Внеурочная деятельность "Развитие речи"
презентация к уроку
В презентации рассмотрены основные вопросы курса внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_razvitie_rechi.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение
Курс «Развитие речи » направлен на достижение следующих целей: способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями: • Слово • Предложение и словосочетание • Текст • Культура общения
Модель занятия: 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.) 4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся Примеры заданий, игр, упражнений
2.Основная часть ( Содержание курса) Слово Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Крылатые слова. Научные слова. Жизнь слова. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова.
Примеры заданий и упражнений
СИНОНИМЫ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПО-РАЗНОМУ ЗВУЧАТ, НО НАЗЫВАЮТ ОДНО И ТОЖЕ. БАЛЕРИНА – ТАНЦОВЩИЦА БЕЗДЕЛЬНИК – ЛЕНТЯЙ, ЛОБОТРЯС, ЛОДЫРЬ, ШАЛОПАЙ БЕСПОКОИТЬ – ТРЕВОЖИТЬ, ВОЛНОВАТЬ ИДТИ – ХОДИТЬ, ШАГАТЬ, ТОПАТЬ, СТУПАТЬ
2. Основная часть ( Содержание курса) Предложение и словосочетание Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
2. Основная часть ( Содержание курса) Текст Тема, микротема , основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
2.Основная часть ( Содержание курса) «Техника и выразительность речи» Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
3. Занимательные задания Примеры игр, заданий, упражнений НОЗИБ – БИЗОН ФЕЛЕТО – ТЕЛЕФОН АБРЕЗ – ЗЕБРА ГРИТ – ТИГР ВОЙБУЛ - БУЙВОЛ НОЗИБ – БИЗОН АБРЕЗ – ЗЕБРА ГРИТ – ТИГР ВОЙБУЛ - БУЙВОЛ
Анаграммы ЛЫЖИ _______ МЫШКА _______ БАНКА _______ РАНО _______ СОСНА _______ ДЫРА ________
Найди и исправь ошибки Забодал меня котел , На него я очень зол. Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку . Не учил уроки, А играл в футбол. Оттого в тетрадке Появился гол . На островок налетел ураган, На пальме остался последний баран .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Коммуникативные результаты: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные результаты: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную , подтекстовую , концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения.
Личностные результаты: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка.
Регулятивные результаты: Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Предметные результаты : знать: многозначные слова, омонимы, омоформы , омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный; типы текстов; уметь: уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности, распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; распознавать стили речи;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"
Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...
Развитие диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках и во внеурочное время в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Развитию диалогической и монологической речи у младших школьников на уроках...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения"
Программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения» имеет общекультурную направленность развития личности.Актуальность данной программы в том, что она направлена на решение задач воспитания и ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Речь и культура общения" 3 класс...
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...