Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал по теме
Представлена презентация и лист "Суть изменений в преподавании урока в соответствии с ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole.ppt | 1.85 МБ |
sut_izmeneniy.doc | 39.5 КБ |
formirovanie_uud_v_ramkakh_vvedeniya_fgos_noo.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, на котором идет работа над формированием УУД:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа | Универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Resource id #5246
Предварительный просмотр:
Формирование УУД в рамках введения ФГОС НОО
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.
Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:
· замещение дошкольных видов деятельности занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;
· ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;
· резко возросшая информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;
· современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;
· ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения, ведь образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. В ФГОС НОО метапредметные результаты - «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС НОО.
Понимаем, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. В пособии для учителя «Проектные задачи в начальной школе» под редакцией А.Б.Воронцова говорится о необходимости создания разных образовательных пространств (урок как коллективное действие; учебное занятие; урок – мастерская; урок – консультация; урок – презентация; урок решения проектных задач). Этого требует системно-деятельностный подход, который лежит в основе нового стандарта.
Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, но в соответствии с современными требованиями.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. На его примере раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа, на котором идет работа над формированием УУД:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа | Универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова) |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования | Работа с картой урока, с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint) |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач. Проведение ролевых игр. Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает | Коммуникативные, регулятивные коррекции | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия
| Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов, приёма «ладошка» |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Актуальность приобретают теперь слова: «Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд
Одним словом, учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Таким образом, результатом обучения в начальной школе архиважным должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование универсальных учебных действий, позволяющих в дальнейшем решать различные задачи и не только учебные.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД), необходимо:
1) вначале сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин (математики, русского языка, окружающего мира и т. д.), организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;
4) в завершении организовать контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Главное для учителя - помнить,
что все учащиеся - звезды, маленькие и большие,
близкие и далекие,
но одинаково красивые.
Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета.
Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом.
Методики для проведения диагностики сформированности УУД обучающихся:
Методика «Беседа о школе» | модифицированный вариант Нежновой, Эльконина, Венгера | |
Проба на познавательную инициативу | «Незавершённая сказка» | |
Методика «Кто я?» | модификация методики М.Куна | |
Рефлексивная самооценка учебной деятельности | ||
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса | по Г.Ю.Ксензовой | |
Опросник мотивации | ||
Методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха | ||
Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи | ||
Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы | модифицированная задача Ж.Пиаже, 2006 | |
Анкета «Оцени поступок» | по Э.Туриелю | |
-
Список литературы:
- «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г.
Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006
3. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.
«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
4. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск:
Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
6. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
7. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология
учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
8. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
9. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
10. Статья Юлии Михеевой, учителя начальных классов средней школы имени В.М. Комарова с углублённым изучением английского языка
Звёздного городка Московской области «Из опыта работы»
11. Материалы с сайта
Resource id #1118
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Успешный старт ребёнка через формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО»
В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных резуль...
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС....
Самообразование по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС» Обобщение опыта.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личнос...
Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО.
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологийЗадачи: ·...
Развитие речи у младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС.
Развитие речи у младших школьников....
«Формирование УУД в рамках реализации ФГОС»
Универсальные учебные действия (УУД) – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта....
План самообразования по теме "Формирование УУД в рамках реализации ФГОС".
Цель самообразования: Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;Углубление знаний по разным методикам;Овладение достижениями п...