Тевек, кажык дугайында
презентация к уроку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: 1) изучить историю возникновения об игре «тевек»; 2) собрать и проанализировать информацию об игре «тевек»; 3) выявить знания одноклассников об игре «тевек»; 4) познакомить ребят с необычными видами игры; 5) сделать тевек;
“ Тевек” считается мальчишечьей игрой, но, девочки тоже могут играть в эту сложную игру. Количество играющих в тевек не ограничено. Игроки могут играть: по одному, парами, поделившись на команды.
Как сделать тевек? Нужно расплавить свинец, залить в круглую форму, сделанную из глины, посередине оставить дырочку. В эту дырочку нужно продеть шерсть козы. Нижнюю часть срезать вровень с формой, закрепить расплавленным свинцом. Оставшуюся длинную часть шерсти срезать вровень с кругом.
Игра в тевек появилась многие сотни лет назад и пользовалась большой любовью и популярностью среди молодежи. За сотни лет игра распространилась везде и всюду и стала любима всеми. Играли в тевек и стар и млад. То, что игра в тевек упоминается в старинных народных тувинских сказках говорит о том, что еще в древней Туве эта игра была распространена. Эта игра была популярной и у русского народа, но там играют по другим правилам.
Хорошие игроки могут сделать до 1000-1500 ударов. Однако это очень вредно для здоровья, так как организм такую перегрузку может не выдержать. Поэтому правила игры немного изменили. Ограничили предельное количество ударов, и можно закончить “чиннеп” или “кызыл чиннеп” (т. е. подбрасывая одну ногу в воздухе не доставая до земли).
нужно подбросить тевек рукой и, пока он не упал, поймать правой ногой, внутренней стороной лодышки и снова подбросить вверх. Считается каждый удар, и чем больше ударов – тем лучше. Если играют командами, то считают все удары, которые сделают игроки команды, т. е. общее количество ударов. У кого(или у какой команды ) больше ударов, тот и победитель.
Выигравшие “стыдят” ( “човадыр” ) проигравших. Один из проигравших подбрасывает тевек одному из выигравших. Тот должен ударить по нему так, чтоб он не достался ни тому, кто подбрасывал, ни остальным членам проигравшей команды. Это и называется “човадыр” . Если выигравший не сумеет ударить по подброшенному тевек, ошибется, или кто-то из проигравших сумеет поймать тевек или хотя бы коснуться, то игра на этом прекращается и начинается по новой.
Если игра заканчивается вничью, то ее усложняют. Играют “далгып” : игру начинают с правой, как обычно, но следующий удар делают левой ногой, т. е. попеременно. Это очень трудно, и игра заканчивается быстро. Дальше игра продолжается так же, как описано выше, т. е. выигравшие “стыдят” проигравших, только двумя ногами.
Если и на этот раз будет ничья, игра еще больше усложняется. Переходит в “чиннээри” – тевек, который играют стоя на одной ноге. “Чиннээри” еще сложнее и, как правило, игра заканчивается еще быстрее.
Но... если и после этого будет ничья переходят в “кызыл- чин” . Играют в “кызыл-чин” стоя на одной ноге, не подпрыгивая, а не двигаясь с одного места. Нужно быть очень осторожным, чтобы не перестараться, чтобы тевек не улетел далеко, что требует большого внимания и нужно уметь рассчитывать правильно удары. Если игроки хорошо играют и знают все правила тевек, то игру можно еще больше усложнить.
Тувинские народные игры разнообразны. Среди них самой распространенной является игра в «Кажык»(в бабки). В разных районах Тувы существует много ее вариантов. В кажык любили играть во время Шагаа (встреча нового года по лунному календарю), она известна и у соседей тувинцев – алтайцев, хакасов, бурят, монголов. В Тоджинском районе у оленеводов эту игру называют «шанай», а у скотоводов – «кайык» (шанайлаар, шанай адар; кайыктаар, кайык адар и другие варианты). Во всех остальных районах Тувы существует единое название – «кажык».
Издавна тувинцы четырем сторонам кости дали названия: выпуклой стороне – «баран» (хой), обратно с ямочкой стороне «коза» (ошку), стоящей ровно верхней стороне – «лошадь» (аът), и обратной, менее ровной стороне – «корова» (инек). В дальнейшем их будем так и называть. На эти элементы игры, как и на названия, также оказало влияние, преобладающее хозяйство человека.
Большинство вариантов этой игры, безусловно, отражало жизнь кочевников-скотоводов. «Бараньи астрагалы приносят счастье» - считали тюркоязычные народы. Тувинцы – взрослые и особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи штук, закапывают в зимнем загоне для овец (кажаа) и начинают собирать снова.
Для чего? Тувинцы считают, что бабки приносят счастье и способствуют размножению и сохранности поголовья скота. По наблюдениям Л.Р. Кызласова «кроме большого количества бараньих астрагалов, без всяких следов обработки, часто встречаются астрагалы, покрытые различными знаками, которые имеют иногда на одном конце просверленное отверствие. У тувинцев и их соседей – алтайцев, хакасов и монголов – эти кости являются не только предметом игры, такие астрагалы употреблялись в качестве своеобразных «держалок», в отверстие которых пропускался и завязывался ремешок, на конце которого висело… огниво».
Пожилые люди помнят, что раньше их отцы, нанося родоплеменные тамга на астрагал, привязывали его на шею вожака своего стада. Желая благополучия и сохранности своему скоту, они избегали прикладывания раскаленной тамги на тело животного, что стали делать позднее.
На ведущие астрагалы коня наносили тамга. Почти одинаково варьируются тамга: 1) « мунгаш кас » (свастика); « ажык кас » (крест); « шындавал » (четырехуголник) и др. В игре использовалось много астрагалов, среди них существуют ведущие кости, подобно в русской игре «бабки».
Дети очень любят стрелять битки по кости (ок), щелчком пальца выбивая главную фигуру (буга холу) равнозначная четырем обычным, она ставится в центре дощечки. Чтобы отличить от других простых фигур, на нее наносят специальный знак. Играют два, три или четыре человека.
В некоторых играх большое значение имеет размер костей. Более крупные (астрагалы коней, коров), иногда величиной с кулак, называют главными, остальные – рядовыми. Чтобы легко отличить главные от рядовых астрагалов, на поверхность более крупных наносили родоплеменные тамга, рисовали различные знаки.
Количество игроков произвольно. Играют в одиночку и в команде по двое, трое, четверо человек и т.д. Комплектность игры: количество костей пропорционально количеству игроков – по 10 на каждого; коврик.
Берут одну из намеченных костей, носящих название сага. Все остальные раскладывают на коврике вверх стороной «барана» (хой) в произвольном порядке. Каждый играющий подбрасывает сагу вверх, пока она летит в воздухе той же рукой, что подбросила сагу, берет несколько лежащих костей и на лету ловит сагу. Ошибкой считается, если игрок не смог поймать сагу. Перевернул одну из лежащих костей на сторону «козы» или «коровы». Случайно перевернутая или выпавшая из рук кость, упавшая стороной барана или лошади, считается правильной. 3. Если игрок поймал сагу на лету и не перевернул при этом соседние кости, он берет в «собственность» захваченные на коврике кости. Также он получает право повторить подбрасывание.
4. Когда выбирают все кости, то составляют следующую партию, отдавая в общественную казну по равному количеству костей от каждой стороны. Оставшиеся у сильной стороны кости (запас) называются хожу (т.е. дают право выходить первым). 5. Когда останется немного костей (столько, сколько игрок может поместить в ладони), разрешается «исправить», т.е. передвигать отдельно лежащие кости по своему усмотрению, но в этом случае игрок не имеет права упустить ни одной кости. Исключение: случайно может выпасть из руки лишь одна из костей ( кудурук – хвост), и все игроки стараются схватить ее первыми. Тот, кто взял «кудурук», имеет два преимущества: у него становится больше костей, и он завоевывает право начать следующую партию.
6. Если проигравшая сторона обладает «кудуруком» т.е. хвостом, игра меняет характер. С двух сторон кладут по одной косточке (если играют две команды, то 2, если три, то 3 и т.д.), так называемые «2 глазка» (ийи карак) – 2 косточки с расстоянием между ними в 2 вершка (ийи карыш). Если косточек три, то их называют «3 глазка» (уш-карак) и ставят треугольником по 3 вершка между каждой косточкой. 7. В том случае, если проигравшая сторона сумела взять «2 глазка», другая сторона кладет две косточки, получается четыре. Таким образом, играют «4 глазка» (дорт карак). Они представляют собой четырехугольник с расстоянием между косточками по вершку. 8. Если проигравшая сторона (имеется в виду наименьшее количество костей) сумела взять кость, то игра продолжается. Если проигравшая сторона взяла кость, то у другой ничего не остается и она проигрывает.
Игра кажык имеет воспитательный характер, учит ребенка ловкости и внимательности. Таким образом, в культурном наследии, в этнопедагике игра кажык у тувинцев считается семейно-бытовой. Она имеет глубокую социокультурную основу и большое педагогическое значение для развития подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Чаш уругнун хинин кескен авалар, ачалар дугайында»
Чаш уругнун хинин кескен авалар, ачалар дугайында шинчилел ажылы. Ие кижинин чаш толду чырык чер кырынга бодарадып,кижи кылдыр кижизидип, остурери кончуг харысаалгалыг хулээлге,оорушку болур....
Салим Сурун-оол "Карактар дугайында маргылдаа"
Урок по литературному чтению на родном (тувинском) языке....
Чуве адынын дугайында 2 болгаш 3 класстарга ооренгенин катаптаары
Разработка открытого урока для 4 класса по тувинскому языку. Тема: Чуве адын 2, 3 класстарга ооренгенин катаптаары....
Урок технологии "Чай дугайында сактыышкын"
Урок технологии "Чай дугайында сактыышкын" во 2 классе....
3-ку класска тыва дыл кичээлинге "Домак дугайында ниити билиг" деп темага хыналда ажыл.
Бо материал 3 ку класстын уругларынын домак дугайында ниити билиин хынаарынга ажыл....
Ѳѳреникчиниң дневниги чунуң дугайында чугаалап турарыл?
Класс шагы "Ѳѳреникчиниң дневниги чунуң дугайында чугаалап турарыл?"...
ПРОЕКТ "Тыва улустун оюну - кажык"
Проект для детей старшей группы "Тыва улустун оюну - кажык"....