Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Hодителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников
Кузьмина Надежда Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 г. Балаково
В последние годы в педагогике возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого, а не только репродуктивного стиля мышления.
В современной педагогике мало специалистов-теоретиков исследуют проблему развития креативности. В основном проблемами креативности занимаются исследователи Д. Гилфорд, Е. Торранс, С.А. Медник, В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.. Они исследуют феномен креативности с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения о природе креативности, ее критериев и условий развития.
При всем разнообразии определений креативности (как способность порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способность к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций и т.д.) ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность – это способность создавать нечто новое, оригинальное.
Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
Творческие способности или креативность заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления креативности носят достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества как фантазия, творческое воображение. Развитие креативности происходит в творческой деятельности.
По мнению А.М. Матюшкина "в период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста (с 6-7 до 12-13 лет) усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. В этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления" [2, С. 236].
Именно в младшем школьном возрасте наиболее активно воображение, которое пробуждает сильный интерес к творчеству. С помощью рисования, лепки, музыки, разыгрывания сценок дети выражают свою креативность. Однако искусство, объединенное с педагогикой является и способом развития креативности. Поэтому специальные обучение и воспитание, направленные на развитие креативности в этом возрасте, могут поддержать природный творческий потенциал и дать новые возможности его применения.
В связи с этим родителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте.
Специальное обучение и воспитание, прямым образом направленное на развитие творческих возможностей у детей, может вносить существенные коррективы в характер этой динамики.
Были сформулированы основные педагогические условия развития креативности В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником:
1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:
- гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;
- творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;
- общности интеллектуальных интересов членов семьи;
- ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости.
2. Педагогические условия развития креативности в школе:
- приемов программ, приемов и методов, направленных на развитие креативности;
- доверительные отношения в классе;
- разрешение и поощрение множества вопросов;
- стимулирование ответственности и независимости;
- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;
- социальное подкрепление творческого поведения.
Одним из педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.
Также формирование готовности младших школьников к креативной деятельности будет эффективным, если реализовать систему педагогических условий:
- владение учителем методикой диагностирования образной и вербальной креативности, творческого мышления, интересов и склонностей учащихся;
- учет индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста, включающих развитие познавательных процессов; снижение уровня креативности с возрастом; формирование готовности к креативной деятельности на различных ступенях школьного обучения учеников; творческая деятельность как способ выражения креативности и способ ее развития;
- вовлечение учащихся в деятельность с учетом их интересов и склонностей.
Большая роль в развитии креативности принадлежит творческим играм. Творческие игры не имеют правил, В них происходит раскрепощение ребенка, эмоциональная разрядка. Отсутствие четких правил предоставляет возможности для творческого саморазвития и применения импровизации.
Развитие творческого мышления основано на следующих принципах и подходах:
- «мозговой штурм»;
- принципы мягкого соревнования;
- сотрудничество и кооперация;
- принцип безоценочной деятельности и благоприятная психологическая атмосфера.
У младших школьников еще не сформированы произвольные психические процессы, поэтому не стоит придерживаться строгих рамок программы занятий. Упражнения могут проходить по-разному в каждом классе. Так как ученики начальных классов быстрее устают, продолжительность одного занятия не должна превышать длительность одного урока.
Младшие школьники обладают еще недостаточно развитыми логическим мышлением и рефлексией, поэтому необходимо усиливать воздействие занятия с помощью различных способов ввода информации – кроме рисования, например, можно использовать соответствующее музыкальное сопровождение, прием визуализации, двигательные упражнения.
С возрастом отмечается снижение уровня креативности, поэтому занятия по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности должны проводиться регулярно, поддерживая и развивая творческий потенциал от первого класса начальной школы к четвертому.
При разработке занятий по формированию готовности младших школьников к креативной деятельности нужно учитывать также такие особенности младшего школьника, как интерес к рисованию, сказке, игре.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что педагогическими условиями формирования креативности в учебном процессе являются:
- создание в процессе обучения благоприятной развивающей среды для актуализации креативности;
- формирование внутренней мотивации младшего школьника через осознание ценности творчества, активизация его интереса к творческой деятельности;
- совместная деятельность учеников с учителем как фасилитатором;
- актуализация творческого потенциала самого учителя;
- введение в содержание учебного процесса разнообразных методов активного обучения.
Список литературы
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – Москва, 2008 – 392 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 254с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. – Москва: Наука, 1972. – 304 с.
- Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...
Некоторые условия развития творческих способностей младших школьников
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения-это не только овладение определенными навыками и знаниями, но и развития воображения,наблюдательности, сообразительности, воспитание тв...
Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников
Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся...
Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"
Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности
Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...
Доклад опыта работы по теме: «Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников ».
Как делать проектные работы с учениками начальных классов....