Индивидуальный Образовательный маршрут
методическая разработка

Хоменко О.А

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_homenko_o.a.docx95.64 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

 «Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»

ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

на тему: « Организация индивидуальных образовательных маршрутов на уроке».

Выполнил:

Хоменко Оксана Анатольевна,

 учитель начальных классов,

  первая квалификационная категория,

 МБОУ СОШ №2

с.Варфоломеевка 2020г

Содержание

Введение. ……………………………………………………………….……….3

1.  «Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения качества образования»……………………………………………….………….5

 1.1 Дидактические и ценностные основания введения ИОМ …….………....5

1.2 Эффективность разработки ИОМ…………………………………………...7

1.3 Структура индивидуального образовательного маршрута………………..7

2. Этапы внедрения ИОМ……………………………………………………….11

2.1. Индивидуализация при обучении школьным предметам: вводные положения……………………………………………………………………….13 

3.Опытно-эксперементальная работа по реализации ИОМ в МБОУ «СОШ№2»………………………………………………………………………..15

3.1. Технология маршрутизации обучения в МБОУ «СОШ№2»….…………16

3.2 Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов по литературному чтению…………………………………………17

Заключение …………………………………………………………….………..27

Список литературы ……………………………………………………………..29

 Приложение …………………………………………………………………….30

Введение

Актуальность  исследования. Сегодня от ученика требуется умение критически мыслить, учиться оперировать растущим объемом информации.

Поскольку на смену традиционному обучению приходит системно-деятельностный подход, то учителю нужно думать, как не просто дать знания ребёнку, а сделать этот процесс наиболее эффективным, организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Это способствует тому, что каждый педагог ищет наиболее эффективные пути повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости, работает над  созданием условий для обеспечения положительной динамики самореализации учащихся. ИОМ выступает в данном случае как средство стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин  в период  школьного обучения. Изменения происходят не только в ученике. И от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию.

Цель экспериментального исследования - апробация, обобщение и  распространение опыта работы по индивидуальным образовательным маршрутам на базе нашей школы.

Обучение в школе вмещает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни.   Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь  познавать новое. От этого зависит,  потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.

Индивидуальный образовательный маршрут  - средство достижения личностью самостоятельно поставленных (скорректированных) предметных и непредметных целей. 

Цель технологии:

  • создание благоприятных условий для формирования универсальных учебных умений обучающихся, позволяющих осознанно воспринимать, систематизировать, запоминать и воспроизводить информацию.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Причин для обучения детей по индивидуальному образовательному маршруту несколько:

  • в классе есть обучающиеся с повышенными образовательными потребностями и особыми способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
  • слабоуспевающие учащиеся, у которых в ходе входных, рубежных и итоговых контрольных работ выявлены пробелы в знаниях.
  • обучающиеся, находящиеся длительном лечении и не имеющие возможности обучаться по обычной классно-урочной системе.
  • обучающиеся с ОВЗ.

           Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Предмет исследования: индивидуальный образовательный маршрут обучения обучающихся начальной школы на примере литературного чтения.

Объект исследования: особенности и возможности индивидуального образовательного маршрута  младших школьников.

  • Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть интересны учителям – предметникам, молодым специалистам, а также родителям.
  • Гипотеза: Разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в преподавание способствует реализации задачи индивидуализации образовательного процесса, является средством повышения мотивации, облегчает адаптацию детей с особенностями развития и дает возможность оптимального варианта обучения в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

1.  «Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения качества образования».

 1.1 Дидактические и ценностные основания введения ИОМ

ИОМ-это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут

Определяется:

  • образовательными потребностями,
  • индивидуальными способностями,
  • возможностями  обучающегося (уровень готовности к освоению программы).

   Индивидуальные особенности обучающегося:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

«Индивидуальная образовательная траектория»

обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:

  • содержательный -вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут
  • деятельностный - специальные педагогические технологии
  • Процессуальный- организационный аспект

Индивидуальная образовательная траектория

предусматривает наличие

  1. индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент),
  2. И разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут

конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Маршрутная система обучения - позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.

ИОМ- обеспечивает поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, может проходить  изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

         

1.2 Эффективность разработки ИОМ

Условия:

  1. Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ;
  2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся;
  3. Активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ;
  4. Организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
  • ресурсными возможностями.

Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях

1)Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть?, каким быть?);

2)Повышение функциональной грамотности по предмету;

3) Совершенствование в выбранной сфере деятельности.

         1.3 Структура индивидуального образовательного маршрута

Компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе мотивов и потребностей обучающегося);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей);
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения)
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
  • результативный (формируется ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий школьника.

Такая программа позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок, в том числе и школьник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетом.

Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность»- предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка, диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и потребности. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника в образовании.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

•        Педагог создает воспитаннику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. Учитываются индивидуальные интересы ребенка, предпочитаемые виды деятельности.

•        Для воспитанника при составлении индивидуальной траектории самое важное - оценить свои возможности, способности, интересы, усилия которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала или что бы добиться запланированного результата.

Этапы, организуемые педагогом образовательной деятельности ребенка, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области.

1-й этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личностных качеств детей, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования ребенка, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Педагог устанавливает и классифицирует мотивы деятельности детей по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

2-й этап. Фиксирование каждым ребенком, а затем и педагогом, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ребенок составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ребенка с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед воспитанником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый ребенок вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ребенок (и педагог) фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

4-й этап. Программирование каждым ребенком индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе дети создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ребенка. При оценке оргдеятельностной продукции воспитанников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ воспитанников и общеколлективной образовательной программы. Реализация детьми намеченных программ происходит в течение определенного периода времени. Ребенок осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка.

6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов воспитанников и их обсуждение. Организуется выход детей в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены детьми в собственной деятельности.

7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверить, ориентируясь на созданный ребенком продукт, полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Формирование различного вида умений - мыслительных, коммуникативных, познавательных. Необходима обратная связь, позволяющая не только корректировать движения ребенка по траектории, но и оценивать его продвижения.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а так же разработанный способ его реализации (Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута заключаются: в открытости обязательных результатов обучения; возможности выбора учащимися уровня сложности; целесообразности сочетания различных форм организации учебной деятельности; организации дифференцированной помощи со стороны педагога; создании психологического комфорта обучающегося (воспитанника), учет его индивидуальных особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения и родителей .

  2. Этапы внедрения ИОМ

Первый этап «Методики диагностики уровня развития способностей и одаренности».

  • Тесты  креативности;
  • Методики, направленные на выявление организаторских способностей;
  • Тест креативного потенциала;
  • Тест когнитивных умений;
  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
  •  Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника;

И другие.

Второй этап

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

        Третий этап
«Разработка учебно-тематического плана»

Нормативные и психолого-педагогические основы разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в учебном предмете в  школе.

Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающегося, его возможности и поставленные цели.

         Четвертый этап
«Определение содержания, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов»

Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.

Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута

        Пятый этап - «Определение времени»

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

         Шестой этап
«Определение роли родителей обучающегося в реализации маршрута»

Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.

       Седьмой этап
«Интеграция с другими специалистами»

Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, необходимо решить нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.

        Восьмой этап
«Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося»

  • Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.
  • Проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.

2.1. Индивидуализация при обучении школьным предметам: вводные положения.

Индивидуализация в образовании подразумевает развитие способности определять направление, цели и средства своего образовательного движения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию. Это процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта образования, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

При этом важнейшая проблема состоит в том, чтобы понять и выстроить, как на уроках в школе организуются условия, способствующие тому, чтобы учащиеся овладели культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, с учетом различных типов предметности:

 Предметность материальных условий (жизне)деятельности

 Предметность коммуникации / совместного действия

 Предметность личного осмысления и организации собственного действия

Исследователями и практиками в области индивидуализации образования предложены следующие стратегии действий:

 Изменение ресурсного обеспечения урока

 Перестройка содержания

 Предоставление образовательных выборов и поощрение проб обучающихся

 Организация образовательных событий

Организационно, практикуется использование нелинейного расписания, погружений для предоставления условий индивидуального движения учеников.

Анализируя имеющийся российский опыт, можно отметить, что индивидуализация в образовании существует как бы в двух планах: идеальном, как образ максимально свободного и самостоятельного построения учеником индивидуальной образовательной программы, и реальном, как поиск опор для выбора, самостоятельности, инициативы учеников внутри обновленной классно-урочной системы.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия

Наиболее свободное построение ИОМ может происходить во внеурочной деятельности, а для изучения предметов должна использоваться разрабатываемая учителем система образовательных выборов с обратной связью:

 Маршрут охватывает 3-7 уроков.

 Учитель заранее намечает возможные точки выбора, например, форм работы: работа с учителем, в паре, группе, индивидуально по учебнику/карточке/дополнительному ресурсу

 Ученики выбирают маршруты по заданным точкам выбора и проходят их по плану

 Есть маршрут, близкий к традиционной форме, но его тоже нужно выбрать

 Если трудно или легко, маршрут можно изменить

3. Опытно-эксперементальная работа по реализации ИОМ в МБОУ «СОШ№2».

На основе, действующей в данной организации,  программе составляется индивидуальная образовательная программа (или модуль) для учащегося, пожелавшего овладевать учебным содержанием в индивидуальном порядке. В личной индивидуальной программе реализуется способ индивидуального освоения существующей программы, на основе которой изучается дополнительное содержании.

Переход обучающегося на индивидуальную образовательную программу предусматривает: оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на ИОМ; желание ребенка перейти на обучение по ИОМ и осознание им ответственности принимаемого решения; согласие родителей.

Содержательную основу обучения по индивидуальным программам составляют учебные модули.

Учебный модуль — это учебный материал, указания по его изучению, время выполнения каждого задания, способы контроля и отчётности.

Для маленьких участников образовательного процесса  разрабатываются различные виды маршрутов — долгосрочные или краткосрочные, монопредметные или многопредметные. В рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута по ФГОС преподаватель проводит запланированные мероприятия, которые могут включать: Организацию консультаций педагога-психолога для уточнения особенностей развития малышей. Анкетирование родителей школьников. Наблюдение за учащимися с фиксацией результатов. Контроль и анализ работ, выполняемых учениками. Анализ журнала успеваемости школьников.

ИОМ реализуется различными способами обучения:

  • Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе.

Групповые занятия. Для группы обучающихся, перешедших на индивидуальное обучение,

может быть организовано групповое выполнение отдельных модулей (заданий).

  • Самостоятельное изучение является основной формой индивидуального обучения, которое может предполагать различный уровень самостоятельности (консультации для учащихся, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения).
  • Текущая проверка и тестирование достижений необходимы, прежде всего, самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является избранная им методика самостоятельного обучения.
  • Самостоятельная практика в больших объёмах и разнообразных формах.

3.1. Технология маршрутизации обучения в МБОУ «СОШ№2».

1 этап.  Спланировали и согласовали свою деятельность с администрацией и другими членами педагогического коллектива, заручились поддержкой.

2 этап.   Провели самодиагностику и диагностику готовности класса к обучению по ИОМ.

3этап.  Разработали письменную  памятку для родителей на тему «Ваш ребёнок учится по индивидуальному образовательному маршруту»

4 этап .  Провели вводную беседу с родителями и ученикам.

5 этап.  Используя УМК и рабочую программу, выбрали внутри темы цикл из 3-7 уроков, имеющих общую направленность: изучение нового, повторение изученного, контроль. Составили личную интеллект – карту на тему «Умения и знания учеников» для выбранного цикла уроков.

3.2 Проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере 4 класса по литературному чтению).

Дорогой ученик! Сегодня мы продолжаем работу по разделу «Природа и мы». Это тема интересна для учеников четвёртого класса, которые стремятся узнать много нового и познавательного. Литературное чтение-один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Сегодня ты начинаешь выстраивать свою учебную деятельность по индивидуальному образовательному маршруту. Твой путь к результату: глубокие взаимосвязанные знания, практические инструменты для преодоления трудностей – лекция учителя, работа в группе или паре,  тестирование, беседы, алгоритмы, которые ты освоишь на уроках, а затем сможешь применить в нужный момент в дальнейшем.

Личная интеллект - карта «Умения и знания учеников»

По литературному чтению. Раздел «Природа и мы»

Тема:В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Характер действия

Действие (глагол)

Объект действия (существительное)

Контекст действия

Безошибочно

воспроизводит

Содержание текста по плану.

в процессе кол-го обсуждения прочитанного

Самостоятельно

определяет

главную мысль и тему текста;

по признакам: герои,  

место события

Безошибочно

читает

диалог

в процессе исценировки отрывка текста

Развернуто письменно


устно

объясняет



объясняет

смысл непонятных слов


название произведения

в знакомом  прозаическом или поэтическом художественном тексте

в процессе кол-го обсуждения прочитанного

  знать

уметь

Понятия: текст, тема, заголовок,  главная мысль, диалог, виды текста, характеристика героев,

пословица, поговорка

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений,  выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника),
  • осуществлять переход с  уровня событий  восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством  учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней,и др.)

Межпредметные   связи

При изучении этой темы, учащиеся узнают больше о жизни животных, используя знания окр.мира и допол-ой литературы, будут сочуствовать героям, свои эмоции и впечатления от прочитанного выразят в рисунках(изо), исценировках; научатся находить произведия других авторов на заданную тему, составляя каталог произведений ( русс.яз). Сделают выводы, что в жизни надо всему учиться.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА ЦИКЛА УРОКОВ

    Карта образовательных ресурсов по циклу уроков

Книги в библиотеке

Интернет-сайты

Энциклопедия Животные

Атлас «От земли до неба»

Толковые словари ( Ожегова)

http://alensru.blogspot.co.il/2013/07/blog-post_8.html

Видеоуроки (в папке на ноутбуке):

Аудиозапись произведения «стрижонок скрип». Продолжительность 15:02

Источник:http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1493&kniga=7

Презентация «Жизнь стрижей»

Презентация «Биография Астафьева»

База материалов на ноутбуке в папке

Учебник: литературное чтение 4 кл Москва  «Просвещение»2013г авторы:Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др.

Матрица выборов по Разделу  «Природа и мы», В.П. Астафьев

 «Стрижонок Скрип» 4 класс.

Как ты будешь работать? Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель, и  отметь свой маршрут движения.

Номер урока

Образовательный результат

Что надо сделать

Варианты работы

С учителем

В паре

В группе

Индивидуально

Твой вариант

№1

1.Безошибочно  воспроизводит содержание текста по плану.

2.Самостоятельно определяет главную мысль и тему текста.

Прочитать текст, определить главную мысль.

+

Разделить текст на части, озаглавить каждую часть.  

+

3.Находит смысловые части текста.

4.Составляет вопросы по тексту.

Дать толкование  непонятным словам.

+

Составить вопросы по тексту.

+

Д/з

Ответь на вопрос №9 стр 110 . (ответ запиши в тетрадь)

Найти информацию об авторе.

+

№2

1.Развернуто письменно даёт характеристику героям произведения.

2.Соотносит  и объясняет содержание текста с пословицей.

Составить таблицу полож-х и отриц-х героев произ-я

+

Найти допол-ю информацию о жизни стрижей.

+

Соотнести пословицу с текстом

+

3. Приводит примеры средствхудож-ой выраз-ти (олицетворения) из текста.

Найти олицетворения в тексте

(привести примеры)

+

Д/з

Написать отзыв на понравившийся рассказ.

№3

1. Письменно выражает своё отношение к прочитанным произведениям.

2.Находит дополнительную литературу на заданную тему.

+

Составь список допол-х произведений к разделу.

+

Выполнить проверочный тест по разделу.

+

                              Пример заданий

Задания для групповой работы

Задания: Прочитай текст в учебнике.Раздели текст на части,составь план, запиши   в тетрадь ( 1 часть-1,2,3;   2часть- 1,2,3).

Памятка.

Работа с текстом.

  1. Перечитайте произведение.
  2. Определите, о чём в нём говорится (тема)
  3. Какие чувства переживают персонажи, и какие возникают у вас.
  4. Представьте героев в своём воображении.
  5. Определите подтекст, то, что скрыто за словами.
  6. Определите отношение автора к героям, событиям.
  7. Сформулируйте задачу своего чтения: что хочешь сообщить слушателю о своём отношении к персонажам.
  8. Выберите средства речевой выразительности: тон, темп, паузы, логические ударения, мелодику речи.
  9. Проверьте себя.

Как составлять простой план текста?

1. Прочитайте текст ( представьте мысленно весь материал)

2. Разделите  текст на части и выделите в каждой из них главную мысль

3. Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте , все ли главные мысли отражены в плане

5. Запишите план

3.Объясни значения слов:

Мерцало - _______________________________________________

  Мол, дескать –___________________________________________________

  Бесцеремонно – __________________________________________________

   Яр-___

4. Составь вопросы по тексту, запиши :                                                                          Задания для парной работы

Дай характеристику героям  ( работай с текстом)

Положительные героихар-ка

Отрицательные герои

Характеристика

Задание:.Поработай с содержанием текста:  найди в тексте  примеры  олицетворения, выпиши

Справка Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.(пример: Луна хохотала)

Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу? (подчеркни, объясни свой выбор)

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Задание. Составь список дополнительных произведений, которые можно было бы поместить в этот раз

Ответь на вопросы к тексту: если ты согласен с ответом, поставь «+»,если нет, то «-» ( для всех)

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
  5. Скрип был любопытный стрижонок.
  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
  7. Стрижи – очень дружный народ.
  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу    (образец, спроси у учителя)

0-1ошибка – 5.

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

Для индивидуальной работы.

Дополни план .

ПланI части рассказа.

  1. Рождение (кого?).________________
  2. Стрижата( с кем?)._________________

3.Возвращение- (кого?).___________________

План   II  части рассказа.

  1. Кормление(кого?).____________________
  2. (как вёл себя Скрип?)___________________

3. (Куда улетел Скрип?. _________________________

 Дополни  вопросы по содержанию текста:

  • Как появился на свет _______________________?
  • Почему у него такое _______________?
  • Как заботилась мама____________________?
  • Какой урок преподала _________________________?
  • Чему она его________________?
  • Что понял  _____________________________?
  • Где жили ____________________?
  • Почему ____________________ ласточки-береговушки?
  • Чем кормила _______________________?
  • Можно ли назвать Стрижиху хорошей _______________? Почему?
  • Кто в природе опасен для_______________?
  • Что случилось с________________________ Скрипа?

Проверочная работа по разделу «Природа и мы»  1 вар

1.Соедините автора с его произведением:

Д. Н. Мамин - Сибиряк                                «Выскочка»

А. И. Куприн                                                 «Кабан»

В. П. Астафьев                                               «Приёмыш»

Е. И. Чарушин                                                «Стрижонок Скрип»

М. М. Пришвин                                             «Барбос и Жулька»

2.В этом произведении сорока лишилась хвоста

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

3.Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

4.Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей

а) В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

5.Они были разными, но дружба их – крепкой

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

6.Он был приёмным членом семьи, но очень любимым

а) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

б) М. М. Пришвин «Выскочка»

в) Е. И. Чарушин «Кабан»

7.Соедините произведение и предмет:

Норка                                   Е. И. Чарушин «Кабан»

Рога                                      В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Хвост                                   Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Миска                                  М.М.Пришвин «Выскочка»

Лодка                                   А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

Метла                                  

8.Кто это? Узнай по описанию. Напиши героя, название и автора произведения.

  • Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начинает кричать. Да ведь так жалобно кричит………………………………
  • Ей было очень тяжело прокормить детей. Но она была хорошая мать…………………………………………………………………

9.Объясни значения слов:

МАРАЛ - …………………………………………………………

КАРЬЕР - ……………………………………………………

10. Подбери антонимы к словам:

НАЧАЛЬНИК - …………………………………………………

СХОДСТВО - …………………………………………………………

Выполнение домашнего задания

        2.Отзыв - один из видов литературной критики: небольшое литературно-критическое произведение, которое кратко оценивает художественное произведение, книгу. (Это твое мнение о произведении).

Творческое задание ( дополнительно)

 Составление синквейна  на тему «Стирижиха» 

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка                               1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

2.Объяснить смысл фразеологического оборота «медвежья услуга». Найти в тексте место, где Скрип хотел воспользоваться этой услугой.

3.Самооценка участия в уроке (Приложение№1)

Выводы:

Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает каждому ученику представить личный план движения в конкретной теме и выполнить его.

Уроки строятся иначе, чем обычно. В целях индивидуализации обучения на занятиях появляться поле выбора для ученика.

Для участия в эксперименте были выбраны следующие классы (4) и предметы (литературное чтение ).

В ходе эксперимента были проведены занятия по выбору пути дальнейшего обучения. Ребята делали самостоятельный и осознанный выбор, как они будут изучать предложенные темы: индивидуально, с помощью учителя, в паре, группе.

Ребята могли свободно менять свои маршруты, если считали, что им необходима помощь товарищей или учителя.

Провели циклы уроков с использованием технологии индивидуального образовательного маршрута.

По окончанию занятий провели рефлексию о циклах уроков по ИОМ. Подавляющему большинству детей такая форма работы понравилась.

Заключение

Изучив теорию и проанализировав ее, мы можем с уверенностью сказать, что данная тема действительно актуальна, ведь индивидуализация образования является основным механизмов развития личности. Целью работы было изучение и применение теоретических и методических основ проектирования индивидуального образовательного маршрута для учащихся начальной школы на примере литературного чтения.
Проанализировав результаты работы  мы пришли к выводам, что:

-Результаты  диагностик, проведенных с использованием ИОМ,  доказывают, что использование индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности обеспечивает повышение эффективности обучения, удовлетворения и развития потребностей школьников в процессе обучения.  Выявлено продвижение учеников вперед, подъем их на более высокий уровень развития. Динамика положительная. Есть надежда, что дети будут успешными в учении, и произойдет реализация персональных запросов на образование. Выявлена высокая степень влияния ИОМ на индивидуальное развитие ученика и на формирование у него УУД.

-У учеников:

- повысился уровень личностного развития;

 -наблюдается положительная динамика качества обучения;

- повысился уровень УУД.

Роль учителя при работе с индивидуальными образовательными маршрутами изменяется: это консультирование, рекомендация дополнительных источников информации;  учитель помогает привести запланированные ожидания в соответствие с образовательными возможностями и потенциальными способностями ученика. Учитель выполняет функции консультанта: оказывает персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве, создает условия для реализации индивидуализации процесса обучения.

       Работа по индивидуально-образовательным маршрутам реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт шанс ребёнку открыть себя как индивидуальность, как личность.

Представленная технология проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка младшего школьного возраста может служить средством реализации принципа дифференциации образования на практике, комплексно воздействуя на всех субъектов образовательного процесса: способствуя формированию ключевых компетентностей у дошкольников, повышая включенность родителей в процесс образования ребенка и содействуя повышению профессиональной компетентности педагогов. Отдельно хочется отметить, что программа, разработанная с учетом персональных данных учащихся, способствует достижению основной цели ФГОС — всестороннему развитию индивидуума.

Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования, инструмент повышения качества образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Результаты по данному экспериментальному исследованию обобщили и представили на педагогическом совете школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий:. дис.д-ра пед.наук: 13.00.01/ Е. А. Александрова. - Тюмень, 2006. - С.42

2.Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

3. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.

4. Гущина, Т. Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъектности обучающихся / Т. Н. Гущина // Воспитание школьников. - 2011. - № 9. - С. 32-38.

5.http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 

6.http://pedsovet.su/iom 

7.https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0e98/00042d47-16f8cd28.pptx 

Приложение 1

        Самооценка участия в уроке

Критерий

Показатели

Критерий

Показатели

Критерий

Показатели

Критерий

Показатели

Оценка содержания

урока

скучно

Оценка деятельности

на уроке

разочаровался

Оценка

внутреннего состояния

во время урока

мрачное

Оценка выбора

разочаровался

неинтересно

не понял

тревожное

доволен

неново

не почувствовал

безразличное

интересно

занимательно

запутался

равнодушное

запутался

интересно

задумался

взволнованное

задумался

познавательно

удивился

удовлетворенное

удивился

полезно

загорелся

позитивное

загорелся

продуктивно

убедился

оптимистическое

продуктивно

перспективно

осознал

приподнятое

не удачно

эффективно

принял решение

энергичное

не понял

надёжно

отличное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуально - образовательный маршрут

Цель: ликвидация пробелов по предмету...

Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня учителя в условиях ФГОС

Представлен перспективный маршрут профессионального совершенствования учителя начальных классов в условиях перехода на новые ФГОС...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

по новым требованиям современного образования с нас учителей требуют индивидуальные образовательные маршруты.нашла образец.Буду рада ,если кому-нибудь в работе пригодится...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

ИОМ разработан на три года. Тема по самообразованию: «ПОДВИЖНЫЕ   ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ  УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ » Этапы  работы: 1...

Индивидуальный образовательный маршрут как условие создание комфортной и здоровьесберегающей среды для детей с различными образовательными возможностями в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Надыма»

Индивидуальный образовательный маршруткак условие создание комфортной и здоровьесберегающей средыдля детей с различными образовательными возможностямив МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Над...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как способ эффективной организации образовательного процесса в условиях УДО

   Основная идея модернизации образования сегодня состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. А для этого образование должно соответс...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ .

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития....