Урок по окружающему миру ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
методическая разработка (4 класс)
Тема урока: «Жизнь древних славян»
Данная разработка и презентация могут быть использованы для проведения урока УМК «Школа России», который является первым по данной теме в 4 классе. Этот материал могут использовать учителя начальных классов, работающие по разным образовательным программам, так как материал универсален и может послужить хорошим помощником в изучении раздела окружающего мира «Страницы истории России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_drevnih_slavyan.docx | 448.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира по теме:
«Жизнь древних славян»
Название УМК: «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: «Жизнь древних славян»
Тип урока: урок открытия нового знания
Место урока в разделе: первый урок в разделе «Страницы истории России».
Образовательные ресурсы:
карточки для индивидуальной и групповой работы;
презентация к уроку в программе SMART Notebook 10;
учебник А.А. Плешаков для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2. – Москва: «Просвещение» 2014г.
Цель урока: расширение словарного запаса учащихся, ознакомление с новыми понятиями (предки, современники , потомки славяне) , формирование способности учащихся к новому способу действия.
Задачи урока
1. Обучающие:
- познакомить детей с историей своего государства;
- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- учить работать с картой.
2. Развивающие:
развивать внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, прививать интерес к географии, истории.
3. Воспитывающие:
-воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группе;
-воспитывать интерес к истории своего народа, уважительное отношение к нашим предкам.
Формы и методы работы: групповая.
Педагогические технологии достижения цели:
1. ИКТ- информационно- коммуникационные технологии
2. ИТ – игровая технология
Планируемые образовательные результаты:
Получают представление о жизни древних славян
Познавательные УУД:
развивают умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
формируют умение строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться в потоке информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять текст.
Коммуникативные УУД:
развивают умения выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией;
обеспечивают сотрудничество: умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, умение вести диалог.
Личностные УУД:
воспитывают чувство справедливости, способность к самооценке, самоконтролю;
воспитывают интерес к предмету, к истории родной страны, чувство патриотизма.
Регулятивные УУД:
формируют умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
развивают умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
вырабатывают умение организовать собственную учебную деятельность посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, и оценки успешного усвоения.
Межпредметные связи: литература, русский язык.
Оборудование: проектор, интерактивная доска SMART Notebook 10.
Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
подпись ______________ расшифровка подписи____________________ « »__________________20____г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ГРУПП
Группа №1
Полторы тысячи лет назад славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрными морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга.
Самой многочисленной группой была группа восточных славян. Она включала в себя 12 племен (полочане, кривичи, словене (ильменские), дреговичи, вятичи, северяне, древляне, волыняне, уличи, радимичи, белые хорваты, поляне, тиверцы) – от которых позднее произошли русские, украинцы, белорусы.
Наши предки жили все вместе, племенем. По одиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди. Семьи у славян большие, несколько родов составляют племя, несколько поселений - общину. Каждое племя занимало свою территорию.
Группа №2
Славяне были рослыми, сильными и красивыми людьми. У них были серые или голубые глаза, светлые волосы и правильные черты лица. Одевались они в домотканую одежду. Шили её изо льна и шерсти.
Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.
На рассвете, вместе с первыми лучами солнца просыпался славянский посёлок. Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие
Храбрость была их природным свойством.
Свободолюбие, патриотизм (преданность своему народу) были присущи древним славянам. Существовала древнейшая традиция взаимопомощи, чувство локтя. Просить пощады у врага считалось аморальным.
Летописцы хвалят гостеприимство славян редкое в других землях и до ныне весьма обыкновенно у всех славянских народов. Так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь, отворённую и пищу готовую для странника на столе.
Группа №3
Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.
В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лис, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами , деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и пушнину. Из меха изготовляли верхнюю одежду. Кроме того шкуры пушных зверей, главным образом куницы, соболя служили основным средством обмена, то есть выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Крапиву подмешивали в хлеб, восполняя недостаток муки, а также ели свежей, квасили, варили, сушили. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Использовали мёд и в пищу и в качестве лекарства. Кроме того его охотно покупали у славян многие народы. Собирательство мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы)
Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники ещё по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомиться мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы - звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной.
Труд земледельца был очень тяжелым. Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. Но почва через несколько лет истощалась, приходилось переходить на новое место, и всё начиналось сначала. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох.
Хлеб славяне называли жито от слова “жить”, потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания. Недаром о хлебе в русском языке сохранилось множество пословиц:
- Вспомните пословицы о хлебе?
КРОССВОРД
1. Произведение, создаваемое народом. (……………)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (………………….)
3.Вещественный исторический источник. (………………..)
4. Наука о языке. (……………………..)
5. Наука, изучающая историческое прошлое. (……………………….)
6. Люди, живущие с нами в одно время. (………………………)
7. Люди, которые жили перед нами. (…………………………) .
- группа
Лист путешественника
№ | Вопрос | Ответ |
1. | - Кто были наши предки? | |
2. | Где поселились наши предки? | |
а) В какой части Европы было поселение славян? б) Между какими морями расселились славяне? в) Вдоль каких рек селились славяне? г) Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? д) Как жили славяне? | ||
3. | Информация, полученная при выступлении других групп. |
2-группа
Лист путешественника
№ | Вопрос | Ответ |
1. | - Кто были наши предки? | |
2. | -Какой внешностью и какими качествами обладали древние славяне? | |
а) Как выглядели славяне? б) Какими качествами обладали? в) Из чего шили одежду древние славяне? | ||
3. | Информация, полученная при выступлении других групп. |
3-группа
Лист путешественника
№ | Вопрос | Ответ |
1. | - Кто были наши предки? | |
2. | -Чем занимались наши предки? | |
а) Чем занимались мужчины славяне? б) Расскажите о бортничестве. в) Какой основной вид занятий ? г) Как расчищали поля для занятия земледелием? д) Чем занимались женщины? Что такое собирательство? ж) Что они пряли и шили? Чем лечили? | ||
3. | Информация, полученная при выступлении других групп. |
СИНКВЕЙН
Стихотворение, состоящее из пяти строк
|
Кто? Что? ______________________________________ |
Какой? Какая? Какое? Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предметов ____________________________________________________ |
Что делает? Три глагола, раскрывающие действия предмета _____________________________________________________ |
Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки ____________________________________________________ |
Существительное, выступающее как итог ______________________________________________________ ______________________________________________________ |
1. Проверка Д/з. Ф.И._____________________________________________- - Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества? Первая эпоха Мир древности Вторая эпоха Средние века Третья эпоха Первобытная история Четвёртая эпоха Новейшее время Пятая эпоха Новое время Оценка…….. |
1. Проверка Д/з. Ф.И.__________________________________________ - Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества? Первая эпоха Мир древности Вторая эпоха Средние века Третья эпоха Первобытная история Четвёртая эпоха Новейшее время Пятая эпоха Новое время Оценка…….. |
1. Проверка Д/з. Ф.И.__________________________________________ - Соедините стрелочками. К какой эпохе относится история развития человечества? Первая эпоха Мир древности Вторая эпоха Средние века Третья эпоха Первобытная история Четвёртая эпоха Новейшее время Пятая эпоха Новое время Оценка…….. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" 4 класс.
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества»....
Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".
Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....
Проект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян 4 класс"
1-й урок в разделе «Страницы истории Отечества»Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить особенности их занятий и быта....
Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"
Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"...
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как и где жили древние славяне, о быте и их веровании,-уметь дава...
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян"
УМК "Школа России", 4 класс...