Динамическое чтение
консультация (1, 2, 3, 4 класс)
В статье описаны методы и приемы динамического чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskoe_chtenie.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение динамическому чтению.
Учитель начальных классов
ГБОУ «С(К)ОШИ № 2», г Улан-Удэ
С.И. Мироманова
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможности достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителями. Не читающий ребенок-это катастрофа школы, общества. Динамическое чтение - качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором текста. При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя рече-двигательные и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.
Начинать работу можно в любом классе, в любое время. Единственное условие- работать каждый день. Прежде всего, выявляем факторы, мешающие быстрому чтению:
1.Регрессия- возвратные движения глаз.
2.Малое поле зрения (участок графической информации).
3.Неумение найти главное в тексте. Большинство читателей видят в тексте «все главное», они не умеют пропускать через «фильтр» избыточную информацию, быстро находить нужное.
4.Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
5.Артикуляция. Сова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвует слуховой аппарат (уши). Некоторые при чтении шевелят губами или шепчут. Читатель таким образом не только видит, но и проговаривает слово , а скорость говорения в четыре раза меньше скорости мысли, замедляется чтение.
Вывод: динамическое чтение помогает преодолевать эти трудности. Но как это сделать, с помощью каких методов и приемов?
Динамическое чтение - это чтение только глазами. Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число - двадцать один, про себя. Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить все ,что на ней изображено и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем. После команд: «Приготовиться! Внимание!» делается команда «Фотографируем».
Если учитель начинает работу в 1 классе. То по мере того. Как дети будут знакомиться с букварем и учится читать, можно предлагать следующие задания:
1. найди лишнюю букву (фотографируем): а, о. в, у, и.
2. найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
3. Найди лишнее слово:
река слон мала
речка лев моль
ручей мак мила
ручка тигр
4. Раздели слова на две группы:
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
5. Из какой сказки слова?
«Я – мышка-норушка…»
«Бежит молочко по вымечку…»
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за десять секунд.
5 7 3
9 1 8
10 6 4
2
По такому же принципу изготавливаются в положении стоя или сидя. Ученики считают про себя, указывая карандашом цифры ( или буквы ). В работе с таблицами используем памятку:
1.Как можно быстрее назови все числа ( или буквы) по порядку. Указывая их карандашом.
2.Старайся запомнить расположение двух – трех следующих друг за другом чисел ( букв).
3.Помни : глаза смотрят в центр таблицы, видят всю ее целиком.
Работая над текстом на уровне чтении, используйте следующие упражнения : «чтение – спринт», « чтение – разведка», чтение со счетом слов.
«Чтение- спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста , отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. А после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Цель этого упражнения - «загрузить» уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае, школьники лишены возможности произносить текст, про себя. Они приучатся читать только глазами. К этому упражнению разработана следующая памятка:
1. Плотно сожми губы и зубы.
2. читай только глазами.
3. Читай как можно быстрее.
4. ответь на вопросы к тексту.
Чтение со счетом слов заключается в том, сто учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить его содержание. А после окончания подсчета числа слов, назвать это число и ответить на сформулированные учителем пред чтением, вопросы к тексту. Цель этого упражнения –« загрузить» уши учащихся посторонней работой – счетом слов. В этом случае, школьники лишены возможности произносить текст, про себя. Они приучаться читать только глазами. К этому упражнению используется памятка:
1. Плотно сожми губы и зубы.
2. читай только глазами.
3. Читай как можно быстрее.
4. ответь на вопросы к тексту.
Наряду с основными упражнениями, используются и другие:
1.Упражнение «финиш». Методика работы такая же. Как и при «чтение-спринт», только читаем до указанного слова или выражения.
2.Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами текст. А после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
3. Чтение страницы текста при условии, что закрыто - пять букв слева, а потом пять букв справа; затем пять букв справа и пять букв слева одновременно. Учащиеся догадываются, о чем там написано.
4.Чтение со звуковыми помехами при звучании музыки.
Одновременно с работой по динамическому чтению, полезно развивать память, воображение учащихся, используя следующие упражнения:
1. Пересказ ранее прочитанных текстов, без предупреждения. Это упражнение хорошо развивает долговременную память учащихся.
2. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение. Суть игры в том, что дети подбирают синонимы к называемым учителем словам, например: грустить-горевать, радоваться-огорчаться , а так же антонимы: веселый -грустный.
3. Игра «Буду поэтом». Предлагается сочинять стихотворение по данной рифме:
…не обижаю
…приглашаю
…угощаю
…играю
Или закончить стихотворение: « В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот…»
4.Каждый день заучивать по стихотворению.
Совершенствование техники чтения про себя - лучший фрагмент, совершенствование техники чтения вслух. Поможет методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке используются такие приемы и методы:
1. Чтение за диктором.
2. чтение с отрывом взгляда от текста.
3.Чтение с убыстрением текста.
4. Жужжащее чтение.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Зрительный диктант.
На каждом уроке проводится артикуляционная зарядка, чтение в темпе скороговорки. Работа с числовыми таблицами, замена скорости чтения.
Давайте читать! Читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки чтения, быстрого чтения. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент окружающего нас мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение динамическому чтению
Нельзя быть счастливым, не умея читать....
мастер - класс по обучению динамическому чтению
показаны приёмы , обучающие динамическому чтению...
Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»
Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамиче...
Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»
Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....
мастер – класс Тема: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе»
Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 120 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженная, по отношению к оптимал...
Приёмы формирования навыка динамического чтения у учащихся младших классов
Приёмы формированиянавыка динамического чтенияу учащихся младших классов...
Динамическое чтение как способобучения сознательному чтению
В статье представлены приёмы работы над динамическим чтением...
- Мне нравится (1)