Презентация "Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе"
методическая разработка на тему
Презентация "Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiyaproblem._situatsii_i_puti_ih_sozdaniya.pptx | 164.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: Разработать методические рекомендации для учителя начальных классов о путях создания проблемных ситуаций на уроке Задачи исследования : – изучить и проанализировать современные теории и концепции проблемного обучения; – представить имеющиеся классификации проблемных ситуаций, приемы и способы их создания; – разработать рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке в начальной школе Объект исследования: проблемное обучение в начальной школе. Предмет исследования: пути создания проблемных ситуаций на уроке .
Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает под руководством учителя создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению данной проблемы, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей обучаемых. (Мельникова Е.Л. 2002г)
Основными понятиями концепции проблемного обучения являются: проблема ; учебная проблема ; проблемная ситуация ; проблемная задача ; проблемный вопрос ; методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод).
Проблема – «сложный вопрос, задача, требующая решения» (С. И. Ожегов). Учебные проблемы – это проблемы природы, человека или общества, включенные в содержание обучения.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать .
Из проблемной ситуации может быть 4 выхода : Учитель сам ставит и решет проблему; Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения; Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя; Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Проблемная задача - это специальная дидактическая конструкция, имеющая целью создание проблемной ситуации. «Задача» – потому, что так называется вид заданий, в которых есть условие и вопрос. «Проблемная» – потому, что данное определение к слову «задача» соотносится с главной категорией проблемного обучения – проблемной ситуацией. В процессе решения проблемной задачи учащиеся самостоятельно приходят к новым знаниям или способам их получения, то есть поиск способа решения или само решение возлагается на учащихся .
П остановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил : - проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
- несмотря на то, проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность – для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. Усилия обучающихся в итоге получают определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала
- проблемная ситуация должна вызывать интерес обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Этапы решения проблемной задачи : осознание проблемы ; ее разрешение ; проверка полученных результатов .
Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации. Вопрос – это предложение или обращение, требующее ответа или объяснения; - проблема , задача , требующая решения .
Вопрос должен : иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации; содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков.
Методические рекомендации к разработке и проведению проблемного урока Назначение проблемного урока · Приобретение ЗУН. · Активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение и т. д.). · Развитие креативности (творческого начала). · Выход на проектную, исследовательскую деятельность.
Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать: несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям; несоответствие имеющихся знаний и новых фактов; столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора; прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат; недостаток (недоступность) информации.
Этапы урока с использованием технологии проблемного обучения 1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 2. Выдвижение гипотез и их запись на доске. 3. Исследование (теоретическое, практическое). 4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы. 5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез). 6. Подведение итогов урока. Вариант( ы ) решения проблемы. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание.
Использование на уроках проблемных ситуаций существенно меняет роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности .
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные ситуации и пути их создания на уроке
Цель создания проблемной ситуации - осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя....
Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
Методическое пособие по созданию современного урока в начальной школе
Данное методическое пособие разработано для преподавателей гуманитарных дисциплин образовательных учреждений СПО и НПО. Неоценимый помощник для тех педагогов, кто хочет научиться не только...
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
«Проблемные ситуации и пути их создания на уроке».
структура проблемного урока: 1. Проблемная ситуация. 2. Формулировка проблемы. 3. Выдвижение гипотез. 4. Доказательство или опровержение гипотез. 5. Проверка правильности реше...
Методическая разработка: "Проблемные ситуации и пути их создания на уроке в начальной школе"
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе является важным методическим приемом, позволяющим активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческое мышление и самост...