Сообщение на ШМО "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"
материал
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Сергеевич Станиславский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Берёзовская основная общеобразовательная школа»
Доклад ШМО
на тему:
«Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты»
Составитель:
учитель начальных классов
Чипитова А.А.
2020-2021 учебный год
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Сергеевич Станиславский
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике...
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его обучающихся перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией.
- Желание творчества.
- Стремительный рост современной науки.
- Изменения, происходящие в жизни общества.
- Конкуренция.
- Общественное мнение.
- Материальное стимулирование.
- Интерес.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
На разных этапах профессионального развития педагога самообразование имеет приоритетные содержательные аспекты.
Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
- Выбор направления и темы самообразования.
- Формулирование цели и задач самообразования.
- Определение круга источников информации.
- Выбор формы самообразования.
- Составление плана самообразования.
- Определение результата самообразования.
- Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления самообразования
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое, ориентированное на обучающихся и родителей;
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационно-компьютерные технологии;
- здоровьесбережение;
- правовое;
- эстетическое;
- историческое;
- иностранные языки;
- политическое;
- интересы и хобби;
- и т.д.
2 этап – выбор темы самообразования
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Новизна
Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и реализации отдельных сторон педагогического процесса.
2. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для педагога, так и для данного учреждения образования детей в целом:
- социальной адаптации воспитанников всех видов и типов;
- формирования здорового образа жизни;
- привлечения семьи к организации жизнедеятельности детей и подростков;
- создание воспитательных систем в детских сообществах;
- обобщение инновационного опыта педагогов.
3. Соответствие современным достижениям науки
Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
4. Стабильность
Необходимы: сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного временного периода.
5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями образования детей
ПОО могут использоваться в качестве рабочего материала другими педагогами: он не должен быть связан только с личностными особенностями автора.
6. Оптимальность опыта
Достижение высоких результатов при относительно экономных затратах времени, сил педагогов и воспитанников, при этом не в ущерб решению других образовательных и воспитательных задач.
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
3 этап – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап – определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
- телевидение;
- газеты, журналы;
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
- материалы сети Интернет;
- видео, аудио информация на различных носителях;
- платные курсы;
- семинары и конференции;
- мастер-классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- уроки коллег;
- путешествия и т.д.
5 этап – выбор формы самообразования
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
- индивидуальная;
- групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.
6 этап – составление плана самообразования
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
- название темы;
- цели;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе.
Деятельность педагога в области самообразования может включать в себя:
- систематический просмотр определенных телепередач;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
- общение с коллегами в районе, области и в Интернете.
7 этап – определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка пакета тестового материала в электронном виде;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- разработка модели образовательного процесса;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
- и т.д.
8 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
- обобщение опыта;
- доклад;
- сбор и анализ отчетной документации;
- презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт педагога является фактором изменения образовательной ситуации, он понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой обучающихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
- Повышение качества преподавания предмета.
- Готовность к педагогическому творчеству.
- Профессиональный и карьерный рост.
- Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
- Соответствие педагога требованиям общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе
Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.
Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования» уч...
Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...
Доклад ШМО на тему: "Роль самообразования педагогов в повышении качества образования: творческие отчёты"
Совершенствование качества обучения и воспитанияв образовании напрямую зависит от уровня подготовки педагогов....
План самообразования « Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»
Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоян...
Сообщение: «Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования»
Представлено сообщение на тему "Технология критического мышления на уроках в начальной школе как условие повышения качества образования" и презентация...
доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....