«Создание на уроках «ситуации успеха», которая будет способствовать повышению мотивационного уровня учеников»
материал (3 класс)

Леонтьева Наталья Васильевна

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Но как организовать ситуацию успеха? 

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха.  Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.  Чтобы правильно использовать этот механизм,  необходимо,  знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystupleniya_na_mo_leonteva.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Города Калининграда

Средняя общеобразовательная школа №14

Доклад на МО

Тема:

«Создание на уроках «ситуации успеха»,

которая будет способствовать

повышению мотивационного уровня учеников»

Подготовила: Леонтьева Наталья Васильевна,

учитель  начальных классов

г.Калининград

2021–2022 г.

Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Однако часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение в школе. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для представителей педагогической общественности.

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал         К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Но как организовать ситуацию успеха?  

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к созданию ситуации успеха.  Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.  Чтобы правильно использовать этот механизм,  необходимо,  знать все особенности этого психолого-педагогического феномена.

Прежде всего следует разделить понятия  «успех»  и «ситуация успеха». 

Успех связан с чувством радости,  эмоционального подъема,  которые испытывает человек в процессе   выполненной работы.  В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности,  меняется уровень самооценки,  самоуважения.   Помня об этих положительных эмоциях,  субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу.

Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех— результат подобной ситуации.  

Ситуация —  это результат продуманной,  подготовленной стратегии,  тактики; это то, что способен организовать учитель.

Переживание учеником ситуации успеха:

• повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

• стимулирует к высокой результативности труда;

• корректирует личностные особенности такие,  как тревожность, неуверенность, самооценку;

• развивает инициативность, креативность, активность;

• поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Главный фактор в достижении успеха –  оценка со стороны значимого взрослого.

Рассмотрим психолого – педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.

Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание,  ощутить себя «творцом обстоятельств»,  преодолеть трудности,  которые могут встретиться в ходе работы,  другими словами,  формирует мотив достижения успеха, предлагая различные варианты мотивов:  

  • стремление решить интересные задачи,  
  • попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым,
  • рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей,  
  • установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.  

Необходимо отметить,  что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой,  на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.

2. Организационный этап, или обеспечение деятельности.

Задача педагога - обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. На  данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай

проблемного обучения.

3. Результативный этап,  или сравнение предполагаемой оценки с реальной. 

Перед педагогом стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого обучающийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности. Ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

И самое главное, «Ребенок должен быть уверен, что успехом он обязан, прежде всего,  самому себе.  Помощь учителя,  какой бы эффективной она не была,  все равно должна быть скрытой.  Стоит ребенку почувствовать,  что открытие сделано с помощью подачи учителя….  Радость успеха может померкнуть»  - В.А.Сухомлинский.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

Операция

Назначение

Речевая парадигма

1. Снятие страха

Помогает преодолеть

неуверенность в собственных

силах, робость, боязнь самого  

дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только  так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и  находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами  проходили».

2.  Авансирование

успешного

результата

Помогает учителю выразить

свою твердую убежденность в

том, что его ученик

обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в

свою очередь, внушает

ребенку уверенность в свои

силы и возможности

«У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном   результате».

3.  Скрытое

инструктирование

ребенка в способах

и формах

совершения

деятельности

Помогает ребенку избежать

поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте  о…»

4.Внесение мотива

Показывает ребенку ради чего,  ради кого совершается эта деятельность, кому будет

хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим  

товарищам не справиться…»

5.  Персональная

исключительность.

Обозначает важность усилий

ребенка в предстоящей или

совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6.  Мобилизация

активности или

педагогическое

внушение.

Побуждает к выполнению

конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать

работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

7.  Высокая оценка

детали.

Помогает эмоционально

пережить успех не результата

в целом, а какой-то его

отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе   понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта  часть твоей работы».

Формирование познавательного интереса у младших школьников к содержанию учебной деятельности,  приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.

Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников –  это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства,  заключенного в научных знаниях,  являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

        Каковы же пути осуществления этой задачи?  Прежде всего,  интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал,  который является для учащихся новым,  неизвестным,  поражает их воображение,  заставляет удивляться.  Удивление -  сильный стимул познания,  его первичный элемент. Удивляясь,  человек как бы стремится заглянуть вперед.  Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

       Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно.  Тогда выступает еще один источник познавательного интереса –  сам процесс деятельности.  Что бы возбудить желание учиться,  нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.   Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Свои уроки я стараюсь проводить с учетом индивидуальных способностей и уровня подготовленности учащихся.  При изучении новых тем создаю и предлагаю решить проблемные вопросы,  применяю компьютерные технологии, на уроках использую электронные и другие наглядные пособия.

Люблю использовать разнообразные виды уроков,  что позволяет развивать у детей любознательность,  активность,  расширять их кругозор,  творческие способности.

              Использую различные формы:  беседы,   ролевые   игры,  это позволяет учащимся проявить себя,  развивать у них любознательность,  расширить кругозор,  наблюдательность,  активность,  самостоятельность.  

При подготовке уроков ищу дополнительную литературу, сообщения средств массовой информации, наглядные пособия, карточки, тесты, ИКТ.

             В своей работе использую разноуровневые задания.  Применяю индивидуальный и дифференцированный подход при работе с сильными и слабыми учениками.  

Пополняю свою копилку дидактическими и наглядными материалами,  тестами, мультимедиа.

Приемы создания ситуации успеха.

1. "Эмоциональное поглаживание".

Учитель с легкостью раздает комплименты.  На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки,  я горжусь вами!".  Внушить ребенку веру в себя,  прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце,  открытое для добра и сочувствия, —  в этом залог успешного воспитания.  

2. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать,  что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением;  добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает».  Такие ученики очень эмоциональны,  активно реагируют на успехи и неудачи.  Оценки переживают бурно.  Как правило,  семьи у них хорошие,  заботливые.  Отношение коллектива благожелательное.  Они пользуются симпатиями одноклассников,  учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости,  превращение уверенности в самоуверенность.  Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

3.  «Умышленная ошибка»

Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику,  надо видеть,  какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!  Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале,  который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

4. «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат,  открывший перспективу познания.  Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка,  поставить перед ним новые,  более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

5. «Шанс»

Подготовленные педагогические ситуации,  при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.  Подобные ситуации учитель может и не готовить специально,  но он этот момент не упустит, сумеет его материализовать.

6. «Сопереживание»

Этот прием взывания к чувствам ученика можно применять в том случае, когда есть надежда,  что искренне обращение учителя к лучшим чувствам  детей получит понимание.

        7. «Обмен ролями»

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее,  разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

8. «Отсроченная отметка»

Отметка выставляется лишь тогда,  когда ребенок заслуживает либо положительную,  либо повышенную отметку.  Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о  д в и же н и и вперед,  о достижении ребенка.  Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!  

9. “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

            Этот прием можно применять в   тех   случаях,   когда   есть   надежда,   что искренне обращение  учителя  к  лучшим  чувствам  детей  получит  понимание,  породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта,  интуиции   и культуры   педагога.   Здесь   надо   все   точно   просчитать,    правильно спрогнозировать возможные реакции.

           Использование ситуации успеха должно помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;  появляется желание вновь достигнуть хороших результатов,  чтобы еще раз пережить радость от успеха.

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке:  

  • Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
  • Второе условие –  снятие страха –  авансирование детей перед тем,  как они приступят к реализации поставленной задачи.
  • Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?  Реальная помощь в продвижении к успеху.  
  • Краткое экспрессивное воздействие на учеников –  педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
  • Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:

  • Не наказывать отрицательной отметкой,  грубой критикой в адрес  ученика.
  • Подбадривать за малейший успех,  одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  • Своевременно отметить успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
  • Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок:  поощрительная оценка за старание, за усилия,  прилежание, за неожиданный,  хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.
  • Применять на уроках задания,  предполагающие соревновательность,  развивающие сообразительность и догадку,  содержащих творческие элементы.  Ведь ученик,  даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.

Известно,  что успех -  это горючее развития,  своего рода пусковой механизм

самосовершенствования, саморазвития школьника.Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.  На основе всего этого,  можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание на уроке личностно-ориентированной ситуации как средство формирования умений и навыков младших школьников

В работе представлена классификация личностно - ориентированных технологий, критерии эффективности личностно - ориентированного урока, требования к валеологичеки целесообразному уроку, рекомендации к ...

Проблемные ситуации и пути их создания на уроке

Цель создания проблемной ситуации - осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя....

Создание на уроках проблемных ситуаций

Методические рекомендации знакомят с приемами создания проблемных ситуаций на уроках...

Презентация "Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе"

Презентация "Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе"...

Презентация "Игровые технологии - инструмент создания на уроке ситуации успеха в начальной и средней школе."

Презентация  может помочь при подготовке к выступлению на методическом объединннении или педсовете. Содержит определение, основные направления реализации, функции , структуру игровой технологии....

«Проблемные ситуации и пути их создания на уроке».

структура проблемного урока: 1. Проблемная ситуация. 2. Формулировка проблемы. 3. Выдвижение гипотез. 4. Доказательство или опровержение гипотез. 5. Проверка правильности реше...

Методическая разработка: "Проблемные ситуации и пути их создания на уроке в начальной школе"

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе является важным методическим приемом, позволяющим активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческое мышление и самост...