«Работа тьютора с аутичными детьми»
статья (1 класс)
Цели и задачи тьютора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_tyutora_s_autichnymi_detmi.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Работа тьютора с аутичными детьми».
Цели и задачи тьютора:
Цель тьютора — успешно включить ребенка с аутизмом в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора: 1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе. Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство). Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий. Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы. Обеспечить ребенку особый школьный режим. Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка. Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками. Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы. Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы. Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка. Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе. Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун) – новая специальность в российском образовании.
.М. Ковалева определяет тьютора как педагога, действующего по принципу индивидуализации и сопровождающего построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. По мнению Е.С. Комракова, С.А. Щенниковой, Л.В. Бендовой, тьютор – это специалист в области организации образования и самообразования [5].
Коррекция поведения учащихся с РАС достигается согласованностью действий специалистов, работающих с ними. О.С. Никольская выделяет общие для всех аутичных детей трудности в организации их учебной деятельности. Эти дети, хорошо организованные на индивидуальных занятиях, в школьном классе они производят впечатление совершенно разлаженных: с огромным трудом сидят за партой, могут вставать, ходить по классу во время урока. Они медлительны, отвечают не сразу и невпопад, выполняют задание не тогда, когда нужно. Их внимание неустойчиво, на уроке они могут быть заняты своими играми. Поведение таких детей плохо контролируется, часто они «не видят и не слышат» учителя. Это создает плохую атмосферу в классе, ученики не могут сосредоточиться, учитель отвлекается на такого ребенка, поэтому он может обучаться только с помощью тьютора, который будет сдерживать его негативные проявления, препятствовать нарушению дисциплине. Вероятны неадекватные реакции – оживлённость и смех, или же боязнь и плач, или стереотипное двигательное и речевое возбуждение, стремление, не слушая других, постоянно говорить на какую-то особую тему. Свойственны проявления негативизма, резкий отказ от выполнения заданий [4].
Поэтому нами были составлены рекомендации для учителей начальных классов, обучающих ребенка с РАС совместно с тьютором [5].
1. Тщательный сбор информации о таком ребенке: помимо изучения документации необходимо задавать вопросы ему самому, в случаях затруднений необходимо обратиться к родителям, которые могут предоставить видеозаписи, на которых ученик принимает участие в каких-либо мероприятиях; наблюдение за учащимся на других уроках (занятиях): в чем его сильные/слабые стороны, что вызывает у него положительные эмоции.
2. Поддержка учащегося во время изменений в привычной обстановке. Если данное изменение происходит на уроке, учитель может заблаговременно предупредить о нем (например, о смене деятельности).
3. Разрешение выполнения какой-либо деятельности. Продолжительное нахождения на одном месте, выполнение однообразной деятельности вызывает у учащегося с РАС трудности, поэтому необходимо позволить ученику двигаться или манипулировать каким-либо предметом во время уроков (разминание мягких мячиков, растягивание резинок, рисование)
4. Приобщение учащегося с РАС к работе в классе: раскладывание раздаточного материала, подсчет учащихся в классе, подготовка доски к началу урока и т.д.
5. Использование сильных сторон учащегося с РАС: они являются фундаментом для его обучения.
6. Пересмотр отношения к правописанию. В связи колоссальным психическим напряжением во время письма, на некоторых уроках учащемуся с РАС можно разрешить пользоваться планшетом или компьютером, однако любая попытка самостоятельного написания должна быть положительно оценена учителем.
7. Предоставление выбора. Именно самостоятельный выбор воспитывает не только чувство контроля над своей жизнью, но и дает возможность узнать себя лучше. Выбор можно предоставить на любом уроке, например, на математике: «реши 5 примеров из 10», «выбери ту задачу, которую ты сможешь решить самостоятельно».
8. Включение учащегося с РАС в коммуникацию. Организация досуговых мероприятий, внеклассных мероприятий, где учащийся с РАС принимает активное участие наравне с другими учениками.
9. Оценка достижений. Она способствует развитию самостоятельности учащегося, создает стимул для дальнейшего обучения.
10. Побуждение интереса к учебе. Учителю необходимо подбирать интересные методы преподнесения информации, например, использование игры на уроке. Игра – мощный стимул интереса к окружающей действительности. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки – все это способствует повышению интереса к учебной деятельности.
Таким образом, вышеперечисленные методические рекомендации для учителя начальных классов, у которого на уроках присутствует ученик с РАС, обучающийся в сопровождении с тьютором, способствуют лучшей организации урока, соблюдению дисциплины, созданию положительной атмосферы в классе.
Рекомендации по работе с замкнутыми (аутичными) детьми:
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Мораль не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».
2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
3. Не призывать к совести, не читать морали.
4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством- помочь преодолеть эту стену.
5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.
9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Список литературы
- 1. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе / И.Ю. Асеева // Проблемы педагогики. – 2016. – №12 (23). – С. 43–46.
- 2. Богорад П.Л. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Как? Зачем? Почему? / П.Л. Богорад, О.В. Загуменная // Аутизм и нарушения развития. – 2014. – №3. – Т. 12. – С. 8–14.
- 3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединскйи. М.: Просвещение, 2015. – 289 с.
- 4. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2016. – 255 с.
- 5. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребёнка: Методические рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо [и др.]; отв. ред. И.П. Цвелюх, С.В. Шандыбо, Е.А. Черенёва; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015. – 214 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ, АГРЕССИВНЫМИ, ТРЕВОЖНЫМИ И АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ.
Книга Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых...
Шпаргалка для взрослых. (правила работы с аутичными детьми)
Как правильно взаимодействовать со своим особым ребёнком, чтобы быть для него надёжной опорой и верным другом....
Психолого-педагогическая технология в работе с аутичными детьми в младшем школьном возрасте
Представляю свой опыт работы с аутичным ребенком, форма обучения – индивидуальная, младший школьный возраст. Оценивая особенности эмоционально-волевой и коммуникативно-потребностной сфер аутично...
Психокоррекционная работа с аутичными детьми
Книга поможет воспитателям и учителям научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. Авторы предлагают конкретные рекомендации по выявлению симптомов аутизма у...
«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»
Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...
Песочная терапия в работе с аутичными детьми
В статье рассматриваются возможности использования различных техник песочной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Речь идет о работе с сухим, мокрым и цветным песко...
Особенности работы с аутичными детьми в школе.
Свое выступление хотелось бы начать с цитаты известного аутиста Джима Синклера: «Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас ", так п...