Статья "«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»"
статья (3 класс)

Ефременкова Ирина Александровна

Выступление на конференции Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассное мероприятие для 3-4 классов «Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого». Ефременкова Ирина Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie2_-_kopiya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

«К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассное мероприятие для 3-4 классов «Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого». Ефременкова Ирина Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района

Я работаю в 125 школе Красногвардейского района всего 3 год.  Наша школа – школа особая.  И контингент ребят  и родителей соответствующий. И особенно актуальным в моей работе и в работе всего коллектива становится  именно воспитание.  Именно воспитание,  на мой взгляд, будет той движущей силой, через которое и образовательные результаты повысятся.

На уроках и внеурочной деятельности в рамках реализации программ  ОРКСЭ И ОДНКНР мы не только знакомим с нравственными, культурологическими понятиями, но и формируем   мировоззрение  ребёнка, его моральные качества, а также прямо и опосредованно влияем и на родителей, привлекая их к проектной и исследовательской деятельности.

На следующих слайдах я выделяю  ключевые моменты, которые определяют подходы к курсу ОРКСЭ.

Выделю особо

  • рассмотрение курса  в качестве этапа воспитательной работы с учащимися, выдвижение на первый план именно воспитательных целей;

- превращения школьника в активного участника, в его соавтора через реализацию деятельностного подхода к подготовке и организации занятия.

Важно, чтобы каждый урок , каждое мероприятие  затронуло душу ученика.

Как завещал Иоанн Крондштадский

 «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь..»

На уроках во время внеурочной деятельности мы учимся сопоставлять трудолюбие и лень, милосердие и жестокость, ответственность и халатность, кротость и раздражительность.  Чтобы соотнести эту информацию с жизнью учащихся, приходится искать примеры из жизни и литературы, интегрировать уроки этого модуля с уроками по другим предметам, находить материал в культурном наследии нашего родного города, района.

Все мы знаем, что ценить начинаешь только то, что достается с трудом, с деятельностью. И конечно важную роль в процессе духовно нравственного воспитания я уделяю проектной и исследовательской деятельности.

Вот несколько примеров исследований, которые можно проводить с детками.

Практико-ориентированный проект подразумевает  создание, какого либо материального продукта. Например, книга,  настольная игра, карта. Мы создавали книгу 4 религий, которая была структурирована  по главам. Название, священные книги, храмы, обряды.

Исследовательский проект – естественно, предполагает какое либо исследование.

Какие церкви есть в вашем районе?

 Здесь мы будем изучать наш Красногвардейский район.

Какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье, среди ваших близких.

Информационные проекты - направлены на сбор сведений, о каком либо объекте или явлении предоставлении информации для широкой аудитории.

(История одной  церкви,  рассказ о своём  святом покровителе,  традиции и игры народов России)

Как вариант:

 «Вместе со старшими опишите в небольшом сочинении одно из религиозных сооружений, находящихся в вашем посёлке, городе или регионе. Какие художественные произведения религиозного назначения в нём находятся»

Творческие проекты

Максимально свободный нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. (Газета, сочинение, видео, презентация, праздники)

В практике конечно наша деятельность включает смешение всех видов и работаем мы комплексно.

Тема сегодняшних рождественских чтений  подсказала идею нового исследования, которое будет реализовано в 3 - 4  классах.

Называется это исследование. «Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого»

Остановлюсь коротко на некоторых моментах

Содержательная линия мероприятия, которое родилось совсем недавно.

  1. От личности   Петра Первого, от его имени  мы переходим  к истории города узнаем  в честь кого названа Петропавловская крепость.

Узнаем о святых первоапостольных Петре и Павле.

  1. От истории города к людям, которые были причислены к лику святых и их деяниях.

Работая в группах ребята узнают о покровителях Санкт – Петербурга

Святом Андрее Первозванном.

Александре Невском,

Ксении Петербургской

 

Иоанне Крондштадском.

Ребята рассказывают друг другу

Имя святого. Его деяния. Храм или памятное место в городе.

  1.  От святых  - к культурным объектам (храмам и соборам города),

С каждым святым связаны места в нашем городе. Та же Александро-Невская Лавра, Смоленская церковь, Свято-Иоановский монастырь на Карповке.

  1. От культурного объекта стихотворения Александра Сергеевича Пушкина  к нравственным качествам личности Петра, через анализ произведения.

Какими качествами обладал Пётр Первый, какие свойства личности помогли ему сделать великой Российскую империю.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье. (Смелость, ум, образование)

Не презирал страны родной,

Он знал ее предназначенье (любовь к родине, патриотизм)

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(трудолюбие)

От качеств личности Петра  к своим качествам. -А какими должны быть жители нашего города, какими качествами надо обладать каждому из нас, чтобы сберечь, то что завещал нам Петр Первый?

Некое  смысловое, воспитательное  кольцо.

Методическая линия-

От урока – к длительному проекту «Святые места района, города. Создание карты города», где мы будем отмечать памятные места, храмы и собирать о них информацию.

В конце выступления хочется выразить огромную благодарность Наталье Эдуардовне за её идеи и энергетику, которая заражает.

И конечно к реализации проекта мы с моими детками приступим уже в третьей четверти 3 класса и обязательно пригласим  Вас, Наталья Эдуардовна,  либо на начальный этап, либо на заключительный в 4 классе. Надеюсь, что всё получится.

И закончить мне хочется словами Святого праведного Алексия Мечёва.

 «..Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел…» 

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

Знакомство с биографией и творчеством А.П.Чехова; «прогулка по Чеховским местам», т.е. ознакомление с памятными местами, посвящёнными писателю; совершенствование и контроль знаний по прочитанным...

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

9 июня - День рождения Петра I

9 июня – День рождения Петра I – объявлен в Санкт-Петербурге городским праздником. Данная презентация содержет некоторые сведения из жизни русского царя и первого российского императора, гос...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Викторина, посвящённая 205-летию со дня рождения Петра Павловича Ершова

Викторина по сказке «Конёк-горбунок» для активизации детского и семейного чтения. Учащиеся приняли участие в Региональном дистанционном конкурсе «Встреча с юбиляром»,...

Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рождения Петра Первого.

Внеклассное мероприятие.Начальная школа . 3.4 классУчитель: Ефременкова И.А. ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга.Тема: Святые покровители Санкт-Петербурга. К юбилею со дня рожде...