Статья на тему: "Развитие воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках рисования"
статья

Кибирева Елена Дмитриевна

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

Воображение считается одним из важнейших психологических новообразований младших школьников. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе обучения под воздействием взрослого и деятельности самого ребенка. Виды деятельности, которые способствуют развитию воображения –  игра, рисование, лепка и др. Развитию воображения необходимо уделять должное внимание в процессе обучение, поскольку оно является важным средством познания детьми окружающего мира, оно в значительной степени определяет развитие личности в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию воображения детей младшего школьного возраста с ОВЗ на уроках рисования.

Значение воображения трудно переоценить. Оно необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины. Без фантазии учёные не могли бы воздвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события; учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить его ход, предугадать реакции учеников и т. д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как, не опираясь на воображение, невозможно изучать история, географию, астрономию и другие предметы.

     Воображение считается одним из важнейших психологических новообразований младших школьников. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе обучения под воздействием взрослого и деятельности самого ребенка. Виды деятельности, которые способствуют развитию воображения –  игра, рисование, лепка и др. Развитию воображения необходимо уделять должное внимание в процессе обучение, поскольку оно является важным средством познания детьми окружающего мира, оно в значительной степени определяет развитие личности в целом.

Успех в развитии воображения ребенка тесно связан не только с использование разнообразных видов деятельности, но и с креативностью самого педагога, его творчеством.

Формирование любого психического процесса, а особенно воображения, очень сложная, кропотливая работа, которая требует определенных условий. Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию воображения имеет создание развивающей среды и соответствующей материальной базы. Необходимы специальные методики обучения, воспитания и развития, соответствующие возрасту, особенностям развития и индивидуальным особенностям ребенка.

Есть много способов развития воображения. В их числе – различные игры.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В тоже время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, напрвляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. (Стребелева Е.А., 2008)

При выборе игры педагогу надо учитывать особенности познавательной деятельности, возрастные и психические особенности.

Приведем примеры игр, направленных на развитие воображения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью:

№ 1. «Собери картинку»

Перед ребенком в беспорядке кладут отдельные фигуры и предлагают составить картину, а затем «сочинить» рассказ по ней.

Работа по созданию композиции может проводиться коллективно, а затем каждый придумывает свой рассказ, после чего «творчество»детей получает оценку.

Изображения для создания композиции можно подобрать в зависимости от учебного предмета (история, география, биология) и темы урока.

№ 2. «Узнай, что хотел нарисовать художник»

Перед ребенком поочередно кладут картинки с недорисованными элементами и просят сказать, что хотел нарисовать художник, после чего предлагают дорисовать картинку.

Подобные задания можно включать в урок рисования либо в иные уроки, предлагая соответствующий материал, например элементы рисунка горы на географии, цветка или животного – на биологии.

№ 3. «Нарисуй словами»

Выразительно читается текст, после чего детей спрашивают, о чем шла речь. Затем дается инструкция: «Выбери, что тебе больше всего понравилось, и «нарисуй» словами».

Проводится на уроках чтения, развития речи.

№ 4. «Волшебное дерево»

Детям предлагают нарисовать волшебное дерево, которое может быть непохожим ни на какие известные им деревья, а на веточках могут быть разные игрушки, птички, вкусные вещи – все, что они хотят.

№ 5. «На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда

родитель и ребенок ждут трамвая, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

№ 6. «Что там спрятано?»

Педагог берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.(Боровик О.В., 1999)

Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.

Рисование рассматривалось исследователями в разных аспектах: и как средство педагогического воздействия, и как средство психолого-педагогического изучения ребенка, и как средства определения степени умственной отсталости.

Изобразительная деятельность требует от ребенка разносторонних качеств и умений. Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные умственно отсталым школьникам, преодолеваются лишь в ходе такого обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности. По мнению многих исследователей, таким положительным эффектом обладает рисование.(8, 7)

В процессе рисования у ребенка развивается воображение, сначала формируются операциональные навыки, необходимые для создания образов воображения, затем ребенок учится видеть и создавать учебные композиции на основе наглядной опоры, потом комбинировать и перекомбинировать образы, и в конце развивается самостоятельное словесное и изобразительное творчество.

Приведем примеры заданий, направленных на развитие воображения:

№1. «Узнай предметы и нарисуй их»

Ребенку предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала объекты берут из одной смысловой группы, усложненный вариант - смешение групп или задание с геометрическими фигурами. Ребенок должен узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения - цветным карандашом). После того, как все предметы названы, ему предлагают нарисовать каждый из них отдельно.

№2. «Небывальщина»

Если смешать два комплекта фигурок, то ребенок может составлять из них смешные композиции – путаницы. В качестве примера демонстрируются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках, на берегу стоит снежная баба и т.п.). Ребенку предлагают составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляется полная свобода фантазированию.

№3. «Геометрические фигуры в предметах»

Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

№4. «Иллюстрация к сказке»

Ребенку читают сказку, после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.( Боровик О.В., 2000)

В процессе учебной деятельности ученик получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.

Также развитие воображения происходит на уроках труда. Художественно-творческая деятельность, включающая в себя, в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.

Важную роль в формировании воображения ребенка играет взрослый – его педагогическая позиция, креативность, личность его в целом. Учитель организует и направляет деятельность ребенка, расширяет, уточняет, обогащает опыт ученика, побуждает его к творчеству, что способствует развитию воображения. Педагог должен не только создать условия для проявления воображения детей. В процессе организации и руководства их деятельностью следует активно воздействовать на развитие данного процесса, обогащать представления детей, обучать их эффективным приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения, стимулирующие детское воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

Родительское собрание во 2 классе Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста»

ЦЕЛЬ: показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье.ОБОРУДОВАНИЕ: бумага А4, ручки, цветные карандаши.Развитие творческих способностей детеймладшего школьного возрастаДуховная ж...

Методическая разработка на тему: Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

В данном материале представленна методика развития ловкости у обучающихся начальных классов посредством выполнения упражнений с различными мячами...

Методическая разработка на тему: «Развитие координации у детей младшего школьного возраста посредством выполнения упражнений с малыми мячами, для последующего успешного овладения навыками спортивных игр с мячом.»

Координация- это способность человека рационально согласовывать движение звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.В параметры координации входит:Способность к дифференцированию различных...