Динамическое чтение как способобучения сознательному чтению
статья
В статье представлены приёмы работы над динамическим чтением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы обучения чтению | 24.42 КБ |
dinamicheskoe_chtenie_homyakova_t.i.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамическое чтение как способ обучения смысловому чтению
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное, мало читают. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.
Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?
От чего зависит скорость чтения?
Вот здесь то и поможет нам необычный вид чтения - динамическое. Чтению и работе с текстом при обучении отводится особое место. От результатов овладения смысловым чтением зависит насколько ребёнок быстро и качественно сумеет усвоить школьную программу, самостоятельно овладевать УУД.
Динамическое чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им, можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий. Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.
История динамического чтения началась в первой половине XX века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, что бы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.
Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.
Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы, учителя начальных классов, должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.
От чего зависит скорость чтения? Скорость чтения зависит от темперамента ученика. Холерики и сангвиники читают быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:
. неправильное дыхание при чтении;
. плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;
. возвратное движение глаз (регрессия);
. маленькое поле зрения;
. неразвитая антиципация;
. плохая память;
. неустойчивое внимание;
. отсутствие культуры чтения в семье.
При умелом применении элементов динамического чтения можно намного повысить скорость чтения.
Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение. Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Работу над динамическим чтением надо начинать с первой же недели пребывания ребёнка в школе. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.
Этому способствуют приёмы динамического чтения.
Приём №1. «Фотографирование»
Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке – « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!» Для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.
Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:
- Двумя пальцами, например, мишку и машину;
- Тремя пальцами: мишку, машину, мячик;
- Четырьмя пальцами: мишку, машину, мячик и куклу.
- Найди лишнюю букву (фотографируем):а, о, м, у, и.
- Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.
- Найти лишнее слово: река, речка, ручей, ручка; слон, лев, мак, тигр
Приём №2. Работа по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20. Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты. Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся. По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. Назови буквы в алфавитном порядке.Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Памятка
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел или букв.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Приём №3. «Чтение – спринт»
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей.
- Ответь на вопросы к тексту.
Приём №4. «Чтение – разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Приём №5. Оперативное поле зрения.
Развивать поле зрения – значит боковым зрением пытаться различать контуры, очертания слов, фраз, предложений.У ученика 2 класса поле зрения должно быть до 2-3 слов, 3класса- до 3-5 слов, 4 класса- до 5-6 слов.Строго говоря, физиологически поле зрения не поддается тренировке. Но есть возможность расширить объем воспринимаемой за одну фиксацию информации за счет периферического зрения, развить способность угадывать ее содержание по расплывчатым боковым формам. Обычно мы делаем при чтении 12-16 фиксаций на строке. После тренировки - 4-2 фиксации.
Приём №6. Догадка – антиципация.
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципация основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам.
Определитель поля зрения:
-Угадывание пропущенных гласных и согласных:
М..м.. (мама) я..о..о (яблоко) у..е..и..(ученик)
Шк..л..(школа) к..рз..н..(корзина) ..а..а..а (задача)
-Угадывание общих окончаний сгруппированных столбиками слов.
- Подчеркнуть первое и последнее слово каждого предложения, прочесть, пытаясь понять смысл текста.
- Прикрыть часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать.
- Угадать часть поговорок.
- Угадать часть диалога.
Приём №7. «Буксир»
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение рекомендован родителям для занятий дома. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Приём №8. Чтение за диктором
Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.
– чтение в паре.
– пересказ с опорой на текст.
– многократное чтение.
1 раз - правильное (ознакомление)
2 раз – без учителя
3 раз – целыми словами
4 раз – наращивая скорость чтения
5 раз – красивое прочтение
В работе над динамическим чтением рекомендую использовать книгу О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Практическое пособие по обучению детей чтению».Аналогичные упражнения можно найти в пособии А.М. Ильина, Л.П. Ильиной «Букварь XXI века». Если каждый день использовать некоторые из приемов динамического чтения, можно выйти на уровень чтения 120 слов в минуту, читать без ошибок, выразительно, понимать смысл прочитанного и уметь воспроизвести читаемый материал. Видеть ребёнка с книгой в руках – подарок для учителя и родителей. А умение извлекать нужный материал – ещё большая удача. Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат.
Предварительный просмотр:
Динамическое чтение как способ обучения смысловому чтению
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное, мало читают. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.
Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?
От чего зависит скорость чтения?
Вот здесь то и поможет нам необычный вид чтения - динамическое. Чтению и работе с текстом при обучении отводится особое место. От результатов овладения смысловым чтением зависит насколько ребёнок быстро и качественно сумеет усвоить школьную программу, самостоятельно овладевать УУД.
Динамическое чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им, можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий. Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.
История динамического чтения началась в первой половине XX века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, что бы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.
Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.
Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы, учителя начальных классов, должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.
От чего зависит скорость чтения? Скорость чтения зависит от темперамента ученика. Холерики и сангвиники читают быстрее, чем флегматики и меланхолики.
Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:
. неправильное дыхание при чтении;
. плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;
. возвратное движение глаз (регрессия);
. маленькое поле зрения;
. неразвитая антиципация;
. плохая память;
. неустойчивое внимание;
. отсутствие культуры чтения в семье.
При умелом применении элементов динамического чтения можно намного повысить скорость чтения.
Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение. Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Работу над динамическим чтением надо начинать с первой же недели пребывания ребёнка в школе. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания.
Этому способствуют приёмы динамического чтения.
Приём №1. «Фотографирование»
Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке – « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!» Для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.
Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:
- Двумя пальцами, например, мишку и машину;
- Тремя пальцами: мишку, машину, мячик;
- Четырьмя пальцами: мишку, машину, мячик и куклу.
- Найди лишнюю букву (фотографируем):а, о, м, у, и.
- Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.
- Найти лишнее слово: река, речка, ручей, ручка; слон, лев, мак, тигр
Приём №2. Работа по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20. Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты. Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся. По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. Назови буквы в алфавитном порядке.Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.
Памятка
1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел или букв.
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Приём №3. «Чтение – спринт»
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:
- Плотно сожми губы и зубы.
- Читай только глазами.
- Читай как можно быстрей.
- Ответь на вопросы к тексту.
Приём №4. «Чтение – разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка:
- Плотно сожми губы и зубы.
- Поставь пальцы на начало и конец строки.
- Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом, выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Приём №5. Оперативное поле зрения.
Развивать поле зрения – значит боковым зрением пытаться различать контуры, очертания слов, фраз, предложений.У ученика 2 класса поле зрения должно быть до 2-3 слов, 3класса- до 3-5 слов, 4 класса- до 5-6 слов.Строго говоря, физиологически поле зрения не поддается тренировке. Но есть возможность расширить объем воспринимаемой за одну фиксацию информации за счет периферического зрения, развить способность угадывать ее содержание по расплывчатым боковым формам. Обычно мы делаем при чтении 12-16 фиксаций на строке. После тренировки - 4-2 фиксации.
Приём №6. Догадка – антиципация.
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципация основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам.
Определитель поля зрения:
-Угадывание пропущенных гласных и согласных:
М..м.. (мама) я..о..о (яблоко) у..е..и..(ученик)
Шк..л..(школа) к..рз..н..(корзина) ..а..а..а (задача)
-Угадывание общих окончаний сгруппированных столбиками слов.
- Подчеркнуть первое и последнее слово каждого предложения, прочесть, пытаясь понять смысл текста.
- Прикрыть часть предложений листом бумаги, вторую часть должны угадать.
- Угадать часть поговорок.
- Угадать часть диалога.
Приём №7. «Буксир»
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение рекомендован родителям для занятий дома. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
Приём №8. Чтение за диктором
Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.
– чтение в паре.
– пересказ с опорой на текст.
– многократное чтение.
1 раз - правильное (ознакомление)
2 раз – без учителя
3 раз – целыми словами
4 раз – наращивая скорость чтения
5 раз – красивое прочтение
В работе над динамическим чтением рекомендую использовать книгу О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «Практическое пособие по обучению детей чтению».Аналогичные упражнения можно найти в пособии А.М. Ильина, Л.П. Ильиной «Букварь XXI века». Если каждый день использовать некоторые из приемов динамического чтения, можно выйти на уровень чтения 120 слов в минуту, читать без ошибок, выразительно, понимать смысл прочитанного и уметь воспроизвести читаемый материал. Видеть ребёнка с книгой в руках – подарок для учителя и родителей. А умение извлекать нужный материал – ещё большая удача. Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов"Школа 2000-2100"
Выступление по теме: "Формирование навыков правильного беглого и сознательного чтения средствами учебно-методических комплектов " ...
Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.
В статье описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...
Статья "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся»
Проектная работа "Роль динамического чтения в улучшении качества чтения учащихся" выполнена учителем начальной школы Пинчук Светланой Евгньевной, где данаы рекомендации для обучения динамиче...
Методическое пособие для развития беглости, сознательности чтения "Учись читать!" 1 класс
В пособии представлены упражнения, игры для развития беглости, сознательности и антиципации чтения. Упражнения выполняются в данной последовательности, 2-3 упражнения за 1 занятие. Пособие может быть ...
Формирование сознательного чтения у учащихся начальных классов
Современная методика предполагает такую читательскую деятельность, которая позволяет думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое ...
Приемы обучения сознательному чтению
В материале приведены приемы обучения сознательному чтению...
Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...