. П., М:.Просвещение,2019
Программа по русскому языку разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г. №1576, 11 декабря 2020 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного среднего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 17 мая 2012 г. N 413, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.);
- Основная образовательная программа НОО/ООО/ОСО МБОУ - лицея «ВКШ»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);· Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699.
- Учебный план МБОУ - лицей «ВКШ» на 2021 – 2022 учебный год.
В соответствии с учебным планом МБОУ - лицей «ВКШ» на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 149 часа (4,5 часов в неделю, 33 учебные недели)
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- положительное отношение к урокам русского языка;
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интерес к языковой и речевой деятельности;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы.
Учащийся получит возможность для формирования:
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, искать средства их осуществления;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные
Учащийся научится:
- владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»»;
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
Учащийся получит возможность научиться:
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные
Учащийся научится:
- использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- принимать участие в работе парами и группами;
Учащийся получит возможность научиться:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Фонетика и орфоэпия
Учащийся научится:
- находить в слове ударные и безударные гласные звуки;
- различать мягкие и твёрдые согласные звуки, определять парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки; звонкие и глухие согласные звуки, определять парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки
- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный; гласный ударныйбезударный; согласный твёрдый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный.
- обозначать словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях.
Учащийся получит возможность научиться:
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика
Учащийся научится:
- обозначать на письме твёрдость и мягкость согласных звуков. Использовать на письме разделительный твердый знак и мягкий знак;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слов, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать небуквенные графические средства: пробелы между словами, красная строка (абзац), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Учащийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика. Изучается во всех разделах курса
Учащийся научится:
- понимать слова как единство звучания и значения;
- определять значение слова по тексту или уточнять значение с помощью толкового словаря;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения.
Учащийся получит возможность научиться:
- владеть представлением об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. –
- Наблюдать за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
- владеть понятием «родственные (однокоренные) слова»;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Различать однокоренные слова и синонимы;
- находить корень в однокоренных словах.
Учащийся получит возможность научиться:
- представлять значение суффиксов и приставок в образовании однокоренных слов;
Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Учащийся научится:
Имя существительное: определять значение и употребление в речи;
различать имёна существительные одушевлённые и неодушевлённые по вопросам кто? и что?; выделять имёна существительные собственные и нарицательные, различать имёна существительные мужского, женского и среднего рода, изменять существительные по числам.
Имя прилагательное: определять значение и употребление в речи.
Местоимение: иметь общее представление о местоимении.
Глагол: иметь общее представление о значение и употребление в речи. •изменять глаголы по числам.
Предлог: узнавать наиболее употребительные предлоги.
Частица: определять значение частицы не.
Учащийся получит возможность научиться:
Имя существительное: узнавать начальную форму имен существительных;
различать смысловые вопросы к именам существительным.
Имя прилагательное: понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;
Предлог: отличать предлоги от других частей речи.
Синтаксис
Учащийся научится:
- различать предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия);
- определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.
- нахождение главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
- различать главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове.
- использовать орфографический словарь.
- применять правила правописания и пунктуации: сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова; разделительные твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки; раздельное написание предлогов с именами существительными; раздельное написание предлогов с местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Учащийся получит возможность научиться:
- случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать слова с безударным гласным звуком;
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова;
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Развитие речи
Учащийся научится:
- осознавать ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
- практически владеть диалогической формой речи.
- выражать собственное мнение, его аргументация с учётом ситуации общения;
- владеть умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.);
- владеть нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- практически владеть монологической формой речи. Уметь строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи;
- определять текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять планы к заданным текстам;
- создавать собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; узнавать основные виды изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений).
Содержание учебного предмета.
Виды речевой деятельности
Слушание
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение
Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста
Письмо
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Чтение
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Наша речь (2 часа)
Знакомство с учебником «Русский язык». Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи. Проверка знаний по теме.
Текст (3 часа)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте. Предложение (11 часов)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Установление связи слов в предложении. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». Анализ сочинений. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала. Подготовка к диктанту. Диктант по теме: «Предложение». Работа над ошибками диктанта. Закрепление изученного материала по теме «Предложение».
Слова, слова, слова… (15 часов)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение многозначных слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов. Работа со словарями учебника. Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов. Слог как минимальная произносительная единица. Ударение, смыслоразличительная роль ударения.. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. . Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу В. Солоухина «Лисички». Анализ изложения. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (31 часов)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Использование алфавита. Заглавная буква в именах собственных. Гласные звуки. Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. Анализ сочинения. Гласные звуки. Слова с буквой э. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правило обозначения буквой безударного гласного звука. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Безударная гласная в корне слова. Проверочное и проверяемое слова. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Итоговый диктант за 1 триместр. Работа над ошибками. Буквы безударных гласных корня, которые надо запомнить. Правописание словарных слов. Работа с орфографическим словарём. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Анализ сочинения. Закрепление пройденного материала. Согласные звуки. Отличие согласного звука от гласного. Мягкий согласный звук [й’] и буква « и краткое». Деление слов на слоги и для переноса со звуком [й’]. Слова с удвоенными согласными. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции и опорным словам картины А. С.Степанова «Лоси». Анализ сочинения. Подготовка к проекту «И в шутку, и всерьёз». Выполнение проекта «И в шутку, и всерьёз».Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Правописание мягкого знака перед другими согласными. Закрепление изученного материала. Контрольное списывание №1. Работа над ошибками. Подготовка к проекту «Пишем письмо». Выполнение проекта «Пишем письмо».
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (24 часа)
Буквосочетания с шипящими звуками. Сочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу С.Сахарнова. Анализ изложения. Подготовка к проекту «Рифма». Выполнение проекта «Рифма». Буквосочетания жи–ши. Буквосочетания ча–ща,чу–щу. Закрепление изученного материала. Диктант по теме: «Правописание слов с известными сочетаниями». Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова перед согласным. Проверка парных согласных. Правописание парных звонких и глухих согласных звуков. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Закрепление изученного материала. Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу В. Бианки. Анализ изложения. Закрепление изученного материала. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак (ь). Правило написания в словах. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Обобщение изученного материала. Разделительный мягкий знак. Подготовка к диктанту. Диктант по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных ». Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (48часов)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отношение к определённой части речи. Употребление частей речи в тексте. Имя существительное как часть речи. Роль имён существительных в речи. Значение и употребление в речи имён существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Подготовка к диктанту. Итоговый диктант за 2 триместр. Работа над ошибками диктанта. Узнавание собственных имён существительных. Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. Правописание собственных имён существительных. Географические названия. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом». Анализ изложения. Закрепление изученного материала. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён существительных по числам. Закрепление изученного материала. Глагол как часть речи. Роль глаголов в речи. Значение глаголов в речи. Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу А. Мусатова. Анализ изложения. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Анализ рассказа. Закрепление изученного материала. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Закрепление изученного материала. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника Ф.П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка». Анализ сочинения. Закрепление изученного материала. Подготовка контрольной работе. Диктант по теме: «Части речи. Существительное. Глагол». Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении. Связь имени прилагательного с именем существительным в словосочетании. Прилагательные, близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Подготовка к диктанту. Диктант по теме: «Части речи. Прилагательное». Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. Обобщение изученного материала. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника В. М. Васнецов «Богатыри». Анализ сочинения. Закрепление изученного материала. Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи Текст- рассуждение. Обучающее сочинение по картине И.. И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Анализ сочинения. Закрепление изученного материала. Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Правописание предлогов с именами Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными. Упражнение в правописании предлогов с именами существительными. Подготовка к диктанту. Диктант по теме: «Части речи». Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. Обобщение изученного материала.
Повторение (17 часов)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Части речи. Повторение по теме «Части речи». Слово и его значение. Звуки и буквы. Подготовка к итоговой контрольной работе. Итоговая контрольная работа. Анализ итоговой контрольной работы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Контрольное списывание №2. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах. Заглавная буква в кличках животных, названиях городов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Обобщение знаний по курсу русского
Распределение часов по разделам
Раздел | Количество часов | Номера уроков | |
1 | Наша речь | 2 ч | №1-2 |
2 | Текст | 3 ч | №3-5 |
3 | Предложение | 11 ч | №6-16 |
4 | Слова, слова, слова… | 17 ч | №17-33 |
5 | Звуки и буквы | 50 ч | №34-83 |
6 | Части речи | 56 ч | №84-139 |
7 | Повторение | 7 ч | №140-146 |
Всего | 146 ч |
Календарно - тематический план
по русскому языку
на 2021 – 2022 учебный год
2 класс
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Наша речь (2 ч.) | ||||
Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. | 01.09-03.09 | |||
Виды речи. Речь диалогическая и монологическая. Формирование осознания ценности жизни | ||||
Текст (3ч.) | ||||
Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 01.09-03.09 | |||
Тема и главная мысль текста. Заглавие. | ||||
Входной контроль (повторение) | 06.09-10.09 | |||
Предложение (11ч.) | ||||
Анализ диагностической работы. Предложения, различные по цели высказывания. | 06.09-10.09 | |||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | ||||
Знаки препинания конца предложения. Формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности | ||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 13.09-17.09 | |||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | ||||
Второстепенные члены предложения. | ||||
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень». Формирование умения осознавать эмоциональное состояние себя и других. | ||||
Закрепление по теме: «Предложение». Проверочная работа | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Предложение» | 20.09-24.09 | |||
Контрольный диктант №1 по теме: «Предложение» | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Предложение» | ||||
Слова, слова, слова…(17 ч.) | ||||
Номинативная функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения | 20.09-24.09 | |||
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 27.09-01.10 | |||
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | ||||
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. Формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат | ||||
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | ||||
Контрольный диктант №2 по теме: «Синонимы и антонимы». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Синонимы и антонимы» | 11.10-15.10 | |||
Родственные (однокоренные) слова | ||||
Корень слова. Различение родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. | ||||
Единообразное написание корня в однокоренных словах. Формирование отношения к достижениям своей Родины – России | ||||
Правила переноса части слова с одной строки на другую. | 18.10-22.10 | |||
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Слова,слова,слова» | ||||
Проверочная работа по теме: «Слова, слова, слова». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Слова,слова,слова» Формирование понимания необходимости бережного отношения к природе | ||||
Контрольная работа «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» | 25.10-29.10 | |||
Обобщение и закрепление по теме «Слова,слова,слова» | ||||
Звуки и буквы(50ч.) | ||||
Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | 25.10-29.10 | |||
Русский алфавит, или Азбука. Употребление прописной (заглавной) буквы. Формирование готовности оценивать свое поведение и поступки | ||||
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». | 01.11-05.11 | |||
Употребление прописной (заглавной) буквы. | ||||
Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. | ||||
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Формирование умения принимать себя и других не осуждая. | ||||
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | ||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 08.11-12.11 | |||
Контрольная работа «Списывание текста с определением границ предложений» | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Звуки и буквы» | ||||
Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Формирование уважения семейных ценностей. | ||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 22.11-26.11 | |||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | ||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Формирование интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации. | ||||
Развитие речи Коллективное составление рассказа по репродукции картины. С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство». | 22.11-26.11 | |||
Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.» | 29.11-03.12 | |||
Закрепление по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Проверочная работа. | ||||
Контрольный диктант №4 по теме: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.» Формирование ценностного отношения к трудовым достижениям народа. | ||||
Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 06.12-10.12 | |||
Согласный звук (й,) и буква «и краткое». | ||||
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | ||||
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Написание слов с удвоенными согласными.» Формирование готовности к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). | ||||
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 13.12-17.12 | |||
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. | ||||
Административный контроль по итогам I полугодия | ||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Формирование развитие активного участия в классном самоуправлении. | ||||
Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 20.12-24.12 | |||
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ||||
Развитие речи. Работа с предложением и текстом. | ||||
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами Формирование навыков сотрудничества со сверстниками. | ||||
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме | ||||
Особенности проверяемых и проверочных слов для обозначения буквой парного звука на конце слова и перед согласным. | 27.12-30.12 | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. | ||||
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук Формирование навыков сотрудничества со взрослыми в образовательной, общественно полезной деятельности. | ||||
Контрольная работа Обозначение мягкости согласных звуков на письме | 27.12-30.12 | |||
Обобщение и закрепление по теме «Способы проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук» | 10.01-14.01 | |||
Способы проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук, | ||||
Правописание слов с парным согласным на конце слова и перед согласным. | ||||
Обобщение знаний по теме: «Правописание гласных и согласных в корне слова». Формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта. | ||||
Контрольный диктант №6 по теме: «Правописание парных согласных на конце слова и в корне перед согласным». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Способы проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук» | 17.01-21.01 | |||
Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | ||||
Использование на письме разделительного мягкого знака. | ||||
Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды | ||||
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 24.01-28.01 | |||
Проверочная работа по теме: «Разделительный мягкий знак». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Разделительный мягкий знак» Формирование ответственного отношения к семье на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. | ||||
Части речи(56 ч.) | ||||
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | 24.01-28.01 | |||
Имя существительное как часть речи : значение и употребление в речи . | ||||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 31.01-04.02 | |||
Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
Заглавная буква в именах собственных. Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной. | ||||
Изменение существительных по числам. | ||||
Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». | 07.02-11.02 | |||
Контрольная работа Правописание имен собственных | ||||
Синтаксическая функция имени существительного в предложении | ||||
Обобщение знаний об имени существительном. Формирование уважения государственных символов (герб, флаг, гимн). | ||||
Обобщение знаний об имени существительном | ||||
Обобщение знаний об имени существительном | ||||
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. | 14.02-18.02 | |||
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | ||||
Словарный диктант. Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | 14.02-18.02 | |||
Глагол как часть речи и употребление его в речи. | ||||
Синтаксическая функция глагола в предложении. | 28.02-04.03 | |||
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Глагол» | ||||
Изменение глагола по числам. Развитие толерантного поведения в поликультурном мире. | ||||
Изменение глагола по числам. | 07.03-11.03 | |||
Правописание частицы не с глаголом. | ||||
Обобщение знаний о глаголе | ||||
Обобщение знаний о глаголе | ||||
Обобщение знаний о глаголе Развитие готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания. | ||||
Обобщение знаний о глаголе | 21.03-25.03 | |||
Контрольный диктант №8 по теме: «Глагол». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Глагол» | ||||
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | ||||
Текст-повествование и роль в нём глаголов. Формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей. | ||||
Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему. | 28.03-01.04 | |||
Проверочная работа по теме: «Глагол». | ||||
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Развитие толерантного поведения в поликультурном мире. | ||||
Связь имени прилагательного с именем существительным. | ||||
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | 11.04-15.04 | |||
Изменение имён прилагательных по числам. | ||||
Контрольный диктант №9 по теме: «Имя прилагательное». | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Имя прилагательное» Развитие толерантного поведения в поликультурном мире. | ||||
Анализ контрольного диктанта. Обобщение и систематизация знаний. | 18.04-22.04 | |||
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | ||||
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. | ||||
Развитие речи. Составление текста-описания по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Развитие толерантного поведения в поликультурном мире. | ||||
Обобщение и закрепление по теме «Имя прилагательное» | ||||
Правописание изученных орфограмм (диктант) | 25.04-29.04 | |||
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи. | ||||
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Развитие способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни. | ||||
Структура текста-рассуждения. | 02.05-06.05 | |||
Контрольный диктант №10 по теме: «Местоимение». | ||||
Проверочная работа по теме: «Местоимение». | ||||
Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Формирование осознания ценности жизни. | ||||
Правописание предлогов с именами существительными. | 09.05-13.05 | |||
Развитие речи. Восстановление деформированного повествовательного текста. | ||||
Проверочная работа по теме: «Предлог». | ||||
Обобщение знаний по теме: «Части речи». Формирование уважения к труду и результатам трудовой деятельности. | ||||
Контрольный диктант №11 по теме: «Части речи». | 16.05-20.05 | |||
Обобщение знаний по теме: «Части речи». | ||||
Повторение (7 ч.) | ||||
Обобщение и закрепление по теме: «Текст», «Предложение». | 16.05-20.05 | |||
Развитие речи. Сочинение по картинкам. | ||||
Обобщение и закрепление по теме: «Слово и его значение». Формирование уважения семейных ценностей. | ||||
Обобщение и закрепление по теме: «Части речи». | 23.05-27.05 | |||
Обобщение и закрепление по теме: «Звуки и буквы». | ||||
Административный контроль по итогам года | ||||
Обобщение и закрепление по теме: «Правила правописания». Формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта. |
В том числе: | |||||
уроков повторения | контрольных работ | Развитие речи | |||
по программе | 146 | 20 | 12 | 22 | |
выполнено |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Рудникевич В.М./
«______» ______________ 2021 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендуется к утверждению
протокол № __ от «__» августа 2021г.
Руководитель ШМО _____________ / ____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета математика (УМК «Школа России») для учащихся 3 класса
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Математика» (УМК «Школа России») 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Рабочая программа учебного предмета «Математика» УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочие программы по предметам. 1 класс "Школа России" 2018/2019 учебный год
Рабочие программы по предметам 1 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 2 класс "Школа России" 2015/2016 учебный год
Рабочие программы по предметам 2 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 3 класс "Школа России" 2016/2017 учебный год
Рабочие программы по предметам 3 класса. УМК "Школа России"...
Рабочие программы по предметам. 4 класс "Школа России" 2017/2018 учебный год
Рабочие программы по предметам 4 класса. УМК "Школа России"...