Опыт работы «Профессиональная компетентность учителя начальных классов  в условиях модернизации системы образования»
методическая разработка

Кызынгашева Анна Михайловна
У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.
Моё педагогическое кредо заключено  в следующей фразе: «Педагоги не могут успешно кого-то учить,  если в это же время  усердно не учатся сами». (Али Апшерони)
 
Следуя этой формуле, я постоянно учусь. Считаю, что педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать – становится неинтересным для учащихся и коллег. Для повышения своей квалификации использовала различные формы: онлайн – тренинги, дистанционные семинары, мастер-классы, очно - дистанционные курсы. В течение двух последних лет я приняла участие в мероприятиях различной тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_rod.3_kl.docx16.34 КБ
Файл opyt_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с родителями 3 класса .

Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.

Задачи:

1. Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Соблюдение требований устава школы.

2. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Методы и приёмы:

- использование индивидуальных форм работы с родителями;

- приглашение родителей в школу;

- проведение «родительского дня»;

- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения проблем).

- совместная деятельность учащихся и родителей.

Сроки

проведения


МЕРОПРИЯТИЯ


Участники


Сентябрь




в течение месяца

#1042;стреча родителей с классным руководителем, выбор родительского комитета

#1059;точнение социального паспорта класса.

3. Изучение вопроса организации питания.

4. Родительское собрание «Переходим в 3 класс…».

#1056;ежим работы во 2 смену.

6. Индивидуальные консультации.


Родители, классный руководитель


Октябрь








1. Проведение беседы о соблюдении правил дорожного движения учащимися и их родителями. Беседа о необходимости обеспечить детей светоотражающими элементами на одежде

2. Обсуждение мер по профилактике заболеваний во время эпидемии гриппа. Прививки.

#1056;одительское собрание «Ответственность родителей за воспитание и

образование детей»


Родители, классный руководитель, мед. работник



Ноябрь


постоянно

1. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

2. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

3. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

4. Встречи с группами родителей тех учащихся, чьи проблемы пребывания в школе похожи.

5. Переписка с родителями.

Родители, классный руководитель

Декабрь

(в конце 2 четверти)



Постоянно

1. Подготовка и проведение новогоднего праздника.

2. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся.

3. О зимнем отдыхе детей. Безопасность учащихся.

4. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

5. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

6. Традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону (особенно о достижениях)

Родители, классный руководитель

Январь



В течение года.

1. Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие.

2. Совместное планирование работы на 2 полугодие.

3. Индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания.

4. Работа с родителями по профилактике правонарушений среди учащихся.

5. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

Родители, классный руководитель


Февраль

1. Родительская конференция «Чтение- вот лучшее учение».

2. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление.



Март

(в конце 3 четверти)

1. Подготовка и проведение праздника «Мамин день».

2. Проверка состояния школьных учебников.

3. Родительское собрание «Итоги 3 четверти.

4. Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих и одарённых детей.

5. Посещение на дому учащихся из неблагополучных семей.

Родители, классный руководитель



Апрель



1. Индивидуальные консультации родителей с психологом

2. Обсуждение вопроса об организации походов и экскурсий в весеннее время.

3. Озеленение класса.

4. Участие в субботнике

Родители, классный руководитель, психолог

Май




1. Экскурсия на природу.

2. Участие родителей в работе кабинета, в подготовке необходимых

учебных пособий по различным предметам к новому учебному году.

3. Годовой отчёт о работе родительского комитета.

4. Родительское собрание «Итоги года. Занятость учащихся летом.

Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ во время летних каникул»

Родители, классный руководитель





Предварительный просмотр:

МБОУ «Таштыпская школа - интернат №1» Таштыпского района.

Опыт работы

«Профессиональная компетентность учителя начальных классов

в условиях модернизации системы образования»

учителя начальных классов

Кызынгашевой Анны Михайловна

У каждого человека есть свой Путь – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем.

Моё педагогическое кредо заключено в следующей фразе: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)

Следуя этой формуле, я постоянно учусь. Считаю, что педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать – становится неинтересным для учащихся и коллег. Для повышения своей квалификации использовала различные формы: онлайн – тренинги, дистанционные семинары, мастер-классы, очно - дистанционные курсы. В течение двух последних лет я приняла участие в мероприятиях различной тематики.

У меня есть цель – обучать на основе современных педагогических технологий. За годы практики применялись различные технологии. Но время не стоит на месте, и я шагаю в ногу со временем, я изучила новейшие педагогические технологии, которые апробирую и внедряю в свою работу:

  • Проблемное обучение.
  • Технология критического мышления.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Проектно-исследовательская деятельность.
  • Здоровье сберегающие технологии.

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как организовать работу с первоклассниками, чтобы облегчить маленькому ребенку привыкание к учителю, к новым школьным правилам, к резкой смене ведущей деятельности. Освободится от страха быть непонятым, неправильно ответить, поступить. Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.

Мне помогает в решении педагогических проблем концепция развивающего обучения, разработанная Л.С.Выготским, в центре которой - развитие человека как личности. Развитие рассматривается как «непрерывный процесс самовыдвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на первых ступенях единством общественного и личного при восхождении ребёнка по ступеням развития» (Л.С.Выготский “Педагогическая психология” М. 1991г.)

В учебном процессе работаю по программе «Школа России», которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование

выдвигаемых принципов и приемов)

Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников.

Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.

Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре, в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

Помня об этом, внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

Ведущая педагогическая идея.

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Оптимальность и эффективность средств

Используя технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Используя приём ИНСЁРТ, ученики самостоятельно выявляют знания и незнания. Применение приёма «Инсерт» способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в поиске, запоминании и усвоении материала. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

Особое значение придаю проверке знаний школьников. Провожу устный опрос, тестирование, зачеты. Проверяю знания на уроках-семинарах, уроках-практикумах. Мои ученики уже умеют работать с учебной и справочной литературой, составлять планы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии. В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке.

Метапредметные технологии.

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль:

  • критическое мышление;
  • педмастерские;
  • проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков;
  • интегрированные уроки.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

· Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

· Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

· Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

· Формированию личностных качеств ученика,

· Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,

· Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

· Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мы реализуем проекты, участвуем в конкурсах и викторинах, посещаем мечеть, занимаемся исследовательской работой, отмечаем праздники. Все это активизирует учащихся, они добиваются высоких результатов, участвуя в конкурсах различных уровней..

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

Вы знаете, мне по - прежнему верится,

Что если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда - нибудь учителя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Статья в помощь педагогам, которые с нового учебного года реализуют ФГОС....

Статья "Профессиональная компетентность учителя начальных классов".

В статье говорится о том, что профессиональная компетентность учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и де...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Профессиональная компетентность учителя начальных классовОвладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практич...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...

«Рост профессиональной компетентности учителей начальных классов МБОУ СОШ №1 в ходе реализации ФГОС»

В статье содержится анализ работы учителей школы в рамках реализации ФГОС. Выступление было представлено на муниципальных педагогических чтениях....

Профессиональная компетентность учителя начальных классов, как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Какими же качествами должен обладать современный учитель начальных классов, чтобы соответствовать запросам общества по воспитанию «свободной, высокоинтеллектуальной, адаптивной личности, обладаю...